kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературное чтение  4 класс 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"»

Конспект урока чтения

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Ход урока


−Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши). Тихо сели.

− А девизом нашей работы станут слова:

Слайд 2 (читают хором)

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!

Слайд 3

− Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

− «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

− Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

- Кто кроме художников и композиторов описывает красоту природы.

( писатели и поэты).

- В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам поработать в парах. Соедините название произведения и автора. 

− Хочу обратить ваше внимание на одну птицу.

Угадайте, что за птичка −

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (Ласточка) Слайд

− Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать? (Хвост раздвинут в два хвоста).

− Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

− А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (Стрижи).

− Посмотрим мультфильм о стрижах. (про стрижей 3 мин.)

− Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым.

− И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.

− Первое размышление строки на экране

Слайд

Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.

− Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (Человек и природа неотделимы друг от друга).

− Попробуйте догадаться, кто написал эти строки. Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат рабочие листы, сейчас нам предстоит выполнить задние 1.

Карточка

1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла
2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс
3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж
4.улаплукориртлсолдатомэделролщнлеудукажпорю
5.слесаремжошггрузчикомждвахтёромдоучителему
6. Дукажптюшнстрижонокскрипмлкопрвдзхр

− Взяли карточки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? (С творчеством Виктора Петровича Астафьева).

Слайд (портрет Астафьева)

− Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)

− В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием? (в семье крестьянина, воспитывала бабушка) 

− 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? (солдатом)

Слайд

− В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. На войне был шофёром, разведчиком, связистом. Несколько раз был тяжело ранен. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

− 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)

− 6 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня.

(«Стрижонок Скрип»).

Слайд

– Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение. Фамилия автора и название произведения прозвучали в логическом упражнении.

– Сформулируйте тему урока полностью.(Тема урока – рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».)Слайд

– Зная тему, поставьте цели урока. (Цель урока – познакомиться с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)

- Перед тем, как начать читать, познакомимся с некоторыми неизвестными словами.

Словарная работа.

БЕСЦЕРЕМОННО — (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).

ЗАПОЛОШНО — (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ— (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).

ЯР — (крутой берег, обрыв).

— Подберите синонимы к словам.

МЕРЦАЛА — (светилась).

СЕРЬЕЗНЫЙ — (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

УГРЕВШИСЬ - (согревшись).

ПОТУХЛО — (погасло, прекратилось).

— Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА — (темнела, мрачнела).

СТРОГИЙ- (ласковый).

ТРЕВОГА — (покой, спокойствие).

Физкультминутка

Работа с текстом во время чтения

− В ходе чтения будем останавливаться и отвечать на вопросы. Я начинаю. Следим и внимательно слушаем. (До слов «И когда снова…»)

-Где родился стрижонок? (В норке).

Давайте прочитаем о его моменте рождения. Каким на свет появился птенец? (испуганным)

− Чем порадовала его мама? (мама принесла в клюве капельку воды).

Продолжаем читать (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

- Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца? (Он хотел вторую каплю получить себе)
- Что понял Скрип? (Какая мама строгая и серьезная).
- Что случилось с папой стрижат? (Мальчишки сшибли из рогатки). Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?
- Как автор называет стрижиху? (Хорошей мамой) Согласны ли вы с этим? Объясните.

- Спасибо за ваши ответы. А мы продолжаем читать. (До слов «Это было радостно и жутко!»

Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.
- О каком качестве характера это говорит?
- Прочитайте, как отнеслась к этому мама?
- Какие враги были у стрижей?
- Как стрижи защищаются от них?
- Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.)
- Чему важному хотела научить стрижат мама?

− Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание в рабочих листах.

- Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом (мать)

Птица рада весне, а дитя - ей.

Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

(Птица рада весне, а дитя - матери

Сердце матери лучше солнца греет.

Роднее матери родни нет).

− Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

− Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание: правильно определить последовательность действий героев.

− Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.

  1. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  2. Он задремал, угревшись под крылом.

  3. Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.

  4. Стрижата запищали, а мамы не было.

− У каждого из вас лежит карточка с высказываниями, в которой вы должны поставить плюс, если согласны или минус, если не согласны с этим.

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама.

  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

  5. Скрип был любопытный стрижонок.

  6. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.

− Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища. − Если ваш сосед допустил 0 ошибок – поставьте ему 5; 1-2 ошибки − 4; 3 ошибки – 3. Слайд

– Определите жанр этого произведения. ( рассказ).

– Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема.)

– Почему в данном разделе учебника оказался этот рассказ? (Раздел «Природа и мы». В рассказе описываются события, которые связаны с природой, птицами и поведением людей)

– О ком прочитали рассказ? (О стрижонке Скрипе)

− Ребята, а что сегодня узнали на уроке?

− Что вас удивило?

− Дал ли вам этот урок что – нибудь для жизни?

Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас почувствовало как жилось нашему герою Скрипу. О его судьбе узнаём на следующих урока, когда дочитаем рассказ. И я надеюсь, вы всегда будете по доброму относиться к нашим пернатым друзьям.

− Будем птиц любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось всё на веки!

− А сейчас, я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу и показали своё отношение к уроку.

− Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики (На доске на изображение Солнца)

− На парте у каждого лучики. Раскрасть Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации Лучик голубого цвета – урок не интересный. (Дети клеят лучики, звучит музыка природы.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Автор: Александрова Анастасия Алексеевна

Дата: 03.09.2024

Номер свидетельства: 655789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация по литературному чтению на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_litieraturnomu_chtieniiu_na_tiemu_v_p_astaf_iev_strizhonok_sk"
    ["file_id"] => string(6) "436298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509630293"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку по теме В,П,Астафьев "Стрижонок Скрип""
    ["seo_title"] => string(58) "prezentatsiia_k_uroku_po_teme_v_p_astafev_strizhonok_skrip"
    ["file_id"] => string(6) "523264"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1571501938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" "
    ["seo_title"] => string(30) "v-p-astaf-iev-strizhonok-skrip"
    ["file_id"] => string(6) "199394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428575681"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок - диалог по литературному чтению В. Астафьев "Стрижонок Скрип" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-dialogh-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-astaf-iev-strizhonok-skrip"
    ["file_id"] => string(6) "128735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415554461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок " Стрижонок Скрип" В.А. Астафьев"
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyi_urok_strizhonok_skrip_v_a_astafev"
    ["file_id"] => string(6) "651064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716237533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства