kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ

Цели:

  • Сформировать у обучающихся понятие перпендикулярности прямых в пространстве, прямой перпендикулярной плоскости; изучить лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей; теоремы в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.
  • Продолжить формирование навыков самостоятельности у обучающихся в процессе самоконтроля и при изучении нового материала.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Методическая цель:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики.

КМО:

  • Рисунки к теоремам
  • Справочный материал
  • Рисунки к задачам (подготовленные обучающимися)
  • учебник
  • карта отметок

Тип урока:

Изучение нового материала.

Вид урока:

Комбинированный.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия. Мотивация.

  1. Формирование новых знаний.

Работа с обучающимися получившими опережающее задание.

1 обучающийся: Две прямые в   пространстве   называются   перпендикулярными    (взаимно перпендикулярными), если угол между ними равен 90°. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: а^b. Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть

скрещивающимися. На рисунке1 перпендикулярные прямые а и b пересекаются, а перпендикулярные прямые а и с скрещивающиеся.

2 обучающийся: Докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Доказательство. Пусть а||b и a^c. Докажем, что b^с. Через произвольную точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с (рис. 2). Так как a^c, то ÐAMC = 90°.

Рисунок 1

Рисунок 2

По условию леммы b||а, а по построению а||МA, поэтому b||МА. Таким образом, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между которыми равен 90°. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90°, т. е. b^c. Лемма доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а||b, a^c

Доказать:

b^с

Доказательство:

1. Через точку М Îa, МА|| a, МС|| c, a ^ cÞ ÞМА^МСÞÐAMC=90°.

2. b||а, а||МAÞ b||МАÞ b^c.

3 обучающийся:    Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Перпендикулярность прямой а и плоскости a обозначается так: a^a. Говорят также, что плоскость a, перпендикулярна к прямой а.

Если прямая а перпендикулярна к плоскости a, то она пересекает эту плоскость. В самом деле, если бы прямая а не пересекала плоскость a, то она или лежала бы в этой плоскости, или была бы параллельна ей. Но тогда в плоскости a имелись бы прямые, не перпендикулярные к прямой а, например прямые, параллельные ей, что противоречит определению перпендикулярности прямой и плоскости. Значит, прямая а пересекает плоскость a.

На рисунке 3 изображена прямая а, перпендикулярная к плоскости a.

Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, т. е. перпендикулярно к плоскости земли. Так же расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т. д.

Докажем две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

Рисунок 3

Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости,

Рисунок 4

Доказательство. Рассмотрим две параллельные прямые а и a1 и плоскость a, такую, что a^a. Докажем, что и  a1^a.

Проведем какую-нибудь прямую х в плоскости a (рис. 4). Так как a^a, то a^x. По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей a1^x. Таким образом, прямая a1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости a, т. е. a1^a. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а|| a1, a^a

Доказать:

a1^a

Доказательство:

Проведём х Îa, т.к. a^a, то a ^хÞ a1^ х (лемма) Þ Þa1^a..

 

Докажем обратную теорему.

Теорема. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

 

Рисунок 5

Доказательство. Рассмотрим прямые а и b, перпендикулярные к плоскости a (рис. 5,а). Докажем, что а || b.

Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а. По предыдущей теореме b1^a. Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будет доказано, что а || b. Допустим, что прямые b и b1 не совпадают. Тогда в плоскости b, содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости a иb (рис. 5, б). Но это невозможно, следовательно, а||b. Теорема доказана.

 

Оформление в тетради:

Дано:

a^a, b^a

Доказать:

а || b

Доказательство:

1.Предположим, что а || b тогда, через М Îb, b1 ||aÞ Þa^a Þ b1^a.

2. через точку М в плоскости b,   b и b1 ^с Þ а || b

  1. Закрепление нового материала.

 

1. Чтение теорем устанавливающих связь между параллельностью и перпендикулярностью.

2. Попарная проверка теорем.

 

  1. Применение знаний и умений обучающихся.

Заранее выбираются консультанты, которые разбирают задачи и выполняют рисунки к ним.

Группа делится на подгруппы, где вместе с консультантами разбираются задачи. От каждой группы представитель записывает решение задачи у доски. Все обучающиеся записывают решения задач в тетрадь.

  1. подгруппа №116(а).
  2. подгруппа №116 (б).
  3. подгруппа №117
  4. Подгруппа №118
  5. Подгруппа №117

 

  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов занятия(выставление отметок).

Приложение

№ 116 (а)

Дано: - параллелепипед, 

Доказать:  ,

Доказательство: A1D1ïïAD Þ AB^ A1D1 (лемма);

ABïïDC, B1C1ïïAD Þ DC^B1C1 (лемма).

№ 116 (б)

 

Дано: - параллелепипед,  AB^DD1

Доказать:  ,

Доказательство: ABïïA1B1, AB^DD1 Þ A1B1^ DD1 (лемма);

AB^DD1, DD1ïïCC1 Þ AB^CC1 (лемма).

№ 117

Дано: DABC - тетраэдр,  BC^AD, MÎAB, AM = MB, NÎAC, AN = NC

Доказать: AD^MN

Доказательство: MNïïBC, (как средняя линия D ABC);

BC^AD Þ MN^AD (лемма).

№ 118

Дано: a^a, A,M, O Î a, O,B,C,D Î a

Найти: прямые углы

Решение: a^a Þ  a^CO, a^ DO, a^BO (по определению перпендикулярности прямой и плоскости) Þ ÐAOB = 90º,

ÐMOC = 90º, ÐDOA = 90º

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости" »

Тема: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ

Цели:

  • Сформировать у обучающихся понятие перпендикулярности прямых в пространстве, прямой перпендикулярной плоскости; изучить лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей; теоремы в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

  • Продолжить формирование навыков самостоятельности у обучающихся в процессе самоконтроля и при изучении нового материала.

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.


Методическая цель:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке математики.

КМО:

        • Рисунки к теоремам

        • Справочный материал

        • Рисунки к задачам (подготовленные обучающимися)

        • учебник

        • карта отметок

Тип урока:

Изучение нового материала.

Вид урока:

Комбинированный.

Ход урока.
  1. Орг. момент.

  2. Подготовка обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели занятия. Мотивация.

  1. Формирование новых знаний.

Работа с обучающимися получившими опережающее задание.

1 обучающийся: Две прямые в пространстве называются перпендикулярными (взаимно перпендикулярными), если угол между ними равен 90°. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: аb. Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть

скрещивающимися. На рисунке1 перпендикулярные прямые а и b пересекаются, а перпендикулярные прямые а и с скрещивающиеся.

2 обучающийся: Докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Доказательство. Пусть а||b и ac. Докажем, что bс. Через произвольную точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с (рис. 2). Так как a^c, то AMC = 90°.

Рисунок 1


Рисунок 2


По условию леммы b||а, а по построению а||МA, поэтому b||МА. Таким образом, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между которыми равен 90°. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90°, т. е. b^c. Лемма доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а||b, ac

Доказать:

bс

Доказательство:

1. Через точку М , МА|| a, МС|| c, a ^ c МА^МСÐAMC=90°.

2. b||а, а||МA b||МА b^c.

3 обучающийся: Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Перпендикулярность прямой а и плоскости обозначается так: a^a. Говорят также, что плоскость a, перпендикулярна к прямой а.

Если прямая а перпендикулярна к плоскости a, то она пересекает эту плоскость. В самом деле, если бы прямая а не пересекала плоскость a, то она или лежала бы в этой плоскости, или была бы параллельна ей. Но тогда в плоскости a имелись бы прямые, не перпендикулярные к прямой а, например прямые, параллельные ей, что противоречит определению перпендикулярности прямой и плоскости. Значит, прямая а пересекает плоскость a.

На рисунке 3 изображена прямая а, перпендикулярная к плоскости a.

Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, т. е. перпендикулярно к плоскости земли. Так же расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т. д.

Докажем две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

Рисунок 3


Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости,

Рисунок 4


Доказательство. Рассмотрим две параллельные прямые а и a1 и плоскость a, такую, что a^a. Докажем, что и a1^a.

Проведем какую-нибудь прямую х в плоскости a (рис. 4). Так как a^a, то a^x. По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей a1^x. Таким образом, прямая a1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости a, т. е. a1^a. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

а|| a1, aa

Доказать:

a1a

Доказательство:

Проведём х , т.к. aa, то a ^хÞ a1 х (лемма) Þ Þa1a..


Докажем обратную теорему.

Теорема. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

Рисунок 5

Доказательство. Рассмотрим прямые а и b, перпендикулярные к плоскости a (рис. 5,а). Докажем, что а  b.

Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а. По предыдущей теореме b1^a. Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будет доказано, что а  b. Допустим, что прямые b и b1 не совпадают. Тогда в плоскости , содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости a и (рис. 5, б). Но это невозможно, следовательно, аb. Теорема доказана.

Оформление в тетради:

Дано:

aa, ba

Доказать:

а  b

Доказательство:

1.Предположим, что а  b тогда, через Мb, b1 ||aÞ Þaa Þ b1^a.

2. через точку М в плоскости , b и b1 ^с Þ а  b

  1. Закрепление нового материала.


  1. Чтение теорем устанавливающих связь между параллельностью и перпендикулярностью.

  2. Попарная проверка теорем.


  1. Применение знаний и умений обучающихся.

Заранее выбираются консультанты, которые разбирают задачи и выполняют рисунки к ним.

Группа делится на подгруппы, где вместе с консультантами разбираются задачи. От каждой группы представитель записывает решение задачи у доски. Все обучающиеся записывают решения задач в тетрадь.

        1. подгруппа №116(а).

        2. подгруппа №116 (б).

        3. подгруппа №117

        4. Подгруппа №118

        5. Подгруппа №117


  1. Домашнее задание.

  2. Подведение итогов занятия(выставление отметок).


Приложение

№ 116 (а)


Дано: - параллелепипед,

Доказать: ,

Доказательство: A1D1AD  AB A1D1 (лемма);

ABDC, B1C1AD  DCB1C1 (лемма).

№ 116 (б)


Дано: - параллелепипед, ABDD1

Доказать: ,

Доказательство: ABA1B1, ABDD1  A1B1 DD1 (лемма);

ABDD1, DD1CC1  ABCC1 (лемма).



№ 117


Дано: DABC - тетраэдр, BCAD, MAB, AM = MB, NAC, AN = NC

Доказать: ADMN

Доказательство: MNBC, (как средняя линия  ABC);

BCAD  MNAD (лемма).



№ 118


Дано: a, A,M, O  a, O,B,C,D  

Найти: прямые углы

Решение: a  aCO, a DO, aBO (по определению перпендикулярности прямой и плоскости)  AOB = 90º,

MOC = 90º, DOA = 90º






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости"

Автор: Тимошина Оксана Владимировна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока математики по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pierpiendikuliarnost_priamoi_i_ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "426576"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503947826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Перпендикулярность прямых и плоскостей" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-pierpiendikuliarnost-priamykh-i-ploskostiei"
    ["file_id"] => string(6) "223606"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437927116"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока "Многогранники и фигуры вращения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-mnoghoghranniki-i-fighury-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408023058"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока математики 6 класс " Расположение прямых на плоскости" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-matiematiki-6-klass-raspolozhieniie-priamykh-na-ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "152709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420897378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по геометрии на тему: "Цилиндр" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapoghieomietriinatiemutsilindr9klass"
    ["file_id"] => string(6) "303819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457608034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства