Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Федорино горе"»
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: К.И.Чуковский «Федорино горе».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе».
Задачи формирования УУД.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- формировать нравственно-этические ориентиры.
Регулятивные:
- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;
- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные:
- формировать умение устанавливать аналогии;
- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.
Коммуникативные:
- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;
- учить контролировать свои действия в классе;
- воспринимать различные точки зрения.
Планируемые результаты:
Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; видеофильм, выставка книг К.И. Чуковского, компьютер, карточки с заданиями, картинки с изображением посуды, портрет К.И.Чуковского, выставка посуды.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. На столах у вас лежат иллюстрации чашечек разных цветов, самовар, чайник. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации на доске.
Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте загадку:
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди…(самоваром)
Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и это будет начало нашей работы.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
в пробном учебном действии
─Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки, стихотворения,
загадки для детей. Вы знакомы с ним с самого раннего детства.
- Ребята, я буду читать отрывки из его произведений, а вы внимательно слушайте и отвечайте.
Чтение учителем строк из сказок .Дети угадывают названия.
а) Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.(«Тараканище»)
б) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.(«Путаница»)
в) Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.(«Муха-Цокотуха»)
г)Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой… «Мойдодыр».
д)Приходи к нему лечится И корова, и волчица (Доктор Айболит)
─ Кто автор этих строк ?(Автор этих строк К.И. Чуковский)
- Посмотрите, ребята, у нас оформлена выставка детских книг, которые создал Корней Иванович Чуковский.
- Какие из этих произведений вам знакомы?
- Ребята, а те произведения, которые вы ещё не успели прочитать или хотите перечитать можете взять после урока для чтения.
- А что вы знаете о жизни писателя ?
- А знаете ли вы, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича - называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г.
Посмотрите внимательно на портрет К.И. Чуковского.
Высокий рост, длинные руки с большими пальцами, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки и сказки для детей. Поэтому мы с вами сейчас можем с удовольствием и интересом читать его произведения.
-Наше знакомство с творчеством с творчеством К.И.Чуковского продолжается.
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
III. Выявление места и причины затруднения
- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).
* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Ф е д о р и н о г о р е
О - 1
И - 8
Н - 4
Д - 7
Ф - 6
Е - 3
Р - 2
Г – 5
- Ребята, прочитаем какое произведение получилось. (Федорино горе)
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
IV. Построение проекта выхода из затруднения .
- Ребята, назовите тема нашего урока?
-Какую цель мы перед собой поставим ?(Познакомиться со сказкой К.И.Чуковского
« Федорино горе» )
- Чему будем учиться? ( Будем учиться внимательно слушать содержание , отвечать на вопросы и работать с текстом)
- Откройте учебник с.13
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в этой сказке?
-Да, ребята, чтобы узнать верны ли ваши предположения мы должны познакомиться со сказкой.
- А что в настоящее время заменяет самовар? Правильно чайник. Прикрепляем изображение чайника .
(прикрепляется чайник)
V. Реализация построенного проекта.
1.«Словарная работа».
- Ребята, перед тем как мы начнем знакомиться со сказкой, нам необходимо разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.
Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, побежать во всю прыть .
(Презентация)
1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2.Широко раскрыла;
3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
4. Сделали пушистыми;
5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6.Рыжий таракан
7.Бегать быстро, изо всех сил .
- Ребята посмотрите у нас оформлена выставка. Что вы на ней видите ? Все ли предметы для вас знакомы? Для чего они нужны?
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
1, 2, 3, 4, 5,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
- Ребята, наше путешествие по творчеству К.И. Чуковского продолжается.
прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
Знакомство с произведением «Федорино горе».
- Ребята, а сейчас внимательно послушайте сказку и подумайте над вопросом.
- Какое горе случилось с Федорой?
(Выразительное чтение учителем на фоне видеозаписи.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .
- Почему это стихотворение мы можем назвать сказкой? (посуда говорит и умеет ходить)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а потом объяснил причину этого бегства, почему он построил так сказку? (Чтобы было интересно дальше читать)
- Что понравилось в сказке?
- Что показалось смешным?
- Какие предметы ушли от Федоры?(Прочитать отрывки с. 13)
- Как вы думаете, а почему они ушли? (прочитать с.17-18)
- Жалко ли вам Федору ? Почему?
- Какая основная черта характера Федоры? (неряшливость)
-Неряшливость - хорошая или плохая черта? Почему?
- А когда становится её жалко? (Прочитать с.18)
-Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с.20)
- Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)
- Какие черты характера появились? (аккуратность, бережливость)
-Какие слова говорит самовар в конце сказки? (с. 22)
- Ребята, как мы должны относиться к вещам и предметам, которые нас окружают и нам необходимы? - Чему учит это произведение? (Внимательному отношению друг к другу, доброте и порядку).
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У вас на столах лежат карточки. Давайте выполним тест по содержанию сказки.(самостоятельная работа)
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна;
Б) Федора Егоровна;
В) Елизавета Васильевна.
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) корова;
Б)свинья;
В)коза.
3.Как скакали тарелки?
А) как зайцы;
Б) как белки;
В) как кенгуру.
4.Кто остался в доме у Федоры?
А)тараканы;
Б)кошки;
В) попугай.
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи;
Б) пела тихую песню.
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью;
Б) на подоконнике;
В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
Взаимопроверка. Поменялись листами. Я читаю ответы, а вы проверяете. (Смайлики за работу).
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово».
За лопатою …метла
Вдоль по улице пошла.
Но, как чёрная
…железная нога …
Побежала, поскакала
кочерга.
Оттого-то мы от бабы
Убежали как от …жабы.
Чашки да ложки
Скачут …по дорожке.
А на нём, а на нём
Как на лошади верхом,
…самоварище сидит
И товарищам кричит.
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою …ключевой.
И сказала кочерга:
«Я Федоре … не слуга ! »
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете …в болоте.
Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь ты …лягушку.
-Ребята, с каким произведением познакомились на уроке? Кто автор произведения?
- Что узнали об авторе?
- Какое горе произошло с Федорой?
- Кто в этом виноват? Почему?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.
- Чему нас учит это стихотворение?
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы продолжим работать над ней .
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке .
-Какую цель мы ставили в начале урока ?
- Достигли мы поставленной цели ?
-А для чего нам нужны полученные знания?
- Когда они могут пригодиться?
- Оценим свою работу на уроке.(Сигнальные карточки)
- Ребята, посмотрите какой чайный сервиз у нас получился . Это значит , что мы с вами гостеприимные хозяева . Я вам желаю, чтобы всякая работа за которую вы берётесь была успешной.