Конспект урока литературного чтения " Самое великое чудо на свете"
Конспект урока литературного чтения " Самое великое чудо на свете"
Обобщающий урок - КВН литературного чтения ( УМК "Школа России") по разделу " Самое великое чудо на свете"". Учащиеся 2 класса делятся на команды и в игровой форме показывают знания по устному народному творчеству. Конспект может быть использован и во внеклассной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Класс делится на 2 команды, каждая команда придумывает название. Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим.
И смекалку свою проявим.
II. Актуализация знаний.
1. Мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – буква.
Литературное произведение пишется, а фольклорное – сказывается. А что значит «устное народное творчество русского народа»?
( Слайд 11)
2.Приветствия
С началом конкурса
Я вас поздравляю.
Удачно выступить желаю,
И КВН наш начинаю.
- Команды представляют себя.
III. Закрепление пройденного.
Конкурс Определи жанр» ( слайд 22).
- Узнаем, как хорошо вы знаете жанры фольклора.
- Какие жанры здесь не указаны?
- Команды получите карточки с заданием.
( Отгадать и вспомнить еще:
1 команде: - Идет коза рогатая 2 команде: Дождик-дождик, пуще!
За малыми ребятами. Дам тебе гущи!
Кто кашу не ест? Хлеба каравай!
Кто молока не пьет? Хоть весь день поливай!
Того забодает, забодает! (потешка) ( закличка)
2. Конкурс « Собери пословицу» ( слайд 33)
- Узнаем, как вы знаете пословицы. Найдите начало и конец пословиц.
Игра «Продолжи пословицу»
Поспешишь- ……… (людей насмешишь)
Волков бояться - ………...( в лес не ходить)
Старый друг лучше ……… ( новых двух)
Мороз не велик, а …………( стоять не велит)
Глаза боятся, а …………….( руки делают)
Век живи - …………………( век учись)
3. Конкурс скороговорок
- Для чего надо детям знать скороговорки? Давайте и мы поиграем.
Игра «Глухой телефон»
Капитан получает записку со скороговоркой, передает шепотом второму игроку, второй – третьему и т.д. Если последний произносит начальный вариант, получают балл.
( Кукушка кукушонку купила капюшон. Добры бобры идут в боры.)
4. Игра
- Вы видите шнурок?
Задание такое:
Завяжите узелок, но не один, не два,
А больше втрое.
Короче, кто больше узелков завяжет,
Тому спасибо дружно скажем.
( На задание дается 1 минута).
- Стоп! А теперь ко мне вы подойдите,
Поменяйтесь шнурочками
И быстрей их развяжите.
5.Беседа
- Как называется самый большой пласт, жанр устного народного творчества?
( сказки)
( Слайд 44).
- На какие 2 группы можно разделить сказки по авторской принадлежности?
( народные и литературные). В чем отличие?
- Какими бывают по содержанию? ( волшебные, бытовые, сказки о животных)
- Назовите особенности сказки? (слайд 55)
6. Конкурс «Узнай сказку» (слайд 6)
-Посмотрите на иллюстрации и назовите сказку.
Как вы думаете, какая сказка здесь может быть «лишней»? ( «Лапоток» - карельская сказка).
7. Конкурс «Узнай предметы» (слайд7).
- Из каких сказок появятся предметы?
8. Конкурс « Собери название сказки»( слайд86)
9. Конкурс «Торги, или начинаем с десяти слов»
- Чья команда заявит наименьшее число слов, та и выиграет торги. Начинаем с десяти слов.
«Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все..» ( «По щучьему велению»)
« Посадил дед репку – выросла большая пребольшая. Стал дед репку тащить..» («Репка»)
«Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поет: выглянул он в окно..» («Петух и кот»)
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой» («Каша из топора»)
IV. Выполнение теста
- Командой выработаете дружно. Сейчас каждому из вас нужно выполнить тест. ( Смотри приложение)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
– Продолжите фразы:
- Сегодня я …….
- Мне понравилось….
- Я хочу сказать «Спасибо»….
- Какой оценки заслуживает наш урок?
- Пока я считаю баллы, вы, зачеркнув повторяющиеся буквы, составьте слово и получите оценку за урок.
( слайд 9).
- Какую оценку вы получили командой? ( отлично)
Vi. Объявление итогов.
- Подведем итоги. ( слайд 10)
Приложение 1.
Тест
1. Определи жанр произведения:
Ходит Сон у окон.
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка
2.Определи жанр произведения:
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка.
3.Определи жанр произведения:
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка.
4. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это –
а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка
5. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»:
а) Лиса; б) Курочка; в) Волк.
6.Найди героя сказки «У страха глаза велики»:
а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.
7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
а) Береза; б) Яблоня; в) Груша.
8. Какая из этих сказок не является народной?
а) Два Мороза;
б) Лиса и журавль;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
1 Появляется по щелчку мыши .
2 Названия жанров появляются по щелчку мыши, а отрывки – вместе с предыдущим .
3 Правильный вариант появляется по щелчку мыши.
4 Названия появляются по клику мыши , исходя из ответов детей.
5 Аналогично
6 Правильный вариант ответа появляется по клику мыши.