kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Учить детей сочувствовать, сопереживать, понимать глубину произведения.

   - учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на  основе полученных сведений, составлять синквейн;

   -  учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей ;

   -  развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные,экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать  свою точку зрения; 

Воспитывать любовь и уважение к птицам, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»,к природе.

Задачи: формировать условия для успешной реализации творческой деятельности  школьника, его эмоционально - ценностные отношения к деятельности;

     - формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«стрижонок скрип»

МОУ «Рощинская школа»




Открытый урок

по литературному чтению в 4 классе


В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип».










Подготовила :

учитель

начальных классов

Шевчук О.В.





2014/2015 учебный год




Тема: Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип».


Цель урока:


Учить детей сочувствовать, сопереживать, понимать глубину произведения.


   - учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на  основе полученных сведений, составлять синквейн;

   -  учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей ;

   -  развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные ,экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать  свою точку зрения; 

Воспитывать любовь и уважение к птицам, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»,к природе.



Задачи: формировать условия для успешной реализации творческой деятельности  школьника, его эмоционально - ценностные отношения к деятельности;

     - формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Презентация

  2. Запись МР 3 «Пение птиц у воды»

  3. Карточки с заданиями

4 Муз. физминутка

Ход урока


1. Организационный момент

Звучит музыка (звуки леса)

2. Введение в тему (Слайд 2)

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

-У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

-Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы будем путешествовать по этой стране. Мы продолжим работать с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»


3.Проверка домашнего задания

Называют части рассказа «Стрижонок Скрип», озаглавливают.


4.Актуализация знаний (Слайд 3)


- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения?

( Природа и мы)

- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк,

А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

- Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению? (Он главный герой)

- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».


Сопоставьте автора с названием его произведения (Карточка №1)


Д.Н.Мамин-Сибиряк         «Выскочка»

А.И. Куприн «Приёмыш»

Е.И.Чарушин        

М.М.Пришвин                    «Кабан»

«Барбос и жулька»


4.Сообщение темы урока, постановка целей


.- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





5.Анализ художественных образов


Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом. (карточка № 2)


На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.

Сердце её лучше солнца греет. (Слайд 4)

Роднее её родни нет.


- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем? (с.101 учебника)


- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать.


II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать.


- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).

- Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?

(отбила охоту отбирать еду у других)


(слайд 6)

6.Составление синквейна на тему «Стирижиха» ( работа в четвёрках, работа в тетрадях)


Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

(слайд 7)

Проверка ( на доске): 1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.



7.Какой второй урок преподала мама стрижиха?


(Опасно вылезать из норки, риск разбиться) с.102.-103


8. Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа. (с. 103)

- Придумайте вопрос к этому эпизоду.

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Третий урок жизни



У маленьких птиц есть враги.



- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

- Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

 - Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

 - Какой урок преподали стрижи Скрипу?

Опасность должна сплачивать стаю

   Работас учебником. Выборочное чтение с.105-106                                               

 - Придумайте вопросы к этому отрывку.     

9. Самостоятельная работа в парах.

 - Выпишите слова, характеризующие качества  соседей стрижей  по отношению к Скрипу, его братьям и сёстрам.

 Терпение, хитрость, забота, бессердечие,милосердие, доброту, равнодушие, сочувствие.      

 - Кем стали для Скрипа стрижи соседи? (Семьёй).

10.Кто заставил скрипа летать? ( вожак Белое брюшко) ЗАЧИТАЙТЕ

Какой вывод сделал для себя стрижонок Скрип?


«Хорошо,когда умеешь летать»


11. - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?


12. – Отчего стрижи стали беспокоиться?

-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»



13. Закрепление изученного

У каждого ученика белая карточка, где он ставит + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

  5. Скрип был любопытный стрижонок.

  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

  7. Стрижи – очень дружный народ.

  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

14. Рефлексия. Итог урока.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какие пословицы подходят к рассказу? (Слайд 13)

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать. (слайд 14)
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

VII. Домашнее задание ( Слайд 16)

Пересказать рассказ от лица Скрипа.


Просмотр содержимого презентации
«4 стрижонок скрип»

В.П. Астафьев  «Стрижонок Скрип»    урок литературного чтения  в 4 классе

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» урок литературного чтения в 4 классе

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, замените местоимения этим словом. Птица рада весне, а дитя- матери ей. Сердце её лучше солнца греет. матери Роднее  её родни нет. матери

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, замените местоимения этим словом.

Птица рада весне, а дитя-

матери

ей.

Сердце

её

лучше солнца греет.

матери

Роднее

её

родни нет.

матери

Мать-стрижиха

Мать-стрижиха

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)  Правила составления синквейна:  В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).  Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)  Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)  Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)  Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять») Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Составить синквейн на тему «Стрижиха» 1. Стрижиха 2. Строгая, заботливая 3. Кормит, воспитывает, оберегает 4. С ней очень хорошо 5. Мать

Составить синквейн на тему «Стрижиха»

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать

Ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: илом, глиной.

Ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см.

Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: илом, глиной.

Прилетев, сразу начинают строить гнездо, строят неделю и больше. Затем сразу откладывают яички. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Полёт быстрый, стремительный. Скорость до 100 км/час. За время вскармливания пролетает расстояние равное кругосветному путешествию. В сутки летает по 16-17 часов.

Прилетев, сразу начинают строить гнездо, строят неделю и больше. Затем сразу откладывают яички. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе.

Полёт быстрый, стремительный. Скорость до 100 км/час. За время вскармливания пролетает расстояние равное кругосветному путешествию. В сутки летает по 16-17 часов.

«Дружный народ стрижи»

«Дружный народ стрижи»

«Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

«Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

Какие пословицы подходят к рассказу?  Один за всех, все за одного.  Мир не без добрых людей.  Учись смолоду – пригодится в старости.  Делу – время, потехе – час.  Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Будем птиц любить ,оберегать  Будем взрослым в этом деле помогать:  Беречь леса, поля и реки,  Чтоб сохранилось все на веки!!!

Будем птиц любить ,оберегать Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!!

Домашнее задание   Пересказать рассказ от лица Скрипа.  По желанию составить синквейн о Скрипе.

Домашнее задание Пересказать рассказ от лица Скрипа. По желанию составить синквейн о Скрипе.

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Автор: Шевчук Олеся Васильевна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип""
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_v_4_klasse_v_p_astafev_strizhonok_skrip"
    ["file_id"] => string(6) "504591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553519122"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип""
    ["seo_title"] => string(28) "v_p_astafev_strizhonok_skrip"
    ["file_id"] => string(6) "655789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1725369586"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«Литературное чтение» (слушание)  Рассказы о животных.  В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» "
    ["seo_title"] => string(88) "litieraturnoie-chtieniie-slushaniie-rasskazy-o-zhivotnykh-v-p-astaf-iev-strizhonok-skrip"
    ["file_id"] => string(6) "217835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433490396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства