kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Федорино горе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка предназначена для обучающихся 2 класса.Здесь представлена подробная разработка урока по литературному чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Федорино горе"»

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель:  познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе».

Задачи формирования УУД.

Личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- формировать нравственно-этические ориентиры.

Регулятивные:

- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Познавательные:

- формировать умение устанавливать аналогии;

- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.

Коммуникативные:

- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;

- учить контролировать свои действия в классе;

- воспринимать различные точки зрения.

Планируемые результаты:

Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; видеофильм, выставка книг К.И. Чуковского, компьютер, карточки с заданиями, картинки с изображением посуды, портрет К.И.Чуковского, выставка посуды.





Ход урока


  1. Мотивирование к учебной деятельности.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.


- Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. На столах у вас лежат иллюстрации чашечек разных цветов, самовар, чайник. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации на доске.


Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте загадку:


Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди…(самоваром)

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и это будет начало нашей работы.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения. (учебник с.11)

(Смайлики за чтение.)



(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии


─Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки, стихотворения,

загадки для детей. Вы знакомы с ним с самого раннего детства.

- Ребята, я буду читать отрывки из его произведений, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

Чтение учителем строк из сказок .Дети угадывают названия.

а) Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.(«Тараканище»)


б) Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.(«Путаница»)


в) Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.(«Муха-Цокотуха»)


г)Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…                 «Мойдодыр».


д)Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)


─ Кто автор этих строк ?(Автор этих строк К.И. Чуковский)

- Посмотрите, ребята, у нас оформлена выставка детских книг, которые создал Корней Иванович Чуковский.

- Какие из этих произведений вам знакомы?

- Ребята, а те произведения, которые вы ещё не успели прочитать или хотите перечитать можете взять после урока для чтения.

- А что вы знаете о жизни писателя ?

- А знаете ли вы, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича - называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г.

Посмотрите внимательно на портрет К.И. Чуковского.

    Высокий рост, длинные руки с большими пальцами, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

         Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки и сказки для детей. Поэтому мы с вами сейчас можем с удовольствием и интересом читать его произведения.

-Наше знакомство с творчеством с творчеством К.И.Чуковского продолжается.


(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)


III. Выявление места и причины затруднения


- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3

Ф е д о р и н о г о р е

О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г – 5


- Ребята, прочитаем какое произведение получилось. (Федорино горе)



(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)


IV. Построение проекта выхода из затруднения .



- Ребята, назовите тема нашего урока?

-Какую цель мы перед собой поставим ?(Познакомиться со сказкой К.И.Чуковского

« Федорино горе» )

- Чему будем учиться? ( Будем учиться внимательно слушать содержание , отвечать на вопросы и работать с текстом)

- Откройте учебник с.13

- Как вы думаете о чём пойдёт речь в этой сказке?

-Да, ребята, чтобы узнать верны ли ваши предположения мы должны познакомиться со сказкой.


- А что в настоящее время заменяет самовар? Правильно чайник. Прикрепляем изображение чайника .


(прикрепляется чайник)


V. Реализация построенного проекта.


1.«Словарная работа».

- Ребята, перед тем как мы начнем знакомиться со сказкой, нам необходимо разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.


Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, побежать во всю прыть .

(Презентация)

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4. Сделали пушистыми;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

7.Бегать быстро, изо всех сил .


- Ребята посмотрите у нас оформлена выставка. Что вы на ней видите ? Все ли предметы для вас знакомы? Для чего они нужны?


Физминутка 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

1, 2, 3, 4, 5,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

- Ребята, наше путешествие по творчеству К.И. Чуковского продолжается.


прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)


Знакомство с произведением «Федорино горе».


- Ребята, а сейчас внимательно послушайте сказку и подумайте над вопросом.

- Какое горе случилось с Федорой?

(Выразительное чтение учителем на фоне видеозаписи.)




VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .


- Почему это стихотворение мы можем назвать сказкой? (посуда говорит и умеет ходить)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а потом объяснил причину этого бегства, почему он построил так сказку? (Чтобы было интересно дальше читать)

- Что понравилось в сказке?

- Что показалось смешным?

- Какие предметы ушли от Федоры?(Прочитать отрывки с. 13)

- Как вы думаете, а почему они ушли? (прочитать с.17-18)

- Жалко ли вам Федору ? Почему?

- Какая основная черта характера Федоры? (неряшливость)

-Неряшливость - хорошая или плохая черта? Почему?

- А когда становится её жалко? (Прочитать с.18)

-Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с.20)

- Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)

- Какие черты характера появились? (аккуратность, бережливость)

-Какие слова говорит самовар в конце сказки? (с. 22)

- Ребята, как мы должны относиться к вещам и предметам, которые нас окружают и нам необходимы?
- Чему учит это произведение? (Внимательному отношению друг к другу, доброте и порядку).


(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- У вас на столах лежат карточки. Давайте выполним тест по содержанию сказки.(самостоятельная работа)


1.Как звали главную героиню сказки?


А) Мария Николаевна;

Б) Федора Егоровна;

В) Елизавета Васильевна.

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) корова;

Б) свинья;

В) коза.

3.Как скакали тарелки?

А) как зайцы;

Б) как белки;

В) как кенгуру.

4.Кто остался в доме у Федоры?

А) тараканы;

Б) кошки;

В) попугай.

5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи;

Б) пела тихую песню.

6.На чем стоял самовар в конце сказки?


А) на столе с белой скатертью;

Б) на подоконнике;

В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.

Взаимопроверка. Поменялись листами. Я читаю ответы, а вы проверяете. (Смайлики за работу).



(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)




VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово».

За лопатою …метла

Вдоль по улице пошла.



Но, как чёрная

железная нога

Побежала, поскакала

кочерга.



Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …жабы.



Чашки да ложки

Скачут …по дорожке.





А на нём, а на нём

Как на лошади верхом,

самоварище сидит

И товарищам кричит.



Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою …ключевой.



И сказала кочерга:

«Я Федоре … не слуга ! »



Вы в канаву упадёте,

Вы утонете …в болоте.



Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь ты …лягушку.


-Ребята, с каким произведением познакомились на уроке? Кто автор произведения?

- Что узнали об авторе?

- Какое горе произошло с Федорой?

- Кто в этом виноват? Почему?

-Поняла ли Федора свою ошибку?

- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.

- Чему нас учит это стихотворение?

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы продолжим работать над ней .



(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)



IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

-Какую цель мы ставили в начале урока ?

- Достигли мы поставленной цели ?

-А для чего нам нужны полученные знания?

- Когда они могут пригодиться?

- Оценим свою работу на уроке.(Сигнальные карточки)

- Ребята, посмотрите какой чайный сервиз у нас получился . Это значит , что мы с вами гостеприимные хозяева . Я вам желаю, чтобы всякая работа за которую вы берётесь была успешной.


Хорошие книжки писал дед Корней.

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети.

Сказки читать веселые эти.


Домашнее задание.

с.13-22 выразительное чтение сказки .

-Спасибо, ребята, за работу.

-Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Федорино горе"

Автор: Воропаева Галина Владимировна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 387075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства