Просмотр содержимого документа
«В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.»
КОНСПЕКТ
урока по литературному чтению
Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.
Учитель: Панченко Вита Владимировна
Класс: 4
Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.
Цели и задачи:
Продолжать знакомство с произведением В. П. Астахова.
Развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
Воспитывать любовь к животным и заботу о них.
Тип урока: закрепление изученного
Оборудование: экран; презентация;
Литература: учебник Литературное чтение. 4 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011;
Физминутки на уроках чтения, русского языка, письма [Электронный ресурс] - https://multiurok.ru/files/fizkultminutki-na-urokakh-chteniia-pisma-russkogo.html
Номер тел.: +79495140173
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организация начала урока (1 мин)
2.Проверка домашнего задания ( 4 мин)
3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока (3 мин)
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала(16 мин)
5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами(11 мин)
6.Итоги урока( 3 мин)
7.Сообщение домашнего задания( 1 мин)
8.Оценивание(1 мин)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Организация начала урока
1.2Речевая разминка
2.Проверка домашнего задания
3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1.Первый пункт плана «Рождение стрижат и забота матери о них»
4.2. Второй пункт плана «Волнение и гибель мамы-стрижихи»
4.3. Третий пункт плана «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»
ФИЗМИНУТКА
4.4. Четвёртый пункт плана «Стрижонок и мальчишки»
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.
5.1. Кроссворд по произведению
5.2. Игра «Собери пословицы»
6.Итоги урока
6.1. Рефлексия «Незаконченная фраза»
7.Сообщение домашнего задания
8. Оценивание
1.Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Римма Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вам я.
− А девизом нашей работы станут слова: (слайд 1)
Я смогу выполнить все задания!
У меня всё получится!
Желаю успеха себе и друзьям!
1.2.Речевая разминка
- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.(слайд 2)
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
− Что это? (Это стихотворение)
– Прочитаем орфографически (как пишем)
– Прочитаем орфоэпически (как произносим)
– Прочитайте медленно, затем с ускорением
– Прочитаем выразительно.
2.Проверка домашнего задания
- А, теперь, скажите, пожалуйста, что было задано на дом? (дочитать произведение «Стрижонок Скрип»)
- Кто автор этого произведения?(Виктор Петрович Астафьев)
- О чем это произведение?( Этот рассказ про одного стрижонка по имени Скрип, который остался без папы и мамы. Но стрижи помогли ему и его сестрам вырасти и научили летать.)
- Как стрижонок Скрип появился на свет? (он вылупился из яичка в тёмной норке)
- Как прошли первые дни его жизни? (Первые дни Скрип только ел и пил − в клюве мама приносила ему еду.)
- Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе?( Писатель пишет, что она была "серьёзная и строгая", но иначе невозможно было бы воспитать птенцов.)
- Согласны ли вы, что она была хорошей матерью?(Да, она была хорошей мамой, хоть и строгой, она заботилась о стрижатах)
- Почему стрижата остались одни?(Мама стрижат погибла, когда гналась за соколом. )
3.Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация
- Какое произведение изучаем?(«Стрижонок Скрип»)
- Но мы же его не закончили. Как думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?(Продолжение работы с произведением «Стрижонок Скрип»)
- Правильно, ребята! Сегодня мы продолжим работать с произведением «Стрижонок Скрип», будем делить произведение на части и составлять план для пересказа этого большого и интересного, а также поучительного произведения.
4. Восприятие и осознание учениками фактического материала.
4.1.Первый пункт плана «Рождение стрижат и забота матери о них»
- Мы вспомнили с вами содержание произведения, ответили на вопросы. А теперь нам нужно составить план. Как вы думаете, сколько может быть частей в плане? Предположите.(4 части)
- Мы с вами попробуем разделить это произведение на 4 части. Посмотрите внимательно на слайд(слайд 3). Даны 4 картинки. Скажите, пожалуйста, какие из этих картин мы можем отнести к 1 части плана?(первую, третью и четвёртую)
- В нескольких предложениях попробуйте пересказать первую часть плана. (Стрижонок Скрип вылупился из яйца в тёмной норке и пискнул. Ничего не было видно, только маленькое пятнышко вдалеке, он испугался этого света и прижался сильнее к своей маме. Когда он проснулся – мамы уже не было, но рядом с ним уже были его сестры и братья, но тут пятнышко вдалеке потухло и все испугались, а потом поняли что это их мама. Она принесла в клюве капельку дождя и дала её Скрипу, когда мама прилетела во второй раз он что есть духу закричал: «Скрип!», - и даже полез к ней навстречу, но мама его оттолкнула из-за чего Скрип даже обиделся. Понял Скрип, что мама у них серьёзная. Так и начал жить в норке Скрип вместе со своими братьями и сёстрами. Маме-стрижихе было очень тяжело прокормить детей, но она была хорошей матерью, а папы у них не было, его сшибли из рогатки мальчишки.)
- Как бы вы озаглавили эту часть? («Рождение стрижат и забота матери о них»)
4.2. Второй пункт плана «Волнение и гибель мамы-стрижихи»
- На слайде мы видим слова и фразы, которые мы бы могли отнести ко 2 части плана. Их необходимо переставить в правильной последовательности.(слайд 4)
«Скрип подрос» (1)
«Мама- стрижиха вылетела на битву» (7)
«Унёс в когтях» (8)
«Хотелось выглянуть из норки» (2)
«Боязно!» (3)
«Чёрная гадюка» (5)
«Дружно налетали стрижи» (6)
«Страшный быстрый сокол» ( 4)
- По правильно составленной последовательности(слайд 5), попробуйте кратко пересказать 2 часть плана. (Скрип подрос. У него появились перья и ему всё время хотелось есть, иногда ему удавалось забрать у своих братьев и сестёр мошку, они недовольно пищали, но даже после этого Скрипу ещё хотелось есть. А ещё ему хотелось выглянуть из норки, поэтому он пополз к этому свету. Боязно, но он был храбрым, поэтому продолжал ползти. Но тут появилась мама-стрижиха и поволокла его обратно. Очень рассердилась стрижиха, очень сильно била Скрипа, но откуда ему было знать, сколько врагов у маленьких стрижей. Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их, скоком подходит ворона, тихо ползёт между камней чёрная гадюка.. Ещё подрос Скрип и стал понимать, жутко ему делалось, когда слышал за норкой: «тиу!», тогда мама бросала всё и вылетала из норки и также как и остальные стрижи набрасывалась на врага. Дружно налетали стрижи – коршун и ворона быстрее убирались в лес, а чёрная гадюка пряталась под камень. Однажды вылетела мама-стрижиха на битву с соколом, но он был не только быстрым, но и хитрым. Сделал вид, что отступает, а мама-стрижиха гналась за ним, чтобы навсегда он перестал летать к их норкам, но тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях.)
- Как бы вы озаглавили эту часть? («Любопытство Скрипа»;
«Волнение мамы- стрижихи»;
«Нападение врагов»; «Волнение и гибель мамы-стрижихи».)
-И как мы назовём второй пункт плана?( «Волнение и гибель мамы-стрижихи»)
4.3.Третий пункт плана «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»
-А к 3 части плана мы попробуем составить несколько вопросов, отвечая на которые мы бы смогли определить главную мысль этой части и озаглавить её.
-Кто-нибудь уже придумал? (
1) Кого ждали и звали стрижата?
2) Почему стрижата сбились в кучу?
3) Зачем стрижей назвали дружным народом?
4) Почему вожак Белое брюшко ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки?
5) Почему Скрип много пил и ел?
6) Почему Скрип не смог найти свою норку?)
- Теперь по составленным вопросам попробуем пересказать 3 часть.(Долго ждали стрижата маму, они звали её, но она не появлялась. Холодно ночью, голодно, поэтому сбились стрижата в кучу. Но они ещё не знали, что стрижи дружный народ – ночью к ним в норку залетел вожак Белое брюшко, обнял их крыльями и они уснули. А когда рассвело начали к ним залетать и другие стрижи – приносили капли воды и еду. Выросли стрижата, пришла пора им покидать родную норку.Появился в норке вожак Белое брюшко, ухватил Скрипа и поволок из норки, чтобы научить летать. Много ел и пил Скрип в тот день, потому что стрижи всегда в движении, оттого и нужно им много есть и пить. День кончился, но найти свою норку Скрип не смог, ведь снаружи он её никогда не видел.)
-Ребята, как мы назовём этот пункт плана?(«Бедные стрижата»; «Самостоятельная жизнь»; «Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»; «Осиротевшие стрижата»)
-И как же мы его назовём? («Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат»)
4.4. Четвёртый пункт плана «Стрижонок и мальчишки»
- Чтобы определить главную мысль 4 части, озаглавить и пересказать, мы с вами прочитаем её.(слайд 6 - 8)
-Как мы назовём этот пункт плана?( «Встреча с мальчишками»; «Пора улетать!»; «Стриж и мальчишки»; «Стрижи уносят лето»)
- Молодцы ребята! Вот мы с вами разделили текст на части, определили главную мысль каждой части и озаглавили их. (слайд 9)
-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (шаг на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (наклоны головы вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать. (вращательные движения согнутыми руками)
Круг вперёд, другой - вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.
5.1.Кроссворд по произведению
(слайд 10 – 22)
-А сейчас я предлагаю разгадать вам кроссворд
1 - Дети, от чьих рук погиб папа стрижонка. (мальчишки)
2 - Качество стрижонка, которое побудило его попытаться вылезти из норы.(любопытство)
3 - Время года, которое уносят стрижи.(лето)
4 - Насекомое, которым мама угощала птенцов.(мошка)
5 - Место, куда пряталась гадюка от нападения стрижей.(камень)
6 – Птица, из-за которой погибла мама стрижат.(сокол)
7 - Часть тела мамы-стрижихи, укрывшая стрижонка.(крыло)
8 - Статус Белого брюшка в стае стрижей(вожак)
9 - Умение, которому учил вожак стрижонка.(полёт)
10 - Вид змеи, которая была врагом для стрижей.(гадюка)
11 - Оружие мальчишек, из-за которого погиб папа стрижонка.(рогатка)
12- Грунт, в котором были вырыто норы стрижей.(глина)
5.2. «Собери пословицы»
-А сейчас мы поработаем в группах. На слайде(слайд24) разбросаны слова, а вам из них нужно будет собрать пословицы(слайд 23), а потом объяснить их, всем понятно?
-Тогда приступим. В первой группе у нас буду Настя Артём-Тамаш и Аня Борисенко; Во второй – Полина, Алина и Настя Гринько.
(1 группа- Один за всех и все за одного. Без отца полсироты - а без матери и вся сирота.
2 группа- Мир не без добрых людей.; Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.)
-Как вы понимаете эти пословицы?(ответы детей)
6. Итог занятия
6.1.Рефлексия «Незаконченная фраза»
-К сожалению, наш урок подходит к концу, вы сегодня очень хорошо поработали.
-А сейчас я предлагаю подвести урок игрой «Незаконченная фраза»
Для этого вам нужно ответить на вопросы:
«Я быстро справился с заданием, потому что…»;
«Мне больше понравилось выполнять задания…»;
«Сегодня я узнал (научился)…»
7. Домашнее задание
Стр. 100-109 - творческий пересказ от имени стрижонка Скрипа по плану.