kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Загадочность прозы А.С.Пушкина" (по повести "Пиковая Дама")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с компьютерной презентацией.

Цель урока:

Попытаться понять философские вопросы, затронутые писателем в повести, и проанализировать психологическое состояние главного героя.   Эпиграф: Деньги, - вот чего алкала его душа!

                                         

                                                                              А.С.Пушкин «Пиковая Дама»
   Вступление

Сегодня на уроке мы будем вести с вами разговор про соблазны, про страсть и что она может сделать с человеком. В нашей жизни, согласитесь, много соблазнов – того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки. Назовите некоторые из них.

Искушение не делать уроки, желание скрыть правду от родителей, списать контрольную работу, взять что-то без разрешения или украсть…

Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? Ответы учащихся.

     А  что такое страсть? ответы

Давайте уточним в словаре значение этого слова. Вот какое определение дает В.И. Даль: страсть – алчность, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье.

   Для нас с вами сегодня будет интересно узнать, что думает по этому поводу      А.С. Пушкин. Обратимся к его повести «Пиковая дама» ( оформляем карту урока – записываем тему)

1. Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.

Интересно ли вам, ребята,  было читать «Пиковую даму»? Повесть написана почти 200 лет назад, но вызывает интерес у читателей разных времен и поколений. В чем же секрет «Пиковой дамы»? (Дети говорят, что в повести есть таинственность, необычность, фантастика, мистика).

Сформулируйте цель, что вы ждете от сегодняшнего урока? ( выводится на экран )

2. «Пиковую даму», написанную в 1833 году, можно считать «петербургской повестью», реалистично отразившей общественную жизнь столицы Российской империи I половины 19 века: бедность и богатство, желание многих разом получить капитал, готовность идти на все ради достижения собственной цели. Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни: это доказывают примеры: проигрывались миллионные состоянья, дома, в 1802 году в Москве князь Александр Николаевич Голицын, мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую), одному из самых ярких московских бар – графу Льву Кирилловичу Разумовскому. В 30-е годы открывались первые игорные дома. Азартные игры формально подвергались запрещению как безнравственные, хотя практически процветали. Какие игры были популярны в начале 19 века? Сейчас узнаем об этом

( сообщение 2 учащихся об истории карточных игр в России))

В своей повести Пушкин поднимает вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, которые являются актуальными и в наше время. Но в то же время эта повесть – повесть-загадка, которую мы с вами попытаемся разгадать.

Недаром и тема сегодняшнего урока: «Загадочность пушкинской прозы».

* Предположите, а в чем или в ком  разгадка повести?

Конечно, прежде всего – в образе главного героя.

 Давайте начнем «исследовать» образ Германна.

Каковы основные  черты его характера, по вашему мнению?

      Обратимся к тексту:

Как называют Германна герои повести и автор?

Наполеон

Мефистофель

разбойник

убийца

чудовище

тигр

интриган

Германн какой?

дерзкий

пошлый        

честолюбивый

страстный

лукавый

бессовестный

бессердечный

жестокий                                                                    алчный

   Итак, делаем вывод ,каков же психологический портрет Германна?

Германн расчётлив, скрытен, честолюбив,

подвержен сильным страстям, обладает огненным воображением, твёрдостью – перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого:  в  нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

Какова цель его жизни?

 Да, покой и независимость.

Что, по мнению Германна, поможет ему обрести покой и независимость?

Деньги!

Чем хотел Германн достичь успеха?

Карточной игрой (но этого недостаточно);

Любовной игрой.

  1. А где же настоящая жизнь, не игра? Почему у Германна её нет?

Где нет места искренним чувствам, там нет и  настоящей жизни!

С кем и когда сравнивает Германна Томский?

Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Именно после смерти графини произносит Томский эти слова.

Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

Мне близка ваша точка зрения: Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу.

  1. Какие чувства испытывает Германн? Поработайте с текстом в группах:

1 ряд – чувства Германна перед встречей с графиней;

2 ряд – чувства Германна после смерти графини;

3 ряд – после выигрыша

(находят – зачитывают)

Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения. Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. Хладнокровие.

Для чего Германн идёт на отпевание старухи?

  1. Можем ли мы сказать, что пока ещё в душе героя идёт борьба добра и зла?

Германн ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается в содеянном.

  1. Графиня не открыла Германну тайну 3 карт. Почему?

Мое мнение совпадает с вашим: скорее всего, тайны не было. Но Германн всё же знает карты. Это «тройка», «семёрка», «туз».

  1. Почему в сознании Германна появились именно эти карты?

Эти 3 карты – плод больного воображения Германна.

 

     !!! Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?

