kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения посвящён знакомству с творчеством Астафьева,с его интересной биографией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"»

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»







УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

















Подготовила учитель начальных классов

Чекмарёва А.Ю.







2018-19 учебный год Цель урока : * продолжить знакомство с творчеством В.П.Астафьева;

* учиться правильно, выразительно читать и анализировать прочитанное;

* воспитывать бережное отношение к природе.





Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Мобилизующий этап.

Звучит музыка и на её фоне звучит стихотворение .


В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО КРАСОТЫ!
В природе стол ько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, о застенчивой русской природе.

3. Работа с ассоциациями.

На доске появляется слово «ПРИРОДА».

- С чем ассоициируется это слово? (Зелень, красота, животные, отдых, ручейки, источник света, тепла и т.д.)


Появляется слово «ЧЕЛОВЕК».

-А сейчас какие картины рисует ваше воображение? ( человек зависит от природы: он получает эстетическое удовольствие от общения с ней, но и нарушает гармонию природы, бездарно используя её ресурсы).


- Изучая раздел «Природа и мы», мы познакомились с творчеством настоящих ценителей и знатоков природы. В своих произведениях они показывают человека и природу как единое неразрывное целое. А с чем же это связано? Где истоки любви к русской природе, так душевно воспетой этими писателями?


- Давайте вспомним их имена. ( Дети называют)


- Ребята нашего класса пытались ответить на этот вопрос, выполнив небольшие исследовательские работы, изучив биографии писателей.








Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин)

Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье священника. Природа тех мест богата лесами, бурными реками, хребтами Уральских гор.

Маленький Дима старался брать пример с отца: хорошо учился, помогал матери по хозяйству, любил животных. А по вечерам с друзьями ходил в горы полюбоваться их красотами.

Окончив Пермскую духовную семинарию, он решил посвятить свою жизнь помощи больным и страдающим животным,продолжив образование на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии. По жизни он был наблюдательным человеком, и картины из жизни природы и людей всегда волновали его. Это и привело его к писательству.В своих произведениях Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы.Позже писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист родился 4 февраля 1873 года

в Орловской губернии неподалёку от Ельца. Природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом её свойстве , даже в некоторой суровости , и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. Биография его больше напоминает жизнь какого-то биолога и географа-естествоиспытателя. Но именно в таких интересных и увлекательных исследованиях и рождались его красивые истории, многие из которых были даже не выдуманы, а просто мастерски описаны. Получив образование агронома, он пишет научную книгу о картофеле. Много путешествует и постоянно работает над своими книгами.. К.Г. Паустовский сказал « Если природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде вего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина»

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН - русский художник и писатель, книжный график.Родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 года в семье архитектора. Отец много разъезжал, часто брал с собой сынишку.Самые яркие воспоминания о детстве связаны с животными, которых он сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах-банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи о животных. После окончания Ленинградской Академии Художеств иллюстрировал книги Бианки, Пришвина, Мамина-Сибиряка. А уже позже сам стал создавать свои произведения для детей. Чарушин говорил « Я хочу понять животное, передать его повадки, характер движений… Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка-я рад….»

Александра Ивановича Куприна нельзя отнести в полной мере к писателям-натуралистам, да и произведений для детей тоже мало. Но в детской литературе встречаются его рассказы («Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька»), в которых между строк можно прочитать о непростой жизни писателя. Поэтому рассказы о взаимоотношениях людей и животных – грустные, совсем не сказочные. Складывается впечатление, что в судьбах героев-животных Куприна таится грусть от воспоминаний горького детства писателя и тоска по России. Родился А.И.Куприн 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской Губернии в небогатой семье дворян. Отец умер,когда мальчику был 1 год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансионат. После завершения военной службы он странствовал по стране, работая грузчиком, актёром, организатором цирка и т.д. А потом уехал за границу, где жил в глубокой тоске по Родине. Лишь перед смертью вернулся на родину.

- Своими работами ребята доказали, что человек – это часть природы, зависящая от неё.

4. Формулирование темы и цели урока.

- Для продолжения урока нам надо выбрать ещё одну ассоциацию, которая подходит к образу жизни писателя, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке.

ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ЭКОЛОГИЯ

Дети выбирают слово «ЭКОЛОГИЯ».

- О человеке, с прозведением которого мы сегодня познакомимся, можно сказать, что он был одним из первых экологов, забивших тревогу по неразумному, безжалостному, потребительскому отношению человека к природе.

- Его имя скрыто в ребусе. Составьте имя, отчество и фамилию писателя, исключив имя, отчество и фамилии авторов, произведения которых мы изучили в этом разделе.



На слайде : Дмитрий Александр Михаил Евгений Виктор

Наркисович Иванович Михайлович Иванович Петрович

Мамин-Сибиряк Куприн Пришвин Чарушин Астафьев

- Молодцы. Сегодня на уроке мы изучим творчество Виктора Петровича.

- Определим название произведения, отгадав ребус:

С м Т о Р л И о Ж д О ц Н ы О у К м С н К и Р ч И к П и

- Мы будем читать произведение « Стрижонок Скрип».

- Тема известна. Давайте поставим цель урока.

- Цель урока: *познакомиться с творчеством В.П.Астафьева и с его произведением

«Стрижонок Скрип»;

* учиться правильно и выразительно читать и анализировать его;

* воспитывать бережное отношение к природе.

5.Знакомство с биографией писателей.

1) Просмотр слайдов с биографией писателя сопровождается рассказом учителя.

В.П. Астафьев писал о природе и для взрослых, и для детей. Ему хотелось внушить людям, что всё,что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной птахи до неба, дающего нам возможность дышать, солнца,согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле как дитя родное заботиться о ней, радовать её.

Этот призыв можно услышать и в произведениях, которые Астафьев писал для детей.

- Мы только что раскрыли секрет писателей-натуралистов, рассказав о том, что истоки их любви и понимания природы берут своё начало из детства, из непростой порой биографии. Человек и природа связаны между собой, они должны помогать и заботиться друг о друге. Именно это и пытаются объяснить писатели и поэты в своих произведениях.

- А можно ли тоже самое сказать об Астафьеве.?

Демонстрация слайдов с иллюстрациями обложек книг Астафьева.

- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска.Он рос на берегу великой реки Енисей, которую называют в народе «батюшкой».

- В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей становится его бабушка Екатерина Петровна.Через бабушку, дедушку, дядьёв и тёток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русские традиции, здоровые земные корни, красоту и суровость родной земли.

Потом Витя попал в детский дом в Игарке. Прекрасных людей он знавал немало, не только из родни: первым после мамы, бабушки и деда был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детском доме. А учитель словесности Игнатий Викторович Рождественский обратил внимание на литературное дарование мальчика и развивал его. Свои первые заметки о природе он написал в школьной стен.газете.

Когда началась Великая Отечественная война Астафьев был учащимся ФЗУ. А в 1943 году добровольцем ушёл на фронт. Был неоднократно ранен, имел ордена и медали.

После окончания войны работал и слесарем, и чернорабочим, и плотником вагонного метро.А когда он устроился на работу в газету «Чусовской рабочий», его заметили как талантливого журналиста. С этого времени и началась его творческая карьера.

- В.П.Астафьев писал рассказы о природе, об отношениях человека и природы. А в последних произведениях писателя можно услышать призыв к человеку о бережном отношении к природе, он призывал людей остановиться и перестать разорять окружающую среду, безжалостно истреблять её дары. Поэтому Астафьева в полной мере можно отнести к первым экологам в нашей литературе.

Показ видеофильма.

- ---- нужно, чтобы каждый человек жил по совести, понимая, что от него зависит, каким будет завтрашний день его страны, его родины, его самого. Человек должен ощущать себя частью природы, ведь природа – это часть человека.



6. Вступительная беседа перед знакомством с содержанием произведения.

1) Словарная работа.

Бесцеремонно – беззачтенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно- суматошно, неспокойно, взбаломошно.

Лепиться- располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

Яр- крутой берег.

- Подберите синонимы к словам.

Мерцала (светилась)

Серьёзный (вдумччивый, сосредоточенный, озабоченный)

Угревшись (согревшись)

Потухло (погасло, прекратилось)

Подберите антонимы к словам.

Мерцала (темнела, мрачнела)

Строгий (ласковый)

Тревога (покой, спокойствие)



2) Предопределение уч-ся содержания нового произведения.

- Как вы думаете, о чём может быть это произведение Астафьева?

- Что вы знаете о стрижах?

Демонстрация видеоролика.

7. Чтение произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» по частям детьми.

1) Устанавливается, чьё предположение было более точным.

2) – К какому литературному жанру относится это произведение?

8. Рефлексия.

На столе у детей иллюстрации с изображением стрижа.

- Если урок вам понравился, ребята, нарисуйте рядом со скворцом солнце жёлтого цвета, если, что-то вам не понравилось – нарисуйте тучку.

9. Оценивание детей. ( по ребусу)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Автор: Чекмарёва Анна Юрьевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2430 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства