Дата:29.01.15.
Тема: К.И Чуковский «Федорино горе». Цель: познакомить учащихся с рассказом К.И Чуковского «Федорино горе», познакомить с биографией и творчеством К.И Чуковского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, привить интерес к чтению.
Предметные: уметь воспринимать на слух читаемый художественный текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
Личностные: проявлять положительные качества человека, такие как трудолюбие.
Системно – деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент | -Здравствуйте ребята! Садитесь! Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. | Психологический настрой |
2.Проверка домашнего задания | -Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. -Ребята, а как называется тема, с которой вы познакомились на прошлом уроке? ( «Хитрый способ»). -Давайте вспомним основные события в данном рассказе. -Кто является главными героем? (Дениска, папа и мама). -Что произошло в этой семье? -Какой способ придумал Дениска? -А какой способ придумал папа? - Какое было дано домашнее задание? (написать письмо Денису, или сочинить стихотворение о семье и подготовить пересказ) Пересказ текста. Молодцы ребята! | Фронтальная работа, ответы на вопросы по содержанию. Чтение стихотворений, сочинений, пересказ текста. |
3.Сообщение темы и цели урока | -Ребята сегодня мы с вами познакомимся с одним из замечательных авторов , которого дети прозвали «Чукоша», и его интересным произведением. -А чтобы нам узнать, что это за автор вам нужно отгадать название сказок и вспомнить, кто же является их автором. Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче ___________ Именинница! (Муха-Цокотуха) И прибежала зайчиха И закричала: "Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! (Айболит) Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница) У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. (Телефон) Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист. (Мойдодыр) -Молодцы ребята мы вспомнили все сказки, а кто же их написал? -Правильно ребята автор этих произведений Корней Иванович Чуковский. И его произведением «Федорино горе». | Сформулировать тему урока, назвать автора произведения после отгадывания загадок. |
4.Подготовка к восприятию произведения | -А сейчас мы познакомимся с биографией и творчеством Чуковского. -Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Это его имя - не настоящее, он выбрал его себе как поэт. А на самом деле его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Сам Корней Иванович был счастливым человеком! Ведь он любил детей, и дети любили его. Когда Чуковский состарился, дети стали называть его дедушка Корней! И он радовался этому и шутил: «Деду скоро триста лет, а он такой же пистолет!» Он написал множество стихов, сказок. Давайте посмотрим на его работы. А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать: Жил да был крокодил Он по улицам ходил. Крокодил, крокодил, Крокодилович. Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки. Я предлагаю отгадать пару загадок, которые сочинил Чуковский.
Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо - Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.) Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик) Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну. (Игла) Молодцы ребята. | Знакомство с биографией автора. Выставка книг автора. |
5.Физминутка для глаз | Электронная физминутка. | |
6.Словарная работа | -Во время чтения вам встретятся незнакомые вам слова. Давайте разберем их. кочерга- инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. Ушат-большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковымидощечками - ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка дляношения. сито - решето, в которое сеют, протирают или цедят. прусак – рыжий таракан. | Развитие устной речи учащихся, чтение и анализ новых, непонятных слов из произведения. |
7.Первичное чтение | -Прежде чем приступить к чтению, давайте узнаем, как возникла эта сказка. -Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе". Приступаем к прочтению. | Рассказ об истории возникновения сказки. |
Проверка первичного восприятия | -Понравилась ли вам сказка? - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? - А почему это стихотворение названо сказкой? - Назовите главных персонажей в этой сказке? - Какое же горе случилось с Федорой? - Из - за чего убежала вся посуда от Федоры? - Давайте перечислим, что убежало от Федоры. -Как вы думаете, для чего была написана эта сказка? -А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как? | Ответы на вопросы по содержанию. |
Физминутка | | |
8.Повторное чтение Работа с иллюстрацией. | -Сейчас нам нужно будет соотнести текст с картинкой. -Я буду вам показывать картинку, а вы должны будете найти ее описание в тексте. | Соотнести картинку и прочитать отрывок из роизведения. |
9.Работа в группах. | -А сейчас у нас осталось немного времени, поработайте в группах и вставьте слова. «Вставь пропущенное слово». И сказала скалка: «Мне… Федору жалко» И сказала чашка: «Ах, … она бедняжка» И сказали блюдца: «Надо бы…вернуться» И сказали утюги: «Мы… Федоре не враги» | Работа в группах, афиширование. |
10.Подведение итогов Выставление оценок | -С каким автором мы сегодня знакомились? -С каким произведением этого автора мы познакомились? -Чему научила вас эта сказка? -Какие произведения вспомнили? | Рефлексия учебной деятельности. |
11.Домашнее задание | -Выучить любой отрывок из произведения К.И Чуковского «Федорино горе» | |