Какая неоднократно повторяющаяся деталь в повести является символом страсти?

Карты – традиционный символ алчности и страсти.

Ключевое слово повести – «страсть»: «имел сильные страсти»,  «писал страстные письма», «вдохновенный страстию». Как оно помогает понять смысл произведения?

А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.

3. В качестве рефлексии – подведения итогов наших составляем синквейн! ( откроем тетради, вспомним как составляется синквейн)

* включается музыкальное сопровождение- опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»

 Германн …

 Алчный, страстный, жестокий .

 Лукавит , обманывает, обнадеживает, убивает .

 Ведет неправедный образ жизни.

 Чудовище!

Итак, можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

Современный Пушкин: вокруг нас много соблазнов (реклама обещает выигрыш, предлагаю способы разбогатеть). Пушкин предостерегает нас от пагубной страсти обогащения нечестными способами. Надеюсь, страсть, «неразумное хотенье» никогда не затмят наш разум.

4. Домашнее задание:

 

Напишите свои размышления на тему: «Существуют ли причины, способные оправдать преступление?»
 

5 На карте урока сейчас оцените, пожалуйста, нашу сегодняшнюю работу с вами.

   Объявляются оценки за урок.

                                                                                                                                       Приложение.

Алчность – ненасытность, жадность.

Интрига – пронырство, козни, каверзы, происки, проделки.

Искушение – соблазн, прельщение.

Лукавствовать – действовать лживо, притворно, злоумышленно; кривить душой, идти скрытными происками.

Пошлый – неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым; вульгарный, тривиальный.

Праведный – правдивый на деле, безгрешный, во всем поступающий по закону Божию.

Страсть – алчность, безотчётное влеченье, необузданное, неразумное хотенье.

В.И. Даль «Толковый словарь живого        великорусского языка».

Карта урока.

 

 

1.Тема урока: _________________________________________________________________

 

2. Что я жду от сегодняшнего урока, какой цели хочу достичь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

 

Как называют Германна герои повести и автор?

 

 

 

 

 

 

 

Германн какой?

4.

Этап урока

Что я делал на уроке?

1. Всупление (мотивационно-ориентировочный этап.)

 

2. Основная часть урока (операционно-исполнительский этап)

3. Подведение итогов (рефлексивно-оценочный этап)

5. Чем мне понравился или не понравился этот урок? __________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Загадочность прозы А.С.Пушкина" (по повести "Пиковая Дама") »



Тема урока: Загадочность пушкинской прозы

(по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»).

Урок с компьютерной презентацией.


Цель урока:

Попытаться понять философские вопросы, затронутые писателем в повести, и проанализировать психологическое состояние главного героя.




Эпиграф: Деньги, - вот чего алкала его душа!

А.С.Пушкин «Пиковая Дама»


Вступление

Сегодня на уроке мы будем вести с вами разговор про соблазны, про страсть и что она может сделать с человеком. В нашей жизни, согласитесь, много соблазнов – того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки. Назовите некоторые из них.

Искушение не делать уроки, желание скрыть правду от родителей, списать контрольную работу, взять что-то без разрешения или украсть…

Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? Ответы учащихся.

А что такое страсть? ответы

Давайте уточним в словаре значение этого слова. Вот какое определение дает В.И. Даль: страсть – алчность, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье.


Для нас с вами сегодня будет интересно узнать, что думает по этому поводу А.С. Пушкин. Обратимся к его повести «Пиковая дама» ( оформляем карту урока – записываем тему)


1. Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.

“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.



Интересно ли вам, ребята, было читать «Пиковую даму»? Повесть написана почти 200 лет назад, но вызывает интерес у читателей разных времен и поколений. В чем же секрет «Пиковой дамы»? (Дети говорят, что в повести есть таинственность, необычность, фантастика, мистика).

Сформулируйте цель, что вы ждете от сегодняшнего урока? ( выводится на экран )

2. «Пиковую даму», написанную в 1833 году, можно считать «петербургской повестью», реалистично отразившей общественную жизнь столицы Российской империи I половины 19 века: бедность и богатство, желание многих разом получить капитал, готовность идти на все ради достижения собственной цели. Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни: это доказывают примеры: проигрывались миллионные состоянья, дома, в 1802 году в Москве князь Александр Николаевич Голицын, мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую), одному из самых ярких московских бар – графу Льву Кирилловичу Разумовскому. В 30-е годы открывались первые игорные дома. Азартные игры формально подвергались запрещению как безнравственные, хотя практически процветали. Какие игры были популярны в начале 19 века? Сейчас узнаем об этом


( сообщение 2 учащихся)



В своей повести Пушкин поднимает вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, которые являются актуальными и в наше время. Но в то же время эта повесть – повесть-загадка, которую мы с вами попытаемся разгадать.

Недаром и тема сегодняшнего урока: «Загадки пушкинской прозы».



* Предположите, а в чем или в ком разгадка повести?

Конечно, прежде всего – в образе главного героя.

Давайте начнем «исследовать» образ Германна.



  • Каковы основные черты его характера, по вашему мнению?

Обратимся к тексту:


Как называют Германна герои повести и автор?


Наполеон

Мефистофель

разбойник

убийца

чудовище

тигр

интриган


Германн какой?


дерзкий

пошлый

честолюбивый

страстный

лукавый

бессовестный

бессердечный

жестокий алчный




Итак, делаем вывод ,каков же психологический портрет Германна?

Германн расчётлив, скрытен, честолюбив,

подвержен сильным страстям, обладает огненным воображением, твёрдостью – перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.


  • Какова цель его жизни?

Да, покой и независимость.


  • Что, по мнению Германна, поможет ему обрести покой и независимость?

Деньги!


  • Чем хотел Германн достичь успеха?

Карточной игрой (но этого недостаточно);

Любовной игрой.

  • А где же настоящая жизнь, не игра? Почему у Германна её нет?

Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни!




  • С кем и когда сравнивает Германна Томский?

Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Именно после смерти графини произносит Томский эти слова.


  • Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

Мне близка ваша точка зрения: Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу.

  • Какие чувства испытывает Германн? Поработайте с текстом в группах:


1 ряд – чувства Германна перед встречей с графиней;

2 ряд – чувства Германна после смерти графини;

3 ряд – после выигрыша

(находят – зачитывают)


Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения. Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. Хладнокровие.


  • Для чего Германн идёт на отпевание старухи?

  • Можем ли мы сказать, что пока ещё в душе героя идёт борьба добра и зла?

Германн ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается в содеянном.

  • Графиня не открыла Германну тайну 3 карт. Почему?

Мое мнение совпадает с вашим: скорее всего, тайны не было. Но Германн всё же знает карты. Это «тройка», «семёрка», «туз».

  • Почему в сознании Германна появились именно эти карты?

Эти 3 карты – плод больного воображения Германна.


!!! Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?



Какая неоднократно повторяющаяся деталь в повести является символом страсти?

Карты – традиционный символ алчности и страсти.


Ключевое слово повести – «страсть»: «имел сильные страсти», «писал страстные письма», «вдохновенный страстию». Как оно помогает понять смысл произведения?

А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.


3. В качестве рефлексии – подведения итогов наших составляем синквейн! ( откроем тетради, вспомним как составляется синквейн)

* включается музыкальное сопровождение- опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»


Германн …

Алчный, страстный, жестокий .

Лукавит , обманывает, обнадеживает, убивает .

Ведет неправедный образ жизни.

Чудовище!


Итак, можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

Современный Пушкин: вокруг нас много соблазнов (реклама обещает выигрыш, предлагаю способы разбогатеть). Пушкин предостерегает нас от пагубной страсти обогащения нечестными способами. Надеюсь, страсть, «неразумное хотенье» никогда не затмят наш разум.



4. Домашнее задание:


Напишите свои размышления на тему: «Существуют ли причины, способные оправдать преступление?»


5 На карте урока сейчас оцените, пожалуйста, нашу сегодняшнюю работу с вами.

Объявляются оценки за урок.
















Приложение.



Алчность – ненасытность, жадность.

Интрига – пронырство, козни, каверзы, происки, проделки.

Искушение – соблазн, прельщение.

Лукавствовать – действовать лживо, притворно, злоумышленно; кривить душой, идти скрытными происками.

Пошлый – неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым; вульгарный, тривиальный.

Праведный – правдивый на деле, безгрешный, во всем поступающий по закону Божию.

Страсть – алчность, безотчётное влеченье, необузданное, неразумное хотенье.

В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».




Карта урока.


1.Тема урока: _________________________________________________________________


2. Что я жду от сегодняшнего урока, какой цели хочу достичь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.


Как называют Германна герои повести и автор?











Германн какой?




4.

Этап урока

Что я делал на уроке?

1. Всупление (мотивационно-ориентировочный этап.)


2. Основная часть урока (операционно-исполнительский этап)


3. Подведение итогов (рефлексивно-оценочный этап)



5. Чем мне понравился или не понравился этот урок? _____________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Загадочность прозы А.С.Пушкина" (по повести "Пиковая Дама")

Автор: Гуляева Виктория Геннадьевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142146

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства