kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга", в приложении представлен наглядный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Литературное чтение 4 класс

Тема: К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «КОТ-ВОРЮГА»


Цель:

- формировать представление о творчестве К.Г.Паустовского, отрабатывать навык выразительного чтения;

- развивать читательский кругозор, интерес к теме произведения, аналитические умения;

- воспитывать нравственные качества, чувство юмора, любовь к домашним животным.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: портрет К.Г.Паустовского, словарные слова, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I Организационный этап: эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.


II Актуализация:

1 Проверка домашнего задания – В.В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз».

- На что жаловались заяц, косач, медведь?

- Расскажите, как помог им Дед Мороз.

- Что реально и что вымышлено в этом произведении?

2 Фаза вызова интереса.

- Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

- По каким словам вы определили, что речь идёт о кошке?

- У кого дома живёт кошка?

- Что вы можете сказать о повадках этого животного?

3 Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с биографией К.Г.Паустовского и его рассказом «Кот-ворюга».


III Формирование новых понятий и способов действий: знать фамилию автора и название произведения, знать содержание рассказа, уметь составлять план и пересказывать по нему, устанавливать последовательность и смысл событий, применять умение обобщать, оценивать поступки героя рассказа, проявлять нравственные качества по отношению к живой природе.


IV Применение. Формирование умений и навыков:

1 Знакомство с биографией К.Г.Паустовского.

- Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве.  Вырос в семье железнодорожного служащего Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской, у него было два брата и сестра. В 1904 году поступил в Киевскую гимназию. Любимым предметом в гимназии была география и литература. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на хлеб. В юности он занимался различной работой. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и любовь к чтению проявились у Паустовского в профессии – писатель.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. Свои впечатления описывал в романах, повестях, а также рассказах и сказках для детей. Наиболее известна книга «Рассказы и сказки о животных и природе». В неё вошли известные рассказы:

  • Похождения жука-носорога;

  • Квакша;

  • Стальное колечко;

  • Растрёпанный воробей;

  • Теплый хлеб;

  • Барсучий нос и другие произведения.

Сердце Константина Георгиевича Паустовского остановилось 14 июля 1968 года. Книги К.Г.Паустовского пронизаны любовью к Родине, к людям, к природе, их с удовольствием читают как взрослые, так и дети.



2 Беседа по вопросам.

- В какой семье родился будущий писатель?

- Чем интересовался?

- Какие сказки и рассказы он написал для детей?


3 Работа над произведением.

  • Целевая установка

- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот-ворюга»?

  • Словарная работа

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечёвка, на которую надевают пойманную рыбу.

Прорва – здесь: название реки.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Плотица – (плотва) – небольшая пресноводная рыба.

Заливное – залитое студенистым наваром.


4 Деление текста на части. Первичное чтение текста (работа в группах).


5 Проверка восприятия.

- Понравился ли вам рассказ?

- Что запомнилось больше всего?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Почему произведение так названо?

- Понравился ли вам кот?


6 Анализ произведения по частям.

- Найдите в тексте и прочитайте о проделках кота.

- Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?

- Почему его решили поймать?

- Как ловили кота? Прочитайте из текста.

- Почему кота решили сытно накормить? А как поступили бы вы?

- Расскажите, как изменилось поведение кота.

- Почему кот перестал воровать?

- Можно ли сказать, что у кота были человеческие повадки?

- Как теперь будут называть кота?


7 Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите первую иллюстрацию. Как выглядит этот кот (бродяга, неухоженный, с разорванным ухом, грязный и т.д.)?

- Составьте словесный портрет кота-ворюги (тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот беспризорник с белыми подпалинами на животе; у него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста; он ловкий; этот кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит; может решиться на отчаянный поступок; может вцепиться в добычу мёртвой хваткой; у него зелёные нахальные глаза, и т.д.).

- Рассмотрите вторую иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана?

- А что нарисовали бы вы?


8 Составление плана к пересказу.

1.Кот, потерявший всякую совесть.

2.Грабёж средь бела дня.

3.Отчаянный поступок кота.

4.Кот попался.

5.Сытный ужин.

6.Веселье.

7.Благородный поступок.

- Назовите идею этого произведения. (Надо заботиться о братьях наших меньших, только добротой и заботой можно добиться от них отдачи и преданности).


9 Творческое задание. Составление рассказа о домашнем животном.


V Этап информации о домашнем задании: стр.134-138 читать, продолжить работу над составлением рассказа о домашнем животном.


VI Подведение итогов урока:

- Кто автор произведения, которое мы изучали сегодня на уроке?

- В чем особенность его рассказа?

- Чему он учит?


VII Рефлексия:

- Оцените свою работу:

  • Я многое узнал на уроке…

  • Я проявлял большую самостоятельность в работе над текстом…

  • Я переживал за судьбу кота…

  • Хотелось бы прочитать другие рассказы К.Г.Паустовского…



ПРИЛОЖЕНИЕ






Известные произведения

К.Г.Паустовского.

Выставка его книг.


ОТЧАЯНИЕ

КУКАН

ПРОРВА

ЛАЗ

ПЛОТИЦА

ЗАЛИВНОЕ


Константин

Георгиевич

Паустовский


КОТ-

ВОРЮГА


ПЛАН


  1. Кот,

потерявший

всякую совесть.


  1. Грабёж средь бела дня.


  1. Отчаянный поступок кота.

  1. Кот попался.


  1. Сытный ужин.


  1. Веселье.


  1. Благородный поступок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства