kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-исследования по литературному чтению для второго класса разработан в авторской технологии Н. Б. Шумаковой, автора программы "Одарённый ребёнок. Междисциплинарное обучение". На проведение урока требуется два урочных часа. Уроки должны следовать один за другим в один день. На первом уроке детьми проводится исследовательская работа в группах, на втором уроке обучающиеся представляют результаты своей работы, делают выводы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс»

Урок-исследование

(в авторской технологии Н.Б. Шумаковой)

Литературное чтение, 2 класс

Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №44 г. Екатеринбурга Половникова Вероника Михайловна

Тема. В. Бианки, «Лесные домишки»

Обобщение урока: у каждого животного, как у человека, есть свой дом.

Цель урока: продолжать знакомить детей с творчеством В. Бианки, помочь найти главную мысль произведения и осознать её, учить работать со справочным материалом, учить работе в группе, прививать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным и природе.

Материалы к уроку: тексты для чтения, рабочие листы, атлас – определитель «От земли до неба» (авт. А. Плешаков), презентация, картинки – изображения жилищ животных и человека, проектор, ПК.

Ход урока

  • Учитель заранее делит класс на 6 групп.

  • Для проведения урока-исследования требуется два урока.



I урок

  1. Мотивация

На доске появляется слайд №1 с иллюстрацией к произведению Бианки «Ёж – спаситель».

Учитель: ребята, вспомните, что это за произведение и кто его автор.

Ответы детей: это произведение В. Бианки «Ёж – спаситель».

Учитель: сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого писателя. Как вы думаете, о чём оно будет?

Ответы детей: о природе, животных.

Учитель: вы правы, Виталий Валентинович Бианки очень любил природу и животных. Он написал много рассказов о животных.

На доске появляется слайд №2 с портретом В. Бианки.

Учитель просит детей прочитать названия книг писателя, представленных на слайде.

Учитель читает слова В. Бианки о любви к природе.

На доске появляются картинки с изображением различных жилищ животных и человека.

Учитель: посмотрите на доску. Что вы видите?

Ответы детей: дети называют жилища животных и человека и кратко их характеризуют.

Учитель: можем ли мы навести порядок среди этих картинок? По какому признаку?

Дети выдвигают свои предположения. Учащиеся делят картинки на две группы: жилища животных и жилища людей.

Учитель: что объединяет эти две группы? Какая общая идея может связать их?

Дети: животные, как и люди, строят себе жилища. У каждого животного свой дом,…

Учитель пишет на доске: «У каждого животного, как у человека, есть свой дом».

Учитель: Эту идею нам нужно сегодня доказать. А поможет нам в этом произведение В. Бианки «Лесные домишки». С какой целью мы будем читать это произведение? Свяжите цель с нашим предположением.

Дети высказывают свои мысли.

Учитель помогает сформулировать цель исследования: проверить предположение (гипотезу) о том, что у каждого животного, как у человека, есть свой дом.

  1. Исследование в группах.

Учитель приглашает капитанов команд и выдаёт каждому пакет с материалами для группового исследования (тексты - отрывки из сказки–на каждого ученика, рабочие листы- 1 на команду, альб. листы – 1 на команду).

Учитель: давайте посмотрим, что получили капитаны для команды (тексты, раб.лист., альб. лист).

Учитель: давайте составим план работы (1 – прочитать текст, 2 – заполнить раб. лист, 3 – нарисовать рисунок)

Учитель обращает внимание детей, что работа командная, поэтому прежде, чем капитан запишет ответ на вопрос в рабочем листе, команда должна обсудить все ответы. Рабочие листы нужно подписать (номер команды).

Учитель: у каждой команды только отрывок произведения. Я прочитаю начало.

Учитель читает начало произведения.

Учитель задаёт уточняющие вопросы: 1- Что случилось с ласточкой – береговушкой? 2 – Кого она испугалась? 3 – Как вы думаете, что будет дальше?

Учитель: а теперь приступайте к работе и не забывайте о цели нашего исследования.

Дети проводят исследование в группах: читают отрывок из текста, отвечают на вопросы, заполняют рабочий лист. Учитель помогает детям организовать работу в группах.

II урок

  1. Обмен информацией.

Для анализа текста учитель предлагает ряд вопросов для обсуждения:

  • Жанр произведения (сказка)

  • Кто является главным героем сказки?

  • Что искала ласточка?

  1. Какие герои встретились ласточке? (учитель записывает ответы на доске под гипотезой в столбик, нумеруя согласно номеру команды, начиная с первого номера: зуёк, 2) лесной голубь, 3) иволга, 4) пеночка, 5) чёмга, 6) белка ).

Учитель: ребята, с какой целью вы читали текст? (ответ детей)

Учитель: давайте послушаем, какие домики встретились на пути ласточке – береговушке.

Выходят команды (по порядку) с рабочим листом и рисунком и представляют результат работы команды (дети зачитывают ответы или рассказывает своими словами). Пример построения ответа: «Мы прочитали отрывок о том, как ласточка нашла домик…», «Этот домик построен …», «В тексте, говорится, что этот домик…», «Мы считаем, что этот домик выглядит вот так…(рис.)»

Учитель демонстрирует слайд с изображением животного и его домика, дети сравнивают изображения домика на слайде и на рабочем листе.

Порядок ответов:

  1. зуёк, 2) лесной голубь, 3) иволга, 4) пеночка, 5) чёмга, 6) белка

Учитель: о каком домике мы ещё не узнали?

Дети: о домике ласточки – береговушки.

Учитель: я предлагаю вам самим найти информацию о домике ласточки-береговушки. В этом нам помогут атласы – определители. Попробуйте самостоятельно найти информацию.

Учитель: кто может рассказать своими словами, какой домик у ласточки – береговушки?



Дети заслушивают ответ ученика.

На доске появляется слайд – ласточка береговушка в гнезде, обрыв берега с гнёздами.

Учитель: ребята, хотите узнать, что же произошло с ласточкой после встречи с белкой?

Учитель читает конец сказки.

  1. Оценивание информации, подведение итогов.

Учитель: вспомните, какая у нас была гипотеза в начале урока.

Удалось ли нам доказать эту гипотезу? Каким образом? (Мы провели исследование и нашли факты, которые подтвердили эту гипотезу).

Какой вывод мы можем сделать? (Мы доказали предположение о том, что у каждого животного, как у человека, есть свой дом).

  1. Связывание информации, формулирование главной мысли сказки, обсуждение значения слова «дом» для человека.

Учитель: почему ласточка не осталась в домиках, где ей предлагали заночевать?

Ответы детей.

Какая главная мысль этой сказки? (Для каждого хорош свой дом)

Учитель: ребята, в начале урока мы рассматривали с вами разные изображения домов человека.

Давайте подумаем, а что значит дом в жизни человека?

Продолжите фразу: «Дом – это…»

Учитель: мы получили очень разные ответы, давайте попробуем определить, что же такое дом. (Учитель помогает вывести два определения дома: дом как конкретное место для проживания – сельский дом, многоэтажный дом и т.д., дом как место, где тебе хорошо, где твои родные).



  1. Рефлексия.

Учитель: ребята, что нового вы узнали на уроке?

Самооценка работы (как команда работала дружно/недружно; справилась ли команда с заданием?)

















4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока - исследования по литературному чтению, 2 класс

Автор: Половникова Вероника Михайловна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока по литературному чтению на тему "Знакомство с буквой М" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-znakomstvo-s-bukvoi-m"
    ["file_id"] => string(6) "127674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415360887"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""Конспект урока по литературному чтению" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-2"
    ["file_id"] => string(6) "161590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422254540"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Старый гриб" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-prishvin-staryi-ghrib"
    ["file_id"] => string(6) "153518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421038141"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Сова" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-sova"
    ["file_id"] => string(6) "125475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415002143"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературному чтению В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-f-odoievskii-gorodok-v-tabakierkie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413046066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства