Данный урок-исследование по литературному чтению проведён во 2 «а» классе. В данном классе 29 учащихся. Дети активные, инициативные на уроках, спокойные, умеют слушать не только учителя, но и друг друга. Они приучены работать группами коллективно.
Тема урока-исследования: «Волшебная сила слов и поступков по рассказам В.А.Осеевой». Урок-обобщение по теме «Рассказы В.А.Осеевой». На уроке провели исследование, где нужно было найти ответ на вопрос «В чём же заключалась волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А.Осеевой». Общим результатом было создать творческую тетрадь «По страницам книг В.А.Осеевой».
На литературное чтение отведено по 4 часа в неделю, 136 часов в год. Обучение ведётся по программе ФГОС НОО и УМК «Школа России». Учебник: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: учебник для 2 класса начальной школы. Часть 2.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по литературному чтению" »
Пояснительная записка
Данный урок-исследование по литературному чтению проведён во 2 «а» классе. В данном классе 29 учащихся. Дети активные, инициативные на уроках, спокойные, умеют слушать не только учителя, но и друг друга. Они приучены работать группами коллективно.
Тема урока-исследования: «Волшебная сила слов и поступков по рассказам В.А.Осеевой». Урок-обобщение по теме «Рассказы В.А.Осеевой». На уроке провели исследование, где нужно было найти ответ на вопрос «В чём же заключалась волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А.Осеевой». Общим результатом было создать творческую тетрадь «По страницам книг В.А.Осеевой».
На литературное чтение отведено по 4 часа в неделю, 136 часов в год. Обучение ведётся по программе ФГОС НОО и УМК «Школа России». Учебник: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: учебник для 2 класса начальной школы. Часть 2.
Сценарий урока
Тема урока-исследования: Волшебная сила слов и поступков по рассказам В.А.Осеевой.
Цель: Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой».
Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений, объяснять нравственный смысл рассказов, понимать и объяснять поступки героев, составлять план рассказа, пересказывать по нему, составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Задачи:
1. Объяснять и понимать поступки героев.
2. Объяснять нравственный смысл рассказов.
3. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.
4. Участвовать в проектной деятельности.
5. Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Оборудование.
1. Портрет В.А.Осеевой.
2. Сборник творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа, то …»
3. Мультимедиапроектор, компьютер.
Методы и принципы: технология деятельностного метода, принцип деятельности, вариативности, целостности.
Раздаточный материал.
Учебник: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы. Часть 2.
Жетоны.
Структура урока-исследования.
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования;
2.2. Определение темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение наблюдений, чтение литературы, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.
III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
(Определение эмоционального комфорта в начале урока.)
- Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера!
- Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!
- Садитесь!
- Ребята, я очень рада вас видетьна уроке литературного чтения. Вы являетесь участниками проекта «Успешное чтение». Готовясь к этому уроку, мы с вами проделали большую работу: выполняли различные творческие задания. Вся работа была посвящена теме нашего урока.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказов и портрет автора. Скажите, по каким произведениям мы будем работать сегодня и кто его автор?
- Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нужно правильно составить предложение: сила поступков и Волшебная слов.
Назовите тему нашего урока.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
- В сборнике «Волшебное слово» (демонстрация книги) В.Осеева обратилась к своим читателям. Вы внимательно послушайте это обращение и ответьте на вопрос: зачем же В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
б) постановка проблемы исследования;
- Зачем В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?
- Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.
2.2. Определение темы исследования.
Сегодня на уроке, вновь обращаясь к рассказам В.А.Осеевой, мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков. Увидим наш общий результат: сборник творческих работ «По страницам книг В.А.Осеевой».
У вас есть возможность за работу получить дополнительные жетоны. А в конце урока мы поймём: кто из нас самый успешный читатель.
2.3. Формулирование цели исследования.
- Как вы думаете, а как же мы можем разгадать «Волшебную силу слова и поступков»? Какую цель исследования можем поставить на нашем сегодняшнем уроке?
2.4. Выдвижение гипотезы.
- Чтобы разгадать, в чем волшебная сила слов и поступков, помогут ли нам рассказы Валентины Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово», «Почему»?
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
- Для того чтобы исследовать нашу работу мы разделились на три группы:
1 группа «Защитники героя рассказа «Хорошее»;
2 группа «Защитники героя рассказа «Волшебное слово»;
3 группа «Защитники героя рассказа «Почему».
Группа 1.
Учитель. Кто перескажет рассказ В.А.Осеевой «Хорошее» из первой группы?
-Какое желание однажды появилось у Юры?
- О чем он мечтал? Выберите подходящие строки и прочитайте их выразительно.
- Почему мальчик не осуществил свою мечту?
- Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
Слайд.
1. Почему рассказ называется «Хорошее»?
2. Почему герой рассказа так и не смог никому доставить радость?
- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
Группа 2.
- Ребята! Назовите волшебные слова. Я тоже хочу Вам подарить несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово.
Растает ледяная глыба
От слова теплого…спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…до свидания.
- Почему эти слова называют волшебными?
- К кому из героев относятся эти слова? Прочитайте ключевые слова.
