~~Цели урока: систематизировать и расширить знания о разнообразии и видах
транспорта, его значении для человека;
воспитывать уважение к людям разных профессий;
повторить правила поведения в общественном транспорте.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обуче-ния:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;
- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом по таблице «Знаю, Хочу знать, Узнал»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Какой бывает транспорт »
8
Тема урока: Какой бывает транспорт.
Цели урока: систематизировать и расширить знания о разнообразии и видах
транспорта, его значении для человека;
воспитывать уважение к людям разных профессий;
повторить правила поведения в общественном транспорте.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;
- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом по таблице «Знаю, Хочу знать, Узнал»;
Оборудование: фотографии и рисунки различных видов транспорта, кораблей, самолётов; таблички с надписями видов
транспорта.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Поприветствуйте партнера по плечу
А теперь улыбкой партнера по лицу.
Мы урок наш начинаем,
Что учили – вспоминаем
И повторим знания
Домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, вспомним, что такое экономика? (Экономика – это хозяйственная деятельность людей.)
С какими отраслями экономики мы познакомились? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля).
Учитель: Все партнеры А образуйте внешний круг. Все партнеры Б найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг. Поприветствуйте друг друга. Повернитесь налево и сделайте столько шагов сколько отраслей экономики вы знаете. При этом проговариваем отсчет. (дети делают 5 шагов называя отрасли экономики: Сельское хозяйство, строительство, транспорт, промышленность, торговля). Остановитесь, поприветствуйте нового партнера.
Внимание вопрос: Назовите отрасль, которая производит овощи, мясо, молоко? (сельское хозяйство).
Подумайте над ответом. Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас 10 секунд. А теперь отвечают партнеры из внутреннего круга. У вас 10 секунд. Поделитесь своими ответами /Один ученик озвучивает ответ.
Учитель: Попрощайтесь с партнером. Повернитесь налево. Сделайте столько шагов сколько в классе девочек. Повернитесь лицом к новому партнеру, поприветствуйте его.
Вопрос: Назовите отрасль, которая одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили? (Промышленность).Подумайте. Начинают партнеры из внутреннего круга. 10 секунд. Внешний круг, ваша очередь отвечать в течение 10 секунд. /Один ученик озвучивает ответ.
Учитель: Попрощайтесь с партнером. Повернитесь налево. Сделайте столько шагов сколько в классе мальчиков. Повернитесь лицом к новому партнеру, поприветствуйте его.
Вопрос: эта отрасль строит дома в которых мы будем жить? (Строительство). Подумайте. Начинают партнеры кто выше ростом. 5 секунд. Партнеры, кто ниже ростом, ваша очередь отвечать в течение 5 секунд. /Один ученик озвучивает ответ.
Попрощайтесь с партнером и пройдите на свои места.
Подготовка к введению новой темы.
Как вы думаете, все ли отрасли экономики мы повторили? (нет).
Сегодня мы поближе познакомимся с одной из отраслей экономики. Но вот с какой, вы сможете ответить, послушав загадки и отгадав их.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лучами-
Отливает серебром. (самолёт)
Напои его бензином,
На колёса дай резину:
Побежит быстрее ветра
Много-много километров. (автомобиль)
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора. (парусник)
Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится,
Приглашает прокатиться. (поезд)
Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носи обувь из резины И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великан На работу в океан. (Корабль)
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (Метро)
Тема урока.
Учитель: Как можно это всё назвать одним словом? (транспорт). Как вы думаете, для чего людям нужен транспорт? Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.)
Учитель: Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
Учитель: Зачем нам нужен транспорт? (Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.)
Учитель: Какой транспорт вы знаете?
Учитель: Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)
Учитель: Какие современные виды транспорта вы знаете?
Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
Учитель: На какие группы можно разделить весь транспорт? Запишите ответ на карточках, которые лежат у вас на столах.
На листочках у детей уже имеется запись:
Транспорт -
Обсудите. Начинаем с партнера № 1. На ответ 10 секунд.
(воздушный, водный, наземный, подземный)
Учитель: Посмотрите, у вас получилось 4 группы.
Учитель: Как вы думаете, давно ли появились все эти транспортные средства?
Работа в группах
Учитель: Я предлагаю вам провести небольшое исследование. У вас карточки с изображением некоторых транспортных средств. Попробуйте установить, какое из этих средств появилось раньше, какое следующим и так далее.
1 группа плот лодка парусник теплоход
2 группа телега карета поезд автомобиль
Проверка по группам
Учитель: Первые транспортные средства появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются друг от друга телега и сани?
Дети сравнивают изображения этих предметов.
Сходство в том, что они деревянные, а различие в том, что у телеги колеса, а у саней – полозья.
Учитель: В каких сказках вы видели сани?
В сказках "Морозко", "Снегурочка", "По щучьему веленью"...
Учитель: Затем появились кареты.
Учитель показывает рисунок.
– Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. Все это был личный транспорт, а не общественный, как сейчас. А что такое общественный транспорт?
Это транспорт, которым пользуется большинство людей.
Учитель: Одним из первых видов общественного транспорта была конка. Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.
Учитель показывает рисунок.
– Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы или теплоходы.
В паровые тихоходы Забирались пешеходы, И могли они в пути На ходу легко сойти.
Но со временем они усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.
Учитель показывает рисунок.
– В конце ХIХ века появились первые автомобили.
Люди ездили по свету, Усадив себя в карету. Но пришел двадцатый век – Сел в машину человек. Тут пошло такое дело! В городах затарахтело. Шум моторов, шорох шин – Мчатся тысячи машин.
Учитель: Возьмите свои часы, встретьтесь с другом на 3 часа.
Учитель. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху? Учитель. Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?Обсудите это с партнером. Начинает тот, у кого длиннее волосы. 10 секунд.
Учитель. Поделитесь ответами, Этот транспорт передвигается по земле. Учитель. Как можно назвать такой транспорт? (Это наземный транспорт). Учитель. Вертолёт, самолёт, аэроплан? Обсудите это с партнером. Начинает тот, кто выше ростом. 10 секунд.
Учитель. Поделитесь ответами
Это воздушный транспорт. Учитель. Какой вы знаете водный транспорт? (Пароходы, теплоходы, баржи). Учитель. Почему этот транспорт мы называем водным? (Потому, что он передвигается по воде). Учитель. Что мы отнесём к подземному транспорту? (Метро). Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)
Попрощайтесь с партнером и пройдите на свои места.
Учитель. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы).
Учитель. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (Пассажирский) Учитель. Если транспорт перевозит только грузы? (Грузовой). Учитель. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
Учитель. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то ставим плюс (+), если не согласны – минус (-)
До
Утверждения
После
Транспорт – это средство передвижения
Автобус – вид воздушного транспорта.
Лодка – это транспорт, который передвигается по воде
Транспорт приносит только вред человеку
При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух
Водный транспорт передвигается по земле
Каждый транспорт опасен по-своему
Учитель. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
Мы вернемся к нашим утверждения в конце урока.
5. Физминутка.
(учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят к одной из групп, выполняют движения)
Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут. А круглые колесики Все тук, да тук, да тук. (Поезд)
Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.
Загудел паровоз И вагончики повез Чох-чох, чох-чох, чу-чу Я далеко укачу.
В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сильный и смелый.
Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.
Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит.
Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.
А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
Мы ехали, ехали, К мосту подъехали Въехали, съехали Снова поехали Ехали, ехали К яме подъехали Яму объехали И к дому поехали. (Легковой автомобиль)
Дети встают в 2 колонны, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.
6. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. Посмотрите фрагмент из мультфильма (Чуковский «Тараканище»)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
- Кто узнал, что это за произведение? Как называется? Кто автор? (Чуковский «Тараканище»)
- На чем и на ком ехали звери?
Обсудите. Начинаем с партнера № 2. На ответ 20 секунд.
-На ком было жалко ехать? (на собаке) Почему? (она была хромая).
Учитель. Как можно это всё назвать, одним словом? Все это средства передвижения.
7. Закрепление пройденного материала.
- Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
- Что же они перевозят? (грузы, людей)
- Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. На какие?
- Если транспорт перевозит грузы, то его называют …..
- Если транспорт перевозит людей (пассажиров), то это ….
- Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку в его беде. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте.
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.
-Назовите этот вид транспорта (пожарная машина, милицейская, скорая помощь)
-Какой телефон нужно набрать, чтобы вызвать скорую помощь, милицию, пожарных ? (дети называют по одному номера этих телефонов). Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для их вызова.
Учитель. У вас на столах в фалах лежат тесты. Партнер № 3 раздает всем участникам эти тесты. Время на их выполнение 1 минута.
Тест
№1
Какое животное не использовалось для перевозки грузов?
А) Осел
Б) Слон
В) Курица
Г) Лошадь
№2
Какой из этих видов транспорта не является водным?
А) Метро
Б) Подводная лодка
В) Корабль
Г) Лодка с парусом
№3
По какому номеру нужно звонить в случае пожара?
А) 011
Б) 007
В) 001
Г) 01
№4
Что из нижеперечисленного не относится к специальному транспорту?
А) Машина скорой помощи
Б) Пожарная машина
В) Велосипед
Г) Полицейский автомобиль
№5
Почему воздушный шар не стал популярным транспортным средством?
А) Им нужно управлять
Б) Он летит только по ветру
Учитель. Обменяйтесь своими тестами с партнерами по лицу и проверьте их. Время на самопроверку 1 минута.
Учитель. Поделитесь ответами,
-Теперь, по завершению нашего урока, еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны с утверждением.
Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
До
Утверждения
После
Транспорт – это средство передвижения
Автобус – вид воздушного транспорта.
Лодка – это транспорт, который передвигается по воде
Транспорт приносит только вред человеку
При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух
Водный транспорт передвигается по земле
Каждый транспорт опасен по-своему
Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас. Почему?
8. Итог урока на рефлексивной основе.
- Для чего же нам нужен транспорт?
-Чем понравилось заниматься?
-Что показалось интересным?
- Что вызвало трудности?
9. Постановка оценок.
- Оцените свою работу.
- На каком транспорте мечтают совершить полёт многие люди, но для этого требуется специальная подготовка?
- А вы хотите полетать на ракете?
- Прикрепите свои смайлики на ракету и… в путь!
10. Домашнее задание.
- Молодцы! Я вижу, что урок прошёл недаром.
- Прочитайте об этом ещё раз в учебнике на странице 116 – 119. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
- Счастливого вам пути по стране Знаний!
-Встаньте, задвиньте стулья. На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец».