Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Ь, формировать умение писать букву Ь и слова с этой буквой.
Задачи:
закреплять понятие о букве Ь, служащей для обозначения мягкости согласных;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к родному языку и родной природе.
I. Психологический настрой:
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
— Посмотрите в паре друг на друга, улыбнитесь.
II. Актуализация знаний
1. — Я знаю, что вы очень любите играть. И я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».
— Какие буквы записаны на карточках?
— На какие две группы их можно разделить?
— Какие гласные буквы указывают на твердость предыдущего согласного? (о а у ы)
— Какие указывают на мягкость? (и е я)
— Ребята, здесь нет еще нескольких букв, обозначающих мягкость согласного звука. С одной из таких букв мы сегодня познакомимся, но пока это тайна. И эту тайну давайте попросим разгадать наших гостей.
2. Инсценировка «Мягкий знак»:
Автор: Жили-были в Азбуке буквы, разные — гласные, согласные (входят герои инсценировки). Буквы жили — не тужили, потому что все дружили (герои хлопают в ладоши, держатся за руки). И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и молчала. Было этой букве очень плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.
Вот, например, отгадайте загадку:
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(гусь)
Стали буквы составлять слово ГУСЬ (герои инсценировки выстраиваются в один ряд), получается слово ГУС.
— Что-то у нас не получается, — говорят буквы.
— Звук [с’] в слове мягкий, а у нас он — твердый.
Звук [и] говорит:
— Давайте я встану, — и быстро пристроилась в конце слова.
— Но ведь у нас в отгадке гусь, а не гуси?!
— Как же быть?
— Что делать? Какую букву нужно позвать на помощь?
— Букву Ь — мягкий знак.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце слова.
— Какое слово получилось? (гусь)
— Вот оказывается, какая важная буква Ь — мягкий знак.
— Опираясь на тему, сформулируйте задачи нашего урока. Используйте слова, записанные на экране (слайд 3):
Познакомимся...
Научимся...
Узнаем...
2. Планирование достижения цели
— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.
Посмотрите на экран (слайд 4):
— Сегодня мы с вами:
научимся писать букву мягкий знак
поработаем со словами
запишем предложение
поиграем
поработаем самостоятельно
поднимемся на вершину
— Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждыас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научится писать букву Ь.
V. Работа по достижению поставленных целей:
1. Установка на письмо: писать надо аккуратно, красиво,
разборчиво. Выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.
2. Анализ буквы:
сравнение печатной и письменной буквы
с написанием какой буквы схоже написание буквы Ь
конструирование буквы из проволоки
обводка буквы пальцем по проволоке
3. Подготовка пальцев рук для письма: кинезиологические упражнения
4. Физкультминутка для глаз
5. Работа в прописи:
— Сегодня последний день зимы. Дед Мороз всю зиму рисовал для нас узоры на окнах. Давайте мы его порадуем узорами в прописи (рисование узора на стр. 23).
6. Устное объяснение написания этой буквы: начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.
образец написания на доске
письмо в воздухе
игра «Фотограф»
обводка обратной стороной ручки образца в прописи
письмо по контуру букв в прописи
самостоятельное написание 3-х букв
— Посмотрите внимательно на написанные буквы, сравните с образцом и выберите ту буквы, которую вы написали лучше других, поставьте под ней точку. Припишите также правильно и красиво еще три буквы.
— В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу.
7. Минутка чтения по прописи: чтение слов с мягким знаком на конце.
— Какое из этих слов подходит к звуковой схеме слова (слайд 9)
— Придумайте еще слова, соответствующие нашей схеме.
8. Запись слов КОНЬ по образцу прописи, запись слова РЫСЬ под диктовку. Самооценка (фонарик на второй ступени маршрутного листа).
9. Слайд 10
— Скажите, что зимой страшнее животным: холод или голод?
— Как люди помогают перезимовать диким животным?
Чтение сообщений детьми.
10. Семантика слова СОЛЬ: соль — пищевая добавка, полезное ископаемое, нота в музыке (слайд 11).
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
— Прочитайте предложение в прописи: Лось лизал соль.
— Назовите слова с мягким знаком.
— Сколько слов в предложении.
— Какое первое слово, второе, третье?
— Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?
Выполнение работы по выбору: записать предложение по памяти или списать его с прописи.
— При помощи какой буквы на письме мы показали мягкость последнего согласного звука?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЬЮ БУКВЫ Ь
— Мягкий знак указывает не только на мягкость согласного, но и меняет значения слов, если он появляется или исчезает в словах. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком вы станете волшебниками и будете превращать одни слова в другие.
1. Дидактическая игра «Превращение слов»:
— Озорной мягкий знак убежал из слов тронь, брать и превратил их в новые слова. Назовите какие. Как вы понимаете значение слова трон (слайд 12)?
— Мягкий знак бежит к словам мел, вес.
— Допишите Ь в слова мел и вес, какие слова получились.
— Что иногда происходит со словами при появлении или исчезновении мягкого знака?
2. Дидактическая игра «Один — много»:лоси — окуни -
звери - лини -
кони - рыси -
3. Самооценка
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Мальчики записывают слова, обозначающие названия рыб, девочки записывают слова, не обозначающие названия рыб.
— Подчеркните букву в конце записанных слов.
— Оцените свою работу.
VII. Итог.
— Пришла пора подняться на последнюю ступеньку нашего пути.
— Поднимите руку у кого фонарики горят на верхней и средней линейке.
— Кто же ждет нас на последней ступеньке?
— Чему улыбается Ь?
— Вспомните тему нашего урока и закончите мою фразу: