Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс
Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс
Конспект урока-исследования по литературному чтению для второго класса разработан в авторской технологии Н. Б. Шумаковой, автора программы "Одарённый ребёнок. Междисциплинарное обучение". На проведение урока требуется два урочных часа. Уроки должны следовать один за другим в один день. На первом уроке детьми проводится исследовательская работа в группах, на втором уроке обучающиеся представляют результаты своей работы, делают выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс»
Урок-исследование
(в авторской технологии Н.Б. Шумаковой)
Литературное чтение, 2 класс
Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №44 г. Екатеринбурга Половникова Вероника Михайловна
Тема. В. Бианки, «Лесные домишки»
Обобщение урока: у каждого животного, как у человека, есть свой дом.
Цель урока: продолжать знакомить детей с творчеством В. Бианки, помочь найти главную мысль произведения и осознать её, учить работать со справочным материалом, учить работе в группе, прививать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным и природе.
Материалы к уроку: тексты для чтения, рабочие листы, атлас – определитель «От земли до неба» (авт. А. Плешаков), презентация, картинки – изображения жилищ животных и человека, проектор, ПК.
Ход урока
Учитель заранее делит класс на 6 групп.
Для проведения урока-исследования требуется два урока.
I урок
Мотивация
На доске появляется слайд №1 с иллюстрацией к произведению Бианки «Ёж – спаситель».
Учитель: ребята, вспомните, что это за произведение и кто его автор.
Ответы детей: это произведение В. Бианки «Ёж – спаситель».
Учитель: сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого писателя. Как вы думаете, о чём оно будет?
Ответы детей: о природе, животных.
Учитель: вы правы, Виталий Валентинович Бианки очень любил природу и животных. Он написал много рассказов о животных.
На доске появляется слайд №2 с портретом В. Бианки.
Учитель просит детей прочитать названия книг писателя, представленных на слайде.
Учитель читает слова В. Бианки о любви к природе.
На доске появляются картинки с изображением различных жилищ животных и человека.
Учитель: посмотрите на доску. Что вы видите?
Ответы детей: дети называют жилища животных и человека и кратко их характеризуют.
Учитель: можем ли мы навести порядок среди этих картинок? По какому признаку?
Дети выдвигают свои предположения. Учащиеся делят картинки на две группы: жилища животных и жилища людей.
Учитель: что объединяет эти две группы? Какая общая идея может связать их?
Дети: животные, как и люди, строят себе жилища. У каждого животного свой дом,…
Учитель пишет на доске: «У каждого животного, как у человека, есть свой дом».
Учитель: Эту идею нам нужно сегодня доказать. А поможет нам в этом произведение В. Бианки «Лесные домишки». С какой целью мы будем читать это произведение? Свяжите цель с нашим предположением.
Дети высказывают свои мысли.
Учитель помогает сформулировать цель исследования: проверить предположение (гипотезу) о том, что у каждого животного, как у человека, есть свой дом.
Исследование в группах.
Учитель приглашает капитанов команд и выдаёт каждому пакет с материалами для группового исследования (тексты - отрывки из сказки–на каждого ученика, рабочие листы- 1 на команду, альб. листы – 1 на команду).
Учитель: давайте посмотрим, что получили капитаны для команды (тексты, раб.лист., альб. лист).
Учитель: давайте составим план работы (1 – прочитать текст, 2 – заполнить раб. лист, 3 – нарисовать рисунок)
Учитель обращает внимание детей, что работа командная, поэтому прежде, чем капитан запишет ответ на вопрос в рабочем листе, команда должна обсудить все ответы. Рабочие листы нужно подписать (номер команды).
Учитель: у каждой команды только отрывок произведения. Я прочитаю начало.
Учитель читает начало произведения.
Учитель задаёт уточняющие вопросы: 1- Что случилось с ласточкой – береговушкой? 2 – Кого она испугалась? 3 – Как вы думаете, что будет дальше?
Учитель: а теперь приступайте к работе и не забывайте о цели нашего исследования.
Дети проводят исследование в группах: читают отрывок из текста, отвечают на вопросы, заполняют рабочий лист. Учитель помогает детям организовать работу в группах.
II урок
Обмен информацией.
Для анализа текста учитель предлагает ряд вопросов для обсуждения:
Жанр произведения (сказка)
Кто является главным героем сказки?
Что искала ласточка?
Какие герои встретились ласточке? (учитель записывает ответы на доске под гипотезой в столбик, нумеруя согласно номеру команды, начиная с первого номера: зуёк, 2) лесной голубь, 3) иволга, 4) пеночка, 5) чёмга, 6) белка ).
Учитель: ребята, с какой целью вы читали текст? (ответ детей)
Учитель: давайте послушаем, какие домики встретились на пути ласточке – береговушке.
Выходят команды (по порядку) с рабочим листом и рисунком и представляют результат работы команды (дети зачитывают ответы или рассказывает своими словами). Пример построения ответа: «Мы прочитали отрывок о том, как ласточка нашла домик…», «Этот домик построен …», «В тексте, говорится, что этот домик…», «Мы считаем, что этот домик выглядит вот так…(рис.)»
Учитель демонстрирует слайд с изображением животного и его домика, дети сравнивают изображения домика на слайде и на рабочем листе.
Учитель: я предлагаю вам самим найти информацию о домике ласточки-береговушки. В этом нам помогут атласы – определители. Попробуйте самостоятельно найти информацию.
Учитель: кто может рассказать своими словами, какой домик у ласточки – береговушки?
Дети заслушивают ответ ученика.
На доске появляется слайд – ласточка береговушка в гнезде, обрыв берега с гнёздами.
Учитель: ребята, хотите узнать, что же произошло с ласточкой после встречи с белкой?
Учитель читает конец сказки.
Оценивание информации, подведение итогов.
Учитель: вспомните, какая у нас была гипотеза в начале урока.
Удалось ли нам доказать эту гипотезу? Каким образом? (Мы провели исследование и нашли факты, которые подтвердили эту гипотезу).
Какой вывод мы можем сделать? (Мы доказали предположение о том, что у каждого животного, как у человека, есть свой дом).
Связывание информации, формулирование главной мысли сказки, обсуждение значения слова «дом» для человека.
Учитель: почему ласточка не осталась в домиках, где ей предлагали заночевать?
Ответы детей.
Какая главная мысль этой сказки? (Для каждого хорош свой дом)
Учитель: ребята, в начале урока мы рассматривали с вами разные изображения домов человека.
Давайте подумаем, а что значит дом в жизни человека?
Продолжите фразу: «Дом – это…»
Учитель: мы получили очень разные ответы, давайте попробуем определить, что же такое дом. (Учитель помогает вывести два определения дома: дом как конкретное место для проживания – сельский дом, многоэтажный дом и т.д., дом как место, где тебе хорошо, где твои родные).
Рефлексия.
Учитель: ребята, что нового вы узнали на уроке?
Самооценка работы (как командаработала дружно/недружно; справилась ли команда с заданием?)