Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
Данная разработка содержит конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга", в приложении представлен наглядный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Что реально и что вымышлено в этом произведении?
2 Фаза вызова интереса.
- Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
- По каким словам вы определили, что речь идёт о кошке?
- У кого дома живёт кошка?
- Что вы можете сказать о повадках этого животного?
3 Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с биографией К.Г.Паустовского и его рассказом «Кот-ворюга».
III Формирование новых понятий и способов действий: знать фамилию автора и название произведения, знать содержание рассказа, уметь составлять план и пересказывать по нему, устанавливать последовательность и смысл событий, применять умение обобщать, оценивать поступки героя рассказа, проявлять нравственные качества по отношению к живой природе.
IV Применение. Формирование умений и навыков:
1 Знакомство с биографией К.Г.Паустовского.
- Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Вырос в семье железнодорожного служащего Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской, у него было два брата и сестра. В 1904 году поступил в Киевскую гимназию. Любимым предметом в гимназии была география и литература. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на хлеб. В юности он занимался различной работой. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и любовь к чтению проявились у Паустовского в профессии – писатель.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. Свои впечатления описывал в романах, повестях, а также рассказах и сказках для детей. Наиболее известна книга «Рассказы и сказки о животных и природе». В неё вошли известные рассказы:
Похождения жука-носорога;
Квакша;
Стальное колечко;
Растрёпанный воробей;
Теплый хлеб;
Барсучий нос и другие произведения.
Сердце Константина Георгиевича Паустовского остановилось 14 июля 1968 года. Книги К.Г.Паустовского пронизаны любовью к Родине, к людям, к природе, их с удовольствием читают как взрослые, так и дети.
2 Беседа по вопросам.
- В какой семье родился будущий писатель?
- Чем интересовался?
- Какие сказки и рассказы он написал для детей?
3 Работа над произведением.
Целевая установка
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот-ворюга»?
Словарная работа
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечёвка, на которую надевают пойманную рыбу.
Прорва – здесь: название реки.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Плотица – (плотва) – небольшая пресноводная рыба.
Заливное – залитое студенистым наваром.
4 Деление текста на части. Первичное чтение текста (работа в группах).
5 Проверка восприятия.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Почему произведение так названо?
- Понравился ли вам кот?
6 Анализ произведения по частям.
- Найдите в тексте и прочитайте о проделках кота.
- Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?
- Почему его решили поймать?
- Как ловили кота? Прочитайте из текста.
- Почему кота решили сытно накормить? А как поступили бы вы?
- Расскажите, как изменилось поведение кота.
- Почему кот перестал воровать?
- Можно ли сказать, что у кота были человеческие повадки?
- Как теперь будут называть кота?
7 Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите первую иллюстрацию. Как выглядит этот кот (бродяга, неухоженный, с разорванным ухом, грязный и т.д.)?
- Составьте словесный портрет кота-ворюги (тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот беспризорник с белыми подпалинами на животе; у него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста; он ловкий; этот кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит; может решиться на отчаянный поступок; может вцепиться в добычу мёртвой хваткой; у него зелёные нахальные глаза, и т.д.).
- Рассмотрите вторую иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана?
- А что нарисовали бы вы?
8 Составление плана к пересказу.
1.Кот, потерявший всякую совесть.
2.Грабёж средь бела дня.
3.Отчаянный поступок кота.
4.Кот попался.
5.Сытный ужин.
6.Веселье.
7.Благородный поступок.
- Назовите идею этого произведения. (Надо заботиться о братьях наших меньших, только добротой и заботой можно добиться от них отдачи и преданности).
9 Творческое задание. Составление рассказа о домашнем животном.
V Этап информации о домашнем задании: стр.134-138 читать, продолжить работу над составлением рассказа о домашнем животном.
VI Подведение итогов урока:
- Кто автор произведения, которое мы изучали сегодня на уроке?
- В чем особенность его рассказа?
- Чему он учит?
VII Рефлексия:
- Оцените свою работу:
Я многое узнал на уроке…
Я проявлял большую самостоятельность в работе над текстом…
Я переживал за судьбу кота…
Хотелось бы прочитать другие рассказы К.Г.Паустовского…