kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ

Цели:

  • Сформировать у обучающихся понятие перпендикулярности прямых в пространстве, прямой перпендикулярной плоскости; изучить лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей; теоремы в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.
  • Продолжить формирование навыков самостоятельности у обучающихся в процессе самоконтроля и при изучении нового материала.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Методическая цель:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики.

КМО:

  • Рисунки к теоремам
  • Справочный материал
  • Рисунки к задачам (подготовленные обучающимися)
  • учебник
  • карта отметок

Тип урока:

Изучение нового материала.

Вид урока:

Комбинированный.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия. Мотивация.

  1. Формирование новых знаний.

Работа с обучающимися получившими опережающее задание.

1 обучающийся: Две прямые в   пространстве   называются   перпендикулярными    (взаимно перпендикулярными), если угол между ними равен 90°. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: а^b. Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть

скрещивающимися. На рисунке1 перпендикулярные прямые а и b пересекаются, а перпендикулярные прямые а и с скрещивающиеся.

2 обучающийся: Докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Доказательство. Пусть а||b и a^c. Докажем, что b^с. Через произвольную точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с (рис. 2). Так как a^c, то ÐAMC = 90°.

Рисунок 1

Рисунок 2

По условию леммы b||а, а по построению а||МA, поэтому b||МА. Таким образом, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между которыми равен 90°. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90°, т. е. b^c. Лемма доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а||b, a^c

Доказать:

b^с

Доказательство:

1. Через точку М Îa, МА|| a, МС|| c, a ^ cÞ ÞМА^МСÞÐAMC=90°.

2. b||а, а||МAÞ b||МАÞ b^c.

3 обучающийся:    Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Перпендикулярность прямой а и плоскости a обозначается так: a^a. Говорят также, что плоскость a, перпендикулярна к прямой а.

Если прямая а перпендикулярна к плоскости a, то она пересекает эту плоскость. В самом деле, если бы прямая а не пересекала плоскость a, то она или лежала бы в этой плоскости, или была бы параллельна ей. Но тогда в плоскости a имелись бы прямые, не перпендикулярные к прямой а, например прямые, параллельные ей, что противоречит определению перпендикулярности прямой и плоскости. Значит, прямая а пересекает плоскость a.

На рисунке 3 изображена прямая а, перпендикулярная к плоскости a.

Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, т. е. перпендикулярно к плоскости земли. Так же расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т. д.

Докажем две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

Рисунок 3

Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости,

Рисунок 4

Доказательство. Рассмотрим две параллельные прямые а и a1 и плоскость a, такую, что a^a. Докажем, что и  a1^a.

Проведем какую-нибудь прямую х в плоскости a (рис. 4). Так как a^a, то a^x. По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей a1^x. Таким образом, прямая a1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости a, т. е. a1^a. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а|| a1, a^a

Доказать:

a1^a

Доказательство:

Проведём х Îa, т.к. a^a, то a ^хÞ a1^ х (лемма) Þ Þa1^a..

 

Докажем обратную теорему.

Теорема. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

 

Рисунок 5

Доказательство. Рассмотрим прямые а и b, перпендикулярные к плоскости a (рис. 5,а). Докажем, что а || b.

Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а. По предыдущей теореме b1^a. Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будет доказано, что а || b. Допустим, что прямые b и b1 не совпадают. Тогда в плоскости b, содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости a иb (рис. 5, б). Но это невозможно, следовательно, а||b. Теорема доказана.

 

Оформление в тетради:

Дано:

a^a, b^a

Доказать:

а || b

Доказательство:

1.Предположим, что а || b тогда, через М Îb, b1 ||aÞ Þa^a Þ b1^a.

2. через точку М в плоскости b,   b и b1 ^с Þ а || b

  1. Закрепление нового материала.

 

1. Чтение теорем устанавливающих связь между параллельностью и перпендикулярностью.

2. Попарная проверка теорем.

 

  1. Применение знаний и умений обучающихся.

Заранее выбираются консультанты, которые разбирают задачи и выполняют рисунки к ним.

Группа делится на подгруппы, где вместе с консультантами разбираются задачи. От каждой группы представитель записывает решение задачи у доски. Все обучающиеся записывают решения задач в тетрадь.

  1. подгруппа №116(а).
  2. подгруппа №116 (б).
  3. подгруппа №117
  4. Подгруппа №118
  5. Подгруппа №117

 

  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов занятия(выставление отметок).

Приложение

№ 116 (а)

Дано: - параллелепипед, 

Доказать:  ,

Доказательство: A1D1ïïAD Þ AB^ A1D1 (лемма);

ABïïDC, B1C1ïïAD Þ DC^B1C1 (лемма).

№ 116 (б)

 

Дано: - параллелепипед,  AB^DD1

Доказать:  ,

Доказательство: ABïïA1B1, AB^DD1 Þ A1B1^ DD1 (лемма);

AB^DD1, DD1ïïCC1 Þ AB^CC1 (лемма).

№ 117

Дано: DABC - тетраэдр,  BC^AD, MÎAB, AM = MB, NÎAC, AN = NC

Доказать: AD^MN

Доказательство: MNïïBC, (как средняя линия D ABC);

BC^AD Þ MN^AD (лемма).

№ 118

Дано: a^a, A,M, O Î a, O,B,C,D Î a

Найти: прямые углы

Решение: a^a Þ  a^CO, a^ DO, a^BO (по определению перпендикулярности прямой и плоскости) Þ ÐAOB = 90º,

ÐMOC = 90º, ÐDOA = 90º

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости" »

Тема: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ

Цели:

  • Сформировать у обучающихся понятие перпендикулярности прямых в пространстве, прямой перпендикулярной плоскости; изучить лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей; теоремы в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

  • Продолжить формирование навыков самостоятельности у обучающихся в процессе самоконтроля и при изучении нового материала.

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.


Методическая цель:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики.

КМО:

        • Рисунки к теоремам

        • Справочный материал

        • Рисунки к задачам (подготовленные обучающимися)

        • учебник

        • карта отметок

Тип урока:

Изучение нового материала.

Вид урока:

Комбинированный.

Ход урока.
  1. Орг. момент.

  2. Подготовка обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия. Мотивация.

  1. Формирование новых знаний.

Работа с обучающимися получившими опережающее задание.

1 обучающийся: Две прямые в пространстве называются перпендикулярными (взаимно перпендикулярными), если угол между ними равен 90°. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: аb. Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть

скрещивающимися. На рисунке1 перпендикулярные прямые а и b пересекаются, а перпендикулярные прямые а и с скрещивающиеся.

2 обучающийся: Докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Доказательство. Пусть а||b и ac. Докажем, что bс. Через произвольную точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с (рис. 2). Так как a^c, то AMC = 90°.

Рисунок 1


Рисунок 2


По условию леммы b||а, а по построению а||МA, поэтому b||МА. Таким образом, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между которыми равен 90°. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90°, т. е. b^c. Лемма доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а||b, ac

Доказать:

bс

Доказательство:

1. Через точку М , МА|| a, МС|| c, a ^ c МА^МСÐAMC=90°.

2. b||а, а||МA b||МА b^c.

3 обучающийся: Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Перпендикулярность прямой а и плоскости обозначается так: a^a. Говорят также, что плоскость a, перпендикулярна к прямой а.

Если прямая а перпендикулярна к плоскости a, то она пересекает эту плоскость. В самом деле, если бы прямая а не пересекала плоскость a, то она или лежала бы в этой плоскости, или была бы параллельна ей. Но тогда в плоскости a имелись бы прямые, не перпендикулярные к прямой а, например прямые, параллельные ей, что противоречит определению перпендикулярности прямой и плоскости. Значит, прямая а пересекает плоскость a.

На рисунке 3 изображена прямая а, перпендикулярная к плоскости a.

Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, т. е. перпендикулярно к плоскости земли. Так же расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т. д.

Докажем две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

Рисунок 3


Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости,

Рисунок 4


Доказательство. Рассмотрим две параллельные прямые а и a1 и плоскость a, такую, что a^a. Докажем, что и a1^a.

Проведем какую-нибудь прямую х в плоскости a (рис. 4). Так как a^a, то a^x. По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей a1^x. Таким образом, прямая a1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости a, т. е. a1^a. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а|| a1, aa

Доказать:

a1a

Доказательство:

Проведём х , т.к. aa, то a ^хÞ a1 х (лемма) Þ Þa1a..


Докажем обратную теорему.

Теорема. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

Рисунок 5

Доказательство. Рассмотрим прямые а и b, перпендикулярные к плоскости a (рис. 5,а). Докажем, что а  b.

Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а. По предыдущей теореме b1^a. Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будет доказано, что а  b. Допустим, что прямые b и b1 не совпадают. Тогда в плоскости , содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости a и (рис. 5, б). Но это невозможно, следовательно, аb. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

aa, ba

Доказать:

а  b

Доказательство:

1.Предположим, что а  b тогда, через Мb, b1 ||aÞ Þaa Þ b1^a.

2. через точку М в плоскости , b и b1 ^с Þ а  b

  1. Закрепление нового материала.


  1. Чтение теорем устанавливающих связь между параллельностью и перпендикулярностью.

  2. Попарная проверка теорем.


  1. Применение знаний и умений обучающихся.

Заранее выбираются консультанты, которые разбирают задачи и выполняют рисунки к ним.

Группа делится на подгруппы, где вместе с консультантами разбираются задачи. От каждой группы представитель записывает решение задачи у доски. Все обучающиеся записывают решения задач в тетрадь.

        1. подгруппа №116(а).

        2. подгруппа №116 (б).

        3. подгруппа №117

        4. Подгруппа №118

        5. Подгруппа №117


  1. Домашнее задание.

  2. Подведение итогов занятия(выставление отметок).


Приложение

№ 116 (а)


Дано: - параллелепипед,

Доказать: ,

Доказательство: A1D1AD  AB A1D1 (лемма);

ABDC, B1C1AD  DCB1C1 (лемма).

№ 116 (б)


Дано: - параллелепипед, ABDD1

Доказать: ,

Доказательство: ABA1B1, ABDD1  A1B1 DD1 (лемма);

ABDD1, DD1CC1  ABCC1 (лемма).



№ 117


Дано: DABC - тетраэдр, BCAD, MAB, AM = MB, NAC, AN = NC

Доказать: ADMN

Доказательство: MNBC, (как средняя линия  ABC);

BCAD  MNAD (лемма).



№ 118


Дано: a, A,M, O  a, O,B,C,D  

Найти: прямые углы

Решение: a  aCO, a DO, aBO (по определению перпендикулярности прямой и плоскости)  AOB = 90º,

MOC = 90º, DOA = 90º






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости"

Автор: Тимошина Оксана Владимировна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока математики по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pierpiendikuliarnost_priamoi_i_ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "426576"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503947826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Перпендикулярность прямых и плоскостей" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-pierpiendikuliarnost-priamykh-i-ploskostiei"
    ["file_id"] => string(6) "223606"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437927116"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока "Многогранники и фигуры вращения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-mnoghoghranniki-i-fighury-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408023058"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока математики 6 класс " Расположение прямых на плоскости" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-matiematiki-6-klass-raspolozhieniie-priamykh-na-ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "152709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420897378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по геометрии на тему: "Цилиндр" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapoghieomietriinatiemutsilindr9klass"
    ["file_id"] => string(6) "303819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457608034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства