kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок по русскому языку для 1 класса " Орфограммы жи - ши"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Урок русского языка в 1 классе                    

                      Тема урока: Правописание  ЖИ-ШИ

             Тип урока: совершенствование знаний и умений

Задача: овладение учащимися правописанием жи-ши в словах

Цели:

  1. развитие речи, каллиграфических навыков, умение сопоставлять произношение и написание слов
  2. систематизировать знания правописания орфограммы жи-ши
  3. воспитывать здоровый образ жизни и укрепление своего здоровья

Оборудование: тетрадь русский язык №1, наглядные пособия «жи-ши», однокоренные слова, зимняя картина со снеговиком, наглядное пособие все гласные.

                                           Ход урока

1 Орг. момент

- Здравствуйте! Посмотрите на меня добрыми глазками, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу.

- Сегодня  на урок к нам пришли гости. Улыбнитесь им и поздоровайтесь. Тихонечко садитесь.

- Проверьте все ли готово у вас к уроку.

2. Актуализация прежних знаний

Фонетическая зарядка 

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

-Какой буквой на письме обозначается звук (ш)? (ша)

- Откройте тетради, проверьте у всех ли записано число. Сейчас мы половина строчки пропишем заглавную и строчную букву ша.

Чистописание Шш   (внимание на осанку)

Фонетическая зарядка

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

- Какой буквой на письме обозначается звук (ж)?

Чистописание Жж (внимание на осанку)

-Что вы можете сказать про эти два звука? (согласные, парные, всегда твердые, ж звонкий, а ш глухой)

- Какой у них есть секретик? (они всегда твердые)

- Посмотрите на эти звуки, что вы можете про них сказать?(наглядность все гласные звуки) (они гласные)

3. Формирование знаний и умений

- С какой из этих букв ж и ша не дружит?  (ы)

- А знаете почему? Нам сейчас Юля расскажет, почему ж и ша не дружат с ы.

«Жили-были на свете ж и ш, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ж и Ш, остальные побежали прятаться. Сидит буква в потайных местах, ждут когда их искать начнут. Ж и Ш во все щели заглянул, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не мог найти Ы. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьет с пряниками. Обиделись Ж и Ш и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.»

- А если на письме нам надо будет написать жи, ши. Как же нам быть? (наглядность жи-ши)

- Прочитаем хором еще раз правило.

- А для чего нам надо грамотно писать? (чтобы стать культурным человекм)

-Сейчас я проверю, насколько хорошо вы владеете этим правилом.

Письмо в тетради слов.

Отгадайте загадку. Объясняем орфограмму и подчеркиваем ее (слова заранее написаны на доске)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф)

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут

Туда все несут (Мыши)

Физминутка на пальчики (фигурки из пальцев)

Покажите мне

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Ножка, спинки, и сиденье – вот вам стул на удивленье»             

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые … (снежинки)

Два березовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи)

Деревянные лыжи очень быстро ломаются, поэтому сейчас их изготавливают из пластика. А знаете ли вы, почему лыжи мы называем лыжами? (этимология слова лыжи)

Слово лыжи связано со словами «лязгать, лызнуть». В старину, да и сейчас в некоторых областях слово лязгать обозначало «скользить по льду», а «лызнуть» - улизнуть, скрыться. В этих словах так и слышатся «лыжи. Вот и выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство – скольжение.

- Чему посвящен 2009 год? (год молодежи и спорта)

- А зачем нам заниматься спортом? (чтобы вырасти крепкими, здоровыми, стать чемпионами)

- Автор учебника запутался и не может определить какая же, звуковая схема подходит к слову лыжи. Откроем страницу 28. Поможем ему. Для этого нарисуем ее в тетради и дадим каждому звуку характеристику.

- Сделаем звуковой анализ слова.

1. поставим ударение, разделим на слоги

2. запишем транскрипцию

3. дадим характеристику каждому звуку

 Лыжи

[лыжы]

Л- согл., твердый, звонкий

Ы- гласный, ударный

Ж – согласный, всегда твердый, парный

Ы –гласный, безударный.

- Так какая схема подходит первая или вторая?

Игра: «Противоположный»

Как называются противоположные слова? (Антонимы). Сейчас я буду говорить слово, а вы называть антоним.

                              Большой – маленький

                              Сладкий – горький

                              А если сладко, то горько

                              Меньше – больше

                             Кислый – сладкий

                             Горе – радость

                             Друг – враг

                             Плохой – хороший

4. Закрепление

Запишем слово хороший. Как напишем хароший или хороший. От какого слова образовалось слово хороший, от какого словарного слова? (Хорошо)

- Прочитайте слово хороший орфоэпически (харашо), орфографически(хорошо)

- Итак, пишем хорошо, значит, какую букву напишем в слове хороший? (о)

Физминутка (проводит сам ученик)

-А теперь со словом снежинка составим предложение.

Комментированное письмо.

Снежинка падает.

Запишем это предложение с новой строчки. Спинки прямые. Комментирует … (1 ученик)

Подчеркнем главные члены предложения. Для этого зададим вопрос к слову снежинка. (что? снежинка, подчеркиваем одной чертой)

- Зададим вопрос от снежинки к слову падает? (Снежинка что делает? падает, подчеркиваем двумя чертами)

   В тетради:          Снежинка  падает.

                                                  ___________

Я вам уже говорила, что все на свете из чего-нибудь состоит, лес из деревьев, речь из … (предложений), а предложения из … (слов). Слова сделаны «из своего строительного материала». И главной частью является корень. Снежинка из чего состоит? (из снега)

-Как называются слова, которые имеют один общий корень? (однокоренные)

- А какой корень у слова «снег» (все слово)

- А какой корень в слове снежинка (корень снеж)

- Снежинка и  снег являются ли однокоренными словами?

- А как же так, снеж и снег это разве однокоренные слова? г убежало и на ее место встала ж.)

Работа в парах

- Придумаем с этим корнем однокоренные слова, поработайте парами (снеговик, снеговой, снежный, снегопад)

На доске:

              снежинка               снежный              снегопад

                                                 снег

               снеговой                                             снеговик          

(с каждым придуманным однокоренным словом составляют 1 предложение)

5. Итог урока

- Какое правило на уроке мы сегодня повторили?

- А почему жи-ши надо писать с и? Почему так?

Игра. Я сейчас буду называть слова, а вы если услышите в слове орфограмму жи-ши хлопните в ладоши.

Машина

Жимолость

Шампунь

Еж

Кувшин

Щука

Душица

А сейчас не хлопайте, а приседайте.

Ежик

Жук

Шерсть

Шарф

Шиповник

Спасибо,  на уроке хорошо работали …

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по русскому языку для 1 класса " Орфограммы жи - ши" »

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Правописание ЖИ-ШИ

Тип урока: совершенствование знаний и умений

Задача: овладение учащимися правописанием жи-ши в словах


Цели:

  1. развитие речи, каллиграфических навыков, умение сопоставлять произношение и написание слов

  2. систематизировать знания правописания орфограммы жи-ши

  3. воспитывать здоровый образ жизни и укрепление своего здоровья


Оборудование: тетрадь русский язык №1, наглядные пособия «жи-ши», однокоренные слова, зимняя картина со снеговиком, наглядное пособие все гласные.



Ход урока


1 Орг. момент

- Здравствуйте! Посмотрите на меня добрыми глазками, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Улыбнитесь им и поздоровайтесь. Тихонечко садитесь.

- Проверьте все ли готово у вас к уроку.


2. Актуализация прежних знаний

Фонетическая зарядка

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

-Какой буквой на письме обозначается звук (ш)? (ша)

- Откройте тетради, проверьте у всех ли записано число. Сейчас мы половина строчки пропишем заглавную и строчную букву ша.


Чистописание Шш (внимание на осанку)


Фонетическая зарядка

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

- Какой буквой на письме обозначается звук (ж)?


Чистописание Жж (внимание на осанку)

-Что вы можете сказать про эти два звука? (согласные, парные, всегда твердые, ж звонкий, а ш глухой)

- Какой у них есть секретик? (они всегда твердые)

- Посмотрите на эти звуки, что вы можете про них сказать?(наглядность все гласные звуки) (они гласные)


3. Формирование знаний и умений

- С какой из этих букв ж и ша не дружит? (ы)

- А знаете почему? Нам сейчас Юля расскажет, почему ж и ша не дружат с ы.


«Жили-были на свете ж и ш, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ж и Ш, остальные побежали прятаться. Сидит буква в потайных местах, ждут когда их искать начнут. Ж и Ш во все щели заглянул, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не мог найти Ы. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьет с пряниками. Обиделись Ж и Ш и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.»


- А если на письме нам надо будет написать жи, ши. Как же нам быть? (наглядность жи-ши)

- Прочитаем хором еще раз правило.

- А для чего нам надо грамотно писать? (чтобы стать культурным человекм)

-Сейчас я проверю, насколько хорошо вы владеете этим правилом.


Письмо в тетради слов.

Отгадайте загадку. Объясняем орфограмму и подчеркиваем ее (слова заранее написаны на доске)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф)


Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут

Туда все несут (Мыши)


Физминутка на пальчики (фигурки из пальцев)

Покажите мне


Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.


Ножка, спинки, и сиденье – вот вам стул на удивленье»


А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет


С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые … (снежинки)



Два березовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи)


Деревянные лыжи очень быстро ломаются, поэтому сейчас их изготавливают из пластика. А знаете ли вы, почему лыжи мы называем лыжами? (этимология слова лыжи)

Слово лыжи связано со словами «лязгать, лызнуть». В старину, да и сейчас в некоторых областях слово лязгать обозначало «скользить по льду», а «лызнуть» - улизнуть, скрыться. В этих словах так и слышатся «лыжи. Вот и выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство – скольжение.


- Чему посвящен 2009 год? (год молодежи и спорта)

- А зачем нам заниматься спортом? (чтобы вырасти крепкими, здоровыми, стать чемпионами)

- Автор учебника запутался и не может определить какая же, звуковая схема подходит к слову лыжи. Откроем страницу 28. Поможем ему. Для этого нарисуем ее в тетради и дадим каждому звуку характеристику.


- Сделаем звуковой анализ слова.

1. поставим ударение, разделим на слоги

2. запишем транскрипцию

3. дадим характеристику каждому звуку


Лыжи

[лыжы]

Л- согл., твердый, звонкий

Ы- гласный, ударный

Ж – согласный, всегда твердый, парный

Ы –гласный, безударный.


- Так какая схема подходит первая или вторая?


Игра: «Противоположный»

Как называются противоположные слова? (Антонимы). Сейчас я буду говорить слово, а вы называть антоним.


Большой – маленький

Сладкий – горький

А если сладко, то горько

Меньше – больше

Кислый – сладкий

Горе – радость

Друг – враг

Плохой – хороший


4. Закрепление

Запишем слово хороший. Как напишем хароший или хороший. От какого слова образовалось слово хороший, от какого словарного слова? (Хорошо)

- Прочитайте слово хороший орфоэпически (харашо), орфографически(хорошо)

- Итак, пишем хорошо, значит, какую букву напишем в слове хороший? (о)


Физминутка (проводит сам ученик)


-А теперь со словом снежинка составим предложение.


Комментированное письмо.

Снежинка падает.

Запишем это предложение с новой строчки. Спинки прямые. Комментирует … (1 ученик)


Подчеркнем главные члены предложения. Для этого зададим вопрос к слову снежинка. (что? снежинка, подчеркиваем одной чертой)

- Зададим вопрос от снежинки к слову падает? (Снежинка что делает? падает, подчеркиваем двумя чертами)


В тетради: Снежинка падает.

___________


Я вам уже говорила, что все на свете из чего-нибудь состоит, лес из деревьев, речь из … (предложений), а предложения из … (слов). Слова сделаны «из своего строительного материала». И главной частью является корень. Снежинка из чего состоит? (из снега)


-Как называются слова, которые имеют один общий корень? (однокоренные)

- А какой корень у слова «снег» (все слово)

- А какой корень в слове снежинка (корень снеж)

- Снежинка и снег являются ли однокоренными словами?

- А как же так, снеж и снег это разве однокоренные слова? г убежало и на ее место встала ж.)


Работа в парах

- Придумаем с этим корнем однокоренные слова, поработайте парами (снеговик, снеговой, снежный, снегопад)


На доске:


снежинка снежный снегопад


снег

снеговой снеговик

(с каждым придуманным однокоренным словом составляют 1 предложение)

5. Итог урока

- Какое правило на уроке мы сегодня повторили?

- А почему жи-ши надо писать с и? Почему так?


Игра. Я сейчас буду называть слова, а вы если услышите в слове орфограмму жи-ши хлопните в ладоши.


Машина

Жимолость

Шампунь

Еж

Кувшин

Щука

Душица


А сейчас не хлопайте, а приседайте.

Ежик

Жук

Шерсть

Шарф

Шиповник


Спасибо, на уроке хорошо работали …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урок по русскому языку для 1 класса " Орфограммы жи - ши"

Автор: Амелина Наталья Викторовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_sostav"
    ["file_id"] => string(6) "373533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482755994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока русского языка для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "115812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412140725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства