kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.»

КОНСПЕКТ

урока по литературному чтению

























Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.















Учитель: Панченко Вита Владимировна















Класс: 4

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.

Цели и задачи:

  • Продолжать знакомство с произведением В. П. Астахова.

  • Развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

  • Воспитывать любовь к животным и заботу о них.

Тип урока: закрепление изученного

Оборудование: экран; презентация;

Литература: учебник Литературное чтение. 4 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011;

Физминутки на уроках чтения, русского языка, письма [Электронный ресурс] - https://multiurok.ru/files/fizkultminutki-na-urokakh-chteniia-pisma-russkogo.html



Номер тел.: +79495140173

























ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1.Организация начала урока (1 мин)

2.Проверка домашнего задания ( 4 мин)

3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока (3 мин)

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала(16 мин)

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами(11 мин)

6.Итоги урока( 3 мин)

7.Сообщение домашнего задания( 1 мин)

8.Оценивание(1 мин)









СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.Организация начала урока

1.2Речевая разминка

2.Проверка домашнего задания

3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1.Первый пункт плана «Рождение стрижат и забота матери о них»

4.2. Второй пункт плана «Волнение и гибель мамы-стрижихи»

4.3. Третий пункт плана «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»

ФИЗМИНУТКА

4.4. Четвёртый пункт плана «Стрижонок и мальчишки»

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.

5.1. Кроссворд по произведению

5.2. Игра «Собери пословицы»

6.Итоги урока

6.1. Рефлексия «Незаконченная фраза»

7.Сообщение домашнего задания

8. Оценивание





























1.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Римма Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вам я.

− А девизом нашей работы станут слова: (слайд 1)

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!

1.2.Речевая разминка

- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.(слайд 2)

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

− Что это? (Это стихотворение)

– Прочитаем орфографически (как пишем)

– Прочитаем орфоэпически (как произносим)

– Прочитайте медленно, затем с ускорением

– Прочитаем выразительно.

2.Проверка домашнего задания

- А, теперь, скажите, пожалуйста, что было задано на дом? (дочитать произведение «Стрижонок Скрип»)

- Кто автор этого произведения?(Виктор Петрович Астафьев)

- О чем это произведение?( Этот рассказ про одного стрижонка по имени Скрип, который остался без папы и мамы. Но стрижи помогли ему и его сестрам вырасти и научили летать.)

- Как стрижонок Скрип появился на свет? (он вылупился из яичка в тёмной норке)

- Как прошли первые дни его жизни? (Первые дни Скрип только ел и пил − в клюве мама приносила ему еду.)

- Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе?(  Писатель пишет, что она была "серьёзная и строгая", но иначе невозможно было бы воспитать птенцов.)

- Согласны ли вы, что она была хорошей матерью?(Да, она была хорошей мамой, хоть и строгой, она заботилась о стрижатах)

- Почему стрижата остались одни?( Мама стрижат погибла, когда гналась за соколом. )

3.Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация

- Какое произведение изучаем?(«Стрижонок Скрип»)  

- Но мы же его не закончили. Как думаете,  какова тема нашего сегодняшнего урока?(Продолжение работы с произведением «Стрижонок Скрип»)  

- Правильно, ребята! Сегодня мы продолжим работать с произведением «Стрижонок Скрип», будем делить произведение на части и составлять план для пересказа этого большого и интересного, а также поучительного произведения.

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала.

4.1.Первый пункт плана «Рождение стрижат и забота матери о них»

- Мы вспомнили с вами содержание произведения, ответили на вопросы. А теперь нам нужно составить план. Как вы думаете, сколько может быть частей в плане? Предположите.(4 части)

- Мы с вами попробуем разделить это произведение на 4 части. Посмотрите внимательно на слайд(слайд 3). Даны 4 картинки. Скажите, пожалуйста, какие из этих картин мы можем отнести к 1 части плана?(первую, третью и четвёртую)

- В нескольких предложениях попробуйте пересказать первую часть плана. (Стрижонок Скрип вылупился из яйца в тёмной норке и пискнул. Ничего не было видно, только маленькое пятнышко вдалеке, он испугался этого света и прижался сильнее к своей маме. Когда он проснулся – мамы уже не было, но рядом с ним уже были его сестры и братья, но тут пятнышко вдалеке потухло и все испугались, а потом поняли что это их мама. Она принесла в клюве капельку дождя и дала её Скрипу, когда мама прилетела во второй раз он что есть духу закричал: «Скрип!», - и даже полез к ней навстречу, но мама его оттолкнула из-за чего Скрип даже обиделся. Понял Скрип, что мама у них серьёзная. Так и начал жить в норке Скрип вместе со своими братьями и сёстрами. Маме-стрижихе было очень тяжело прокормить детей, но она была хорошей матерью, а папы у них не было, его сшибли из рогатки мальчишки.)

- Как бы вы озаглавили эту часть? («Рождение стрижат и забота матери о них»)

4.2. Второй пункт плана «Волнение и гибель мамы-стрижихи»

- На слайде мы видим слова и фразы, которые мы бы могли отнести ко 2 части плана. Их необходимо переставить в правильной последовательности.(слайд 4)

«Скрип подрос» (1)

«Мама- стрижиха вылетела на битву» (7)

«Унёс в когтях» (8)

«Хотелось выглянуть из норки» (2)

«Боязно!» (3)

«Чёрная гадюка» (5)

«Дружно налетали стрижи» (6)

«Страшный быстрый сокол» ( 4)

- По правильно составленной последовательности(слайд 5), попробуйте кратко пересказать 2 часть плана. (Скрип подрос. У него появились перья и ему всё время хотелось есть, иногда ему удавалось забрать у своих братьев и сестёр мошку, они недовольно пищали, но даже после этого Скрипу ещё хотелось есть. А ещё ему хотелось выглянуть из норки, поэтому он пополз к этому свету. Боязно, но он был храбрым, поэтому продолжал ползти. Но тут появилась мама-стрижиха и поволокла его обратно. Очень рассердилась стрижиха, очень сильно била Скрипа, но откуда ему было знать, сколько врагов у маленьких стрижей. Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их, скоком подходит ворона, тихо ползёт между камней чёрная гадюка.. Ещё подрос Скрип и стал понимать, жутко ему делалось, когда слышал за норкой: «тиу!», тогда мама бросала всё и вылетала из норки и также как и остальные стрижи набрасывалась на врага. Дружно налетали стрижи – коршун и ворона быстрее убирались в лес, а чёрная гадюка пряталась под камень. Однажды вылетела мама-стрижиха на битву с соколом, но он был не только быстрым, но и хитрым. Сделал вид, что отступает, а мама-стрижиха гналась за ним, чтобы навсегда он перестал летать к их норкам, но тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях.)

- Как бы вы озаглавили эту часть? («Любопытство Скрипа»;

«Волнение мамы- стрижихи»;

«Нападение врагов»; «Волнение и гибель мамы-стрижихи».)

-И как мы назовём второй пункт плана?( «Волнение и гибель мамы-стрижихи»)

4.3.Третий пункт плана «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»

-А к 3 части плана мы попробуем составить несколько вопросов, отвечая на которые мы бы смогли определить главную мысль этой части и озаглавить её.

-Кто-нибудь уже придумал? (

1) Кого ждали и звали стрижата?

2) Почему стрижата сбились в кучу?

3) Зачем стрижей назвали дружным народом?

4) Почему вожак Белое брюшко ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки?

5) Почему Скрип много пил и ел?

6) Почему Скрип не смог найти свою норку?)

- Теперь по составленным вопросам попробуем пересказать 3 часть.(Долго ждали стрижата маму, они звали её, но она не появлялась. Холодно ночью, голодно, поэтому сбились стрижата в кучу. Но они ещё не знали, что стрижи дружный народ – ночью к ним в норку залетел вожак Белое брюшко, обнял их крыльями и они уснули. А когда рассвело начали к ним залетать и другие стрижи – приносили капли воды и еду. Выросли стрижата, пришла пора им покидать родную норку.Появился в норке вожак Белое брюшко, ухватил Скрипа и поволок из норки, чтобы научить летать. Много ел и пил Скрип в тот день, потому что стрижи всегда в движении, оттого и нужно им много есть и пить. День кончился, но найти свою норку Скрип не смог, ведь снаружи он её никогда не видел.)

-Ребята, как мы назовём этот пункт плана?( «Бедные стрижата»; «Самостоятельная жизнь»; «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»; «Осиротевшие стрижата»)

-И как же мы его назовём? («Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»)

4.4. Четвёртый пункт плана «Стрижонок и мальчишки»

- Чтобы определить главную мысль 4 части, озаглавить и пересказать, мы с вами прочитаем её.(слайд 6 - 8)

-Как мы назовём этот пункт плана?( «Встреча с мальчишками»; «Пора улетать!»; «Стриж и мальчишки»; «Стрижи уносят лето»)

- Молодцы ребята! Вот мы с вами разделили текст на части, определили главную мысль каждой части и озаглавили их. (слайд 9)

-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (шаг на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (наклоны головы вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать. (вращательные движения согнутыми руками)

Круг вперёд, другой - вперёд,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься



5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.

5.1.Кроссворд по произведению

(слайд 10 – 22)

-А сейчас я предлагаю разгадать вам кроссворд

1 - Дети, от чьих рук погиб папа стрижонка. (мальчишки)

2 - Качество стрижонка, которое побудило его попытаться вылезти из норы.(любопытство)

3 - Время года, которое уносят стрижи.(лето)

4 - Насекомое, которым мама угощала птенцов.(мошка)

5 - Место, куда пряталась гадюка от нападения стрижей.(камень)

6 – Птица, из-за которой погибла мама стрижат.(сокол)

7 - Часть тела мамы-стрижихи, укрывшая стрижонка.(крыло)

8 - Статус Белого брюшка в стае стрижей(вожак)

9 - Умение, которому учил вожак стрижонка.(полёт)

10 - Вид змеи, которая была врагом для стрижей.(гадюка)

11 - Оружие мальчишек, из-за которого погиб папа стрижонка.(рогатка)

12- Грунт, в котором были вырыто норы стрижей.(глина)

5.2. «Собери пословицы»

-А сейчас мы поработаем в группах. На слайде(слайд 24) разбросаны слова, а вам из них нужно будет собрать пословицы(слайд 23), а потом объяснить их, всем понятно?

-Тогда приступим. В первой группе у нас буду Настя Артём-Тамаш и Аня Борисенко; Во второй – Полина, Алина и Настя Гринько.

(1 группа- Один за всех и все за одного. Без отца полсироты - а без матери и вся сирота.

2 группа- Мир не без добрых людей.; Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.)

-Как вы понимаете эти пословицы?(ответы детей)

6. Итог занятия

6.1.Рефлексия «Незаконченная фраза»

-К сожалению, наш урок подходит к концу, вы сегодня очень хорошо поработали.

-А сейчас я предлагаю подвести урок игрой «Незаконченная фраза»

Для этого вам нужно ответить на вопросы:

«Я быстро справился с заданием, потому что…»;

«Мне больше понравилось выполнять задания…»;

«Сегодня я узнал (научился)…»

7. Домашнее задание

Стр. 100-109 - творческий пересказ от имени стрижонка Скрипа по плану.

8. Оценивание
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.

Автор: Панченко Вита Владимировна

Дата: 24.12.2024

Номер свидетельства: 662615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства