Просмотр содержимого документа
«Конспект урока К. Паустовский "Кот- ворюга"»
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия с. Кармаскалы МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Урок литературы в 3 классе
с применением элементов ТРКМ
на тему:
«К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».
Разработала и провела
учитель начальных классов Хабибуллина В.А.
Кармаскалы
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
- учить выделять особенности стиля и речи автора;
- развивать умение создавать словесный портрет героев произведения;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование:
Портрет К.Г Паустовского, репродукция «Мещёрский край», аудиозапись «Прогулки по лесу с орнитологом», карточки для составления схемы «Образ рассказчика».
Ход урока:
Организационный момент.
- К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки к рассказу К.Г. Паустовского «Кот – ворюга». Представьте свои работы. (Презентация рисунков обучающихся).
- Перечитаем ещё раз этот рассказ. (Проверяется подготовленное выразительное чтение текста учениками).
- Понравился ли вам рассказ?
- В чем особенность рассказа К.Г. Паустовского? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Поговорим о героях рассказа, об особенностях речи писателя, выясним, чем интересно это произведение).
Открытие нового знания.
Беседа о жанре и персонажах рассказа.
- Можно ли назвать произведение «Кот – ворюга» рассказом? Почему?
- Расскажите о героях рассказа. От чьего имени идет повествование? Составление схемы на доске:
Лёнька
писатель «Кот – ворюга» Рувим
- Кто увидел и рассказал эту историю?
- Какой по характеру рассказчик?
- Давайте составим на доске схему – «Солнышко» и расскажем в ней о герое – рассказчике. (Дети называют слова, характеризующие автора):
С чувством юмора Наблюдательный
Весёлый Рассказчик Мудрый
Добрый Душевный Любит природу
- Можем ли мы сказать, что автор и рассказчик – одно и то же лицо?
Сообщение учителя о творчестве и жизни Паустовского:
- К.Г. Паустовский любил путешествовать, был в разных уголках России. Очень полюбил Мещёру – сказочно красивый уголок между городами Владимиром и Рязанью. Давайте на минуту перенесёмся в мещёрские леса и послушаем звуки леса и птиц. (Слушание аудиозаписи, демонстрация картины «Мещёрский край»). В своей книге «Летние дни» он написал об этом удивительном крае, о природе и его людях. Рассказ про кота – одна из историй из этой книги.
Составление синквейна «Кот– ворюга»
- Давайте составим словесный портрет главного героя этого произведения. (В результате ответов учащихся появляется синквейн):
Беспризорник.
Рыжий, нахальный.
Воровал, попался, прижился.
Кот – ворюга стал хозяином и сторожем.
Кот – милиционер.
- Ребята, как вы думаете, почему кот изменился?
Физминутка.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошел,
Тихо песенку завёл. (Мур – Мур)
Беседа об особенностях стиля и речи писателя.
- Почему вам понравился этот рассказ?
- Можем ли мы сказать, что в рассказе много юмористических моментов?
- Прочитайте отрывок, в котором автор описывает красоту родного края (2, 3 абзацы 2 части).
- О чём говорят эти строки? (Писатель умеет наблюдать и понимать природу, он её любит).
- Как писатель относится к главному герою? Найдите в тексте слова, показывающие отношение автора к коту. Сделайте вывод. (Писатель любит животных, иногда сердится на кота, иногда удивляется ему, иногда посмеивается над ним).
Итог урока. Рефлексия.
- Откройте тетрадь на с.9 и выберите утверждение, в котором заключена основная мысль рассказа. («Человек должен любить животных и заботиться о них»)
- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
Домашнее задание по выбору: 1) подготовить выразительное чтение самого смешного эпизода; 2) подготовить устный рассказ о коте.