сказал
сердито буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
вдруг замолчал
подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал
заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки
сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил
К какому рассказу В.Осеевой мы сейчас обратимся? («Волшебное слово».)
Прочитайте ключевые слова во 2 столбике.
А эти слова к кому из героев относятся?
Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться?
Откройте учебники. Пожалуйста, прочитайте то место, где Павлик изменился.
1. Почему все герои вдруг стали выполнять желания Павлика?
2. Как волшебное слово меняет героев?
3. Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)
- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе).
Группа 3.
Почему сегодня снег все укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?
- Как вы думаете, как будет называться третий рассказ В.Осеевой?
- Мы все любим задавать вопрос «почему?», когда выясняем причину. Попробуем все вместе ответить на вопрос «Почему?», который задаёт нам В.А. Осеева.
Работа с деформированным планом к рассказу «Почему?»
- Мы составили план к рассказу В.Осеевой «Почему?», но они рассыпались и упали на пол. Нужно расположить иллюстрации в том порядке, как развивались события в рассказе.
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого свое почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома.
Он будет жить в будке.
Бум один на крыльце.
Ответ:
Мальчик с собакой.
Чашка разбилась.
Это… Бум!
Он будет жить в будке.
Бум наказан.
Бум один на крыльце.
Ночью.
Расстроенный лай.
Сын признался.
Все дома.
У каждого свое почему.
1. Почему мальчик не признался сразу в своём поступке?
2. Почему он признался?
- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку).
2.6. Составление плана исследования.
- Вот мы уже выбрали метод решения исследования: при помощи рассказов Валентины Осеевой, а теперь составим план нашего исследования. Как можем разгадать «Волшебную силу слов и поступков»?
- Для этого мы должны сделать сборник творческих работ:
1. Ответить на вопросы:
- «Если бы я был героем рассказа «Хорошее», то …
- «Если бы я был героем рассказа «Волшебное слово», то …
- «Если бы я был героем рассказа «Почему», то …
2. Придумать «Советы в картинках», рассказать о своем совете и прикрепить на доске под соответствующим названием рассказа.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение наблюдений, чтение литературы, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.
- Мы составляем страницы нашего сборника творческих работ.Ребята, вам предлагается задание: поставить себя на место главного героя и высказать своё мнение. Нам тоже будет интересно узнать его.
Чтение творческих работ:
- «Если бы я был героем рассказа «Хорошее», то …
- «Если бы я был героем рассказа «Волшебное слово», то …
- «Если бы я был героем рассказа «Почему», то …
Итог. Молодцы! Интересные у вас высказывания.
III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1. Интерпретация полученных данных.
- Ребята, добрые, хорошие дела можно делать и в обычной жизни каждый день. Не нужно ждать особого случая, стоит лишь посмотреть вокруг. Спасибо вам за советы. Прикрепите картинки!
Итог работы групп. Ребята! Как вы оцените выступление трех групп? (Светофоры.)
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
- Какой вывод можете теперь сделать вы?
Обобщение учителя.В.А.Осеева помогла нам понять, что делаешь хорошее тогда, когда думаешь о других, стараешься помочь людям, а не добиться славы. Хорошие поступки в обычной жизни имеют волшебную силу, ведь они творят добро.
Выступление ребят со сведениями об авторе.
Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы сходили в библиотеку, нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.
Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А.Осеева получила государственную награду.
Учитель. Когда я была такой же, как и вы, ребята, я зачитывалась этой книгой. Мы передавали её друг другу, обсуждали, делились впечатлениями. Думаю, что вам эта книга тоже понравится.
Молодцы! Интересные сведения об авторе вы узнали.
Ребята! А что вы можете дополнить?
1. Родилась 28 апреля 1902 года.
2. Первый рассказ «Гришка».
3. Первая книга «Рыжий кот».
4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
5. Кроме рассказов писала стихи и сказки.
Учитель. Наш сборник пополнился интересными сведениями об авторе.
3.3. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
- Чему учили нас рассказы В.А.Осеевой?
- О каких человеческих качествах заставляют задуматься? (Честность, доброта, любовь к ближнему.)
Обобщение учителя. Свои книги В.Осеева писала давно, почти 100 лет назад. А как вы думаете, почему сегодня интересно читать эти книги? (Они поучительные.)
В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой.
Учитель: В чём заключается волшебная сила слов и поступков?
Ученик: Она делает нас добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет еще добрее.
Учитель: Ребята! Спешите делать добро! Тогда и мы, и наша семья, и наша планета станут лучше и добрее.
- Подведём итог работы:
- Чему было посвящёно наше исследование?
- Что вам особенно понравилось?
Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.
Посмотрите, каждый из вас получил жетоны за ответы. Действительно, наш урок стал показателем вашего успеха в чтении:
1.Мы составили сборник «Если бы я был героем рассказов В.А.Осеевой…».
Своими переживаниями мы сможем поделиться не только друг с другом, но и с ребятами другого класса, с родителями и представим наши работы в библиотеку школы.
Вы все успешные читатели.
- А теперь дайте себе самооценку ….. Кто как работал?
Вы все хорошо выполнили творческие задания, хорошо отвечали на уроке, активно работали. Поэтому получаете «пятерки». Спасибо за урок!