Конспект урока по окружающему миру в первом классе на тему "Домашние любимцы". Образовательная программа Школа 2100. Учебник А. А. Вахрушев, часть 2 "Я и мир вокруг".
Цели урока:
обучающие - познакомить детей с ролью и значением домашних животных в жизни человека; познакомить с историей появления собак; познакомить с комнатными животными и их особенностями;
развивающие – развивать мышление, учить анализировать, сравнивать и описывать животных, работать самостоятельно и в парах; расширять кругозор детей;
воспитательные – воспитывать любовь, бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей, любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных; учить детей сопереживать, сочувствовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Домашние любимцы"»
Окружающий мир.
Тема урока: Домашние любимцы
Цели урока:
обучающие - познакомить детей с ролью и значением домашних животных в жизни человека; познакомить с историей появления собак; познакомить с комнатными животными и их особенностями;
развивающие – развивать мышление, учить анализировать, сравнивать и описывать животных, работать самостоятельно и в парах; расширять кругозор детей;
воспитательные – воспитывать любовь, бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей, любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных; учить детей сопереживать, сочувствовать.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» авторы – Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., живой уголок с домашними питомцами: домашний кролик, морская свинка, хомячки, черепаха, волнистый попугай, аквариум с рыбками.
Ход урока
Организационный момент. (Слайд)
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Повторение.
Учитель: – Итак, ребята, прежде чем начать изучение нового материала нам нужно повторить то, что мы прошли на предыдущем уроке. (Слайд) - О ком мы узнали на прошлом уроке? (о животных и растениях)
- Что общего у животных и растений? (все растения и животные дышат, потребляют воду, питаются и растут, приносят потомство и умирают)
-Чем отличаются? (Растения строят свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворенных в ней веществ, используют силу солнечного света. Растения дают другим живым существам пищу и кислород для дыхания. Их называют «кормильцами». Животные так делать не могут. Они едят готовую пищу – растения или других животных. Животные «едоки». Они умеют передвигаться – бегать, прыгать, плавать и летать).
(Слайд) - Посмотрите на рисунок. Это…? (грибы)
- Куда мы их отнесем, к растениям или к животным? (Грибы не растения, не животные. Они тоже живые организмы. Как и растения грибы растут. Как и животные могут быть окрашены в разные цвета.)
- Молодцы! Вы очень хорошо усвоили материал предыдущего урока.
Актуализация знаний и постановка проблемы.(Слайд) Учитель:
- Что изображено на рисунках? (дикие и домашние животные)
- Какие животные не могут жить без помощи человека? (домашние животные)
- Почему их так называют?
- Каких вы знаете ещё домашних животных? Обратите внимание и на наш живой уголок.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Слайд)
- Что мы узнаем на уроке?
Изучение темы.
Учитель:
– На предыдущих уроках окружающего мира мы беседовали об условиях жизни диких животных. Человек приручил диких животных и сделал их домашними. Домашние животные – друзья и помощники человека.
Разминка для кистей рук «Рыбка»
Работа в рабочих тетрадях. (Страница 61) (Слайд)
-Поработаем в наших рабочих тетрадях. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 61. Приготовьте цветные карандаши. Читаем задание: Обведи красным карандашом домашних животных, а синим отметь тех из них, кого можно поселить в комнате
- Каких животных люди держат у себя дома?
Учитель: У многих из вас, ребята, есть дома свои любимейшие питомцы. К этому уроку вы приготовили рисунки, фотографии своих любимцев. Кто расскажет о своем друге и помощнике.
Учитель: Кроме обычных домашних любимцев, люди содержат и собирают (коллекционируют) таких необычных, экзотических животных, как ящерицы, например игуаны, крокодилы, аллигаторы, змеи, экзотических насекомых, такие, как крупные тропические пауки, большую группу различных обезьян, и родственных им видов, таких, как лори, лемуры и т.д., редкие и яркие представители пернатых, необычных аквариумных рыбок и даже огромных ярких бабочек. (Слайд)
- Как люди за ними ухаживают?
Правила ухода за домашними питомцам.
Учитель: Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Если вы взяли в дом животное, то отнеситесь к этому серьёзно. Вашему питомцу следует выделить его территорию, свою миску для корма и воды, которую необходимо мыть после каждого кормления, кормить питомцев следует стараться пищей, к которой они в естественных условиях.
-Как же нужно ухаживать за своими маленькими друзьями, что бы им жилось хорошо? Давайте сформулируем правила ухода за домашними любимцами.
Правила ухода. (Слайд)
Хорошо кормить
Много гулять
Постоянно расчесывать, чистить
Любить животное
Не заводить ни кошку, ни собаку, если вы не уверены,
что сможете с ним жить всю жизнь
Словарная работа.(Слайд)
- Кого мы называем ветеринаром?
Ветеринар – это человек, который помогает животным, если они заболели.
Владелец животного обязательно должны периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения.
Физкультминутка (музыкальная). (Слайд)
Работа с учебником. Работа в паре. (Страница 63) (Слайд)
Учитель: - Внимательно посмотрите на рисунки и расскажите, как в прошлом человек приручил собаку. Поработаем в паре. Пусть один расскажет по рисункам, как в прошлом человек приручил собаку, а другой продолжит.
Как появились собаки. (Слайд)
В древности люди жили в пещерах. Жизнь первобытных людей была голодной и опасной. Пропитание зависело от того, насколько удачной будет охота, и часто людей подстерегали опасные животные - хищники.
Но вот однажды разумный человек догадался подкормить волков, которые бродили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от его врагов, помогали выслеживать и загонять добычу на охоте. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и питомцев.
Самостоятельное применение знаний. (Слайд)
Учитель: У многих любимцы - это собаки, а кто знает, как собаки помогают человеку. Расскажите!!!
Учитель: – Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. Собака – верный друг и помощник человека, собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником. - На какие группы можно разделить всех собак? – Ребята, все породы собак делятся на четыре группы: пастушьи, служебные, охотничьи, комнатные (декоративные) – Рассмотрите фотографии собак. (Немецкая овчарка, мопс, ротвейлер, колли, болонка, кавказская овчарка, русская борзая, спаниель, сенбернар)
- К какой группе относится каждая из пород? (Слайд)
- Почему эти собаки называются пастушьими? (Слайд).
Пастушьи собаки – собаки со способностью сторожить что-либо. С давних времен домашний скот обеспечивал народ мясом, кожей, служил для перевозки грузов. Они были очень важны для людей. Поэтому собак использовали для охраны скота, ведь всегда существовала возможность нападения диких животных. Питомцев тренировали для того, чтобы они могли пасти скот и в случае атаки диких животных защитить его. Такими являются пастушьи собаки.
- Почему эти собаки называются служебными? Где они служат? (Слайд) Служебные собаки – очень крупные собаки, мощные животные, с оборонительной реакцией, и хорошим чутьем, беспредельно преданные человеку, (сторожевые, розыскные, спасатели и т.д.)
-Почему эти собаки называются охотничьими? (Слайд) Охотничьи собаки. Эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инстинкт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.
-Почему эти собаки относятся к декоративным породам? Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.
-Но это лишь несколько пород из сотен. Люди вывели более 400 пород собак. Трудно даже поверить, что они все произошли от одного предка – волка. Самая высокая имеет рост 1м 54см, а самая маленькая – 9см. Самая тяжелая весит 149 кг, а самая легкая всего 238 граммов. Существует целая наука, изучающая собак – кинология. Но, кроме породистых собак, есть и беспородные. В народе их зовут дворняжками. Это тоже хорошие, умные, преданные собаки, которые никогда не оставят хозяина в беде.
Аквариумные рыбки (Слайд)
Мы все разные, кому то нравится держать дома собаку, или котенка, либо птицу, а другие предпочитают очень красивых и в то же время очень тихих домашних питомцев, таких, как аквариумные рыбки. Это очень красивые создания, многие из которых были искусственно выведены из - за своего красочного и необычного облика. За всеми рыбками, за аквариумом, где они обитают, для того, чтобы они всегда радовали нас, нужен тщательный уход.
Энциклопедия. (Слайд)
Учитель: очень много информации о всех домашних питомцах вы можете получить в справочной книге, в Энциклопедии. У некоторых из вас есть уже такие справочники. Очень нужная и полезная книга для получения справок в обыденной жизни.
Рефлексия.(Слайд)
– Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего вам запомнилось?
- Что вы захотели бы рассказать, своим родным и близким дома? А чтобы они вам ещё больше запомнились, я предлагаю вам решить кроссворд в загадках о любимых ваших питомцах и о домашних животных.
Итог урока. Учитель: - Замечательно! Сегодня, ребята, вы отлично поработали. Молодцы! Большое спасибо!
И урок хочу завершить словами великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
– Ребята, домашние животные нуждаются в заботе человека. Решение завести своего питомца, это серьезное решение и большая ответственность!