Конспект урока по литературному чтению "Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению "Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством Е.И. Чарушина, читают его "Страшный рассказ". В начале урока ученики формулируют тему, пользуясь кодированной информацией, выясняют, почему Чарушин назвал свой рассказ "страшным" В структуру урока включены: словарная работа, чтение с остановками, выборочное чтение, коллективное составление синквейна.Учащиеся знакомятся с Чарушиным, как с детским писателем, и как с художником. На заключительном этапе учащиеся выполняют тест, цель которого - проверка понимания прочитанного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"»
Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цели:
Формировать умения учащихся при работе с текстом через активизацию «вдумчивого чтения».
Развивать читательскую самостоятельность учащихся через совершенствование умения анализировать, обобщать и сопоставлять факты.
Воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки произведения.
Ход урока.
Орг. момент.
- Прочитайте предложение.
Добрый день!
- Мы говорим всем: «Добрый день!»
- Произнесите с хорошим настроением.
- Я думаю, что хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке.
2. Постановка контрольного вопроса.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, фамилия которого зашифрована в таблице. Расшифруйте её, пользуясь ключом.
и
н
ч
а
ш
у
р
6
7
1
2
5
4
3
- Мы должны выяснить, (К.в.) Почему Е.И. Чарушин назвал свой рассказ «страшным»?
- Ну, а для того, чтобы ответить на этот вопрос вам нужно:
1) Работать активно на уроке.
2) Давать полные и правильные ответы на вопросы.
3) Не допускать ошибок при чтении.
4) Быть внимательным и сосредоточенным.
5) Использовать для ответа знания, полученные на других уроках.
3. «Жужжащее чтение».
- Читаем быстро, уверенно, лучше, чем, вчера.
4. Речевая разминка.
- А для развития скорости и правильности чтения нам поможет скороговорка.
Ель на ёжика похожа.
Ёж в иголках, ёлка тоже.
- Читаем хором.
- Читаем медленно.
- Читаем в среднем темпе.
- Читаем быстро.
5. Проверка домашнего задания.
- Восстановите план к рассказу «Ребята и утята».
Ребята ловили утят. (2)
Приказ взрослого. (3)
Утка повела утят к озеру. (1)
Семья продолжает путешествие. (4)
- Перескажите рассказ по плану.
- Что полезного вы взяли из этого рассказа?
6. Физкультминутка. (Два притопа, два прихлопа…)
7.Актуализация знаний.
- Мы познакомились с произведением писателя Пришвина.
- А кто такой писатель?
- Кто такой художник?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?
- Евгений Иванович Чарушин был именно таким человеком. (демонстрация портрета) «Я рос с карандашом и кистью в руке». Так говорил он о своём детстве. Отец Чарушина был художником и архитектором (специалистом, который занимается разработкой планов зданий). Он много разъезжал, часто брал с собой сына, и первые уроки наблюдательности Евгений Иванович получил в этих путешествиях по родному краю.
Чарушин писал: «...вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам.
А ведь Родина — это и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под лыжами, и синее морозное небо, и воспоминание о варке ухи на берегу».
- Посмотрите на его рисунки. Их мог нарисовать только наблюдательный человек, человек, любящий животных. (Рисунки на доске).
Евгений Иванович Хорошо владел не только кистью, но и словом. В этом мы сейчас убедимся.
8. Знакомство с рассказом.
а) Подготовка к восприятию текста.
- Как Чарушин назвал рассказ?
- Предположите, о чём будет это произведение?
б) Словарная работа
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
в) Первичное восприятие текста.
- Послушайте рассказ внимательно.
г) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто является главными героями этого рассказа?
- В какой момент вам было страшно?
- А когда вы улыбнулись?
9. Чтение с остановками.
10. Выборочное чтение.
- Что напугало детей? Найдите эти строки.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте.
- Как вёл себя ёжик, когда его искали?
11. Вопросы по содержанию рассказа.
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить).
12. Коллективное составление синквейна.
- А сейчас вы должны будете использовать свои знания, полученные и на других уроках.
- О ком рассказ?
- Какой ежик в рассказе? Опишите.
- Что делает ежик?
- Почему ёжика было слышно именно ночью?
- Кем является ёжик – растительноядным животным или хищником? Подтвердите это примером из текста.
Ёжик.
Колючий, пугливый
Пыхтит, шуршит, шлёпает.
Охотится ночью.
Хищник.
13. Проверка понимания прочитанного (тест).
«Истинно - ложно»
1) Мальчиков звали Шура и Петя.
2) Без мамы и папы дети не ложились спать.
3) В темноте на стене ползал, шуршал таракан.
4) От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5) В углу свернулся шариком ёж.
6) Дети дали ежу молока в блюдце и кусочек яблока.
7) Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
Проверим тест. Обведите минусы в кружок.
14. Подведение итогов урока. Ответ на контрольный вопрос.
- Почему Е.И. Чарушин назвал свой рассказ «страшным»?
Предполагаемые ответы:
- Чтобы заинтересовать нас - читателей.
- Мы ещё раз убедились в правдивости пословицы «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
15. Домашнее задание. Рефлексия.
С.122 - 124, читать, отвечать на вопросы с.125.
- Оцените работу класса на уроке.
- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли и высказывали своё мнение. Спасибо за урок!