kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения посвящён знакомству с творчеством Астафьева,с его интересной биографией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"»

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»







УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

















Подготовила учитель начальных классов

Чекмарёва А.Ю.







2018-19 учебный год Цель урока : * продолжить знакомство с творчеством В.П.Астафьева;

* учиться правильно, выразительно читать и анализировать прочитанное;

* воспитывать бережное отношение к природе.





Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Мобилизующий этап.

Звучит музыка и на её фоне звучит стихотворение .


В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО КРАСОТЫ!
В природе стол ько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, о застенчивой русской природе.

3. Работа с ассоциациями.

На доске появляется слово «ПРИРОДА».

- С чем ассоициируется это слово? (Зелень, красота, животные, отдых, ручейки, источник света, тепла и т.д.)


Появляется слово «ЧЕЛОВЕК».

-А сейчас какие картины рисует ваше воображение? ( человек зависит от природы: он получает эстетическое удовольствие от общения с ней, но и нарушает гармонию природы, бездарно используя её ресурсы).


- Изучая раздел «Природа и мы», мы познакомились с творчеством настоящих ценителей и знатоков природы. В своих произведениях они показывают человека и природу как единое неразрывное целое. А с чем же это связано? Где истоки любви к русской природе, так душевно воспетой этими писателями?


- Давайте вспомним их имена. ( Дети называют)


- Ребята нашего класса пытались ответить на этот вопрос, выполнив небольшие исследовательские работы, изучив биографии писателей.








Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин)

Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье священника. Природа тех мест богата лесами, бурными реками, хребтами Уральских гор.

Маленький Дима старался брать пример с отца: хорошо учился, помогал матери по хозяйству, любил животных. А по вечерам с друзьями ходил в горы полюбоваться их красотами.

Окончив Пермскую духовную семинарию, он решил посвятить свою жизнь помощи больным и страдающим животным,продолжив образование на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии. По жизни он был наблюдательным человеком, и картины из жизни природы и людей всегда волновали его. Это и привело его к писательству.В своих произведениях Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы.Позже писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист родился 4 февраля 1873 года

в Орловской губернии неподалёку от Ельца. Природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом её свойстве , даже в некоторой суровости , и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. Биография его больше напоминает жизнь какого-то биолога и географа-естествоиспытателя. Но именно в таких интересных и увлекательных исследованиях и рождались его красивые истории, многие из которых были даже не выдуманы, а просто мастерски описаны. Получив образование агронома, он пишет научную книгу о картофеле. Много путешествует и постоянно работает над своими книгами.. К.Г. Паустовский сказал « Если природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде вего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина»

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН - русский художник и писатель, книжный график.Родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 года в семье архитектора. Отец много разъезжал, часто брал с собой сынишку.Самые яркие воспоминания о детстве связаны с животными, которых он сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах-банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи о животных. После окончания Ленинградской Академии Художеств иллюстрировал книги Бианки, Пришвина, Мамина-Сибиряка. А уже позже сам стал создавать свои произведения для детей. Чарушин говорил « Я хочу понять животное, передать его повадки, характер движений… Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка-я рад….»

Александра Ивановича Куприна нельзя отнести в полной мере к писателям-натуралистам, да и произведений для детей тоже мало. Но в детской литературе встречаются его рассказы («Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька»), в которых между строк можно прочитать о непростой жизни писателя. Поэтому рассказы о взаимоотношениях людей и животных – грустные, совсем не сказочные. Складывается впечатление, что в судьбах героев-животных Куприна таится грусть от воспоминаний горького детства писателя и тоска по России. Родился А.И.Куприн 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской Губернии в небогатой семье дворян. Отец умер,когда мальчику был 1 год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансионат. После завершения военной службы он странствовал по стране, работая грузчиком, актёром, организатором цирка и т.д. А потом уехал за границу, где жил в глубокой тоске по Родине. Лишь перед смертью вернулся на родину.

- Своими работами ребята доказали, что человек – это часть природы, зависящая от неё.

4. Формулирование темы и цели урока.

- Для продолжения урока нам надо выбрать ещё одну ассоциацию, которая подходит к образу жизни писателя, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке.

ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ЭКОЛОГИЯ

Дети выбирают слово «ЭКОЛОГИЯ».

- О человеке, с прозведением которого мы сегодня познакомимся, можно сказать, что он был одним из первых экологов, забивших тревогу по неразумному, безжалостному, потребительскому отношению человека к природе.

- Его имя скрыто в ребусе. Составьте имя, отчество и фамилию писателя, исключив имя, отчество и фамилии авторов, произведения которых мы изучили в этом разделе.



На слайде : Дмитрий Александр Михаил Евгений Виктор

Наркисович Иванович Михайлович Иванович Петрович

Мамин-Сибиряк Куприн Пришвин Чарушин Астафьев

- Молодцы. Сегодня на уроке мы изучим творчество Виктора Петровича.

- Определим название произведения, отгадав ребус:

С м Т о Р л И о Ж д О ц Н ы О у К м С н К и Р ч И к П и

- Мы будем читать произведение « Стрижонок Скрип».

- Тема известна. Давайте поставим цель урока.

- Цель урока: *познакомиться с творчеством В.П.Астафьева и с его произведением

«Стрижонок Скрип»;

* учиться правильно и выразительно читать и анализировать его;

* воспитывать бережное отношение к природе.

5.Знакомство с биографией писателей.

1) Просмотр слайдов с биографией писателя сопровождается рассказом учителя.

В.П. Астафьев писал о природе и для взрослых, и для детей. Ему хотелось внушить людям, что всё,что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной птахи до неба, дающего нам возможность дышать, солнца,согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле как дитя родное заботиться о ней, радовать её.

Этот призыв можно услышать и в произведениях, которые Астафьев писал для детей.

- Мы только что раскрыли секрет писателей-натуралистов, рассказав о том, что истоки их любви и понимания природы берут своё начало из детства, из непростой порой биографии. Человек и природа связаны между собой, они должны помогать и заботиться друг о друге. Именно это и пытаются объяснить писатели и поэты в своих произведениях.

- А можно ли тоже самое сказать об Астафьеве.?

Демонстрация слайдов с иллюстрациями обложек книг Астафьева.

- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска.Он рос на берегу великой реки Енисей, которую называют в народе «батюшкой».

- В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей становится его бабушка Екатерина Петровна.Через бабушку, дедушку, дядьёв и тёток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русские традиции, здоровые земные корни, красоту и суровость родной земли.

Потом Витя попал в детский дом в Игарке. Прекрасных людей он знавал немало, не только из родни: первым после мамы, бабушки и деда был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детском доме. А учитель словесности Игнатий Викторович Рождественский обратил внимание на литературное дарование мальчика и развивал его. Свои первые заметки о природе он написал в школьной стен.газете.

Когда началась Великая Отечественная война Астафьев был учащимся ФЗУ. А в 1943 году добровольцем ушёл на фронт. Был неоднократно ранен, имел ордена и медали.

После окончания войны работал и слесарем, и чернорабочим, и плотником вагонного метро.А когда он устроился на работу в газету «Чусовской рабочий», его заметили как талантливого журналиста. С этого времени и началась его творческая карьера.

- В.П.Астафьев писал рассказы о природе, об отношениях человека и природы. А в последних произведениях писателя можно услышать призыв к человеку о бережном отношении к природе, он призывал людей остановиться и перестать разорять окружающую среду, безжалостно истреблять её дары. Поэтому Астафьева в полной мере можно отнести к первым экологам в нашей литературе.

Показ видеофильма.

- ---- нужно, чтобы каждый человек жил по совести, понимая, что от него зависит, каким будет завтрашний день его страны, его родины, его самого. Человек должен ощущать себя частью природы, ведь природа – это часть человека.



6. Вступительная беседа перед знакомством с содержанием произведения.

1) Словарная работа.

Бесцеремонно – беззачтенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно- суматошно, неспокойно, взбаломошно.

Лепиться- располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

Яр- крутой берег.

- Подберите синонимы к словам.

Мерцала (светилась)

Серьёзный (вдумччивый, сосредоточенный, озабоченный)

Угревшись (согревшись)

Потухло (погасло, прекратилось)

Подберите антонимы к словам.

Мерцала (темнела, мрачнела)

Строгий (ласковый)

Тревога (покой, спокойствие)



2) Предопределение уч-ся содержания нового произведения.

- Как вы думаете, о чём может быть это произведение Астафьева?

- Что вы знаете о стрижах?

Демонстрация видеоролика.

7. Чтение произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» по частям детьми.

1) Устанавливается, чьё предположение было более точным.

2) – К какому литературному жанру относится это произведение?

8. Рефлексия.

На столе у детей иллюстрации с изображением стрижа.

- Если урок вам понравился, ребята, нарисуйте рядом со скворцом солнце жёлтого цвета, если, что-то вам не понравилось – нарисуйте тучку.

9. Оценивание детей. ( по ребусу)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Автор: Чекмарёва Анна Юрьевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства