Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: Правописание ЖИ-ШИ
Тип урока: совершенствование знаний и умений
Задача: овладение учащимися правописанием жи-ши в словах
Цели:
- развитие речи, каллиграфических навыков, умение сопоставлять произношение и написание слов
- систематизировать знания правописания орфограммы жи-ши
- воспитывать здоровый образ жизни и укрепление своего здоровья
Оборудование: тетрадь русский язык №1, наглядные пособия «жи-ши», однокоренные слова, зимняя картина со снеговиком, наглядное пособие все гласные.
Ход урока
1 Орг. момент
- Здравствуйте! Посмотрите на меня добрыми глазками, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу.
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Улыбнитесь им и поздоровайтесь. Тихонечко садитесь.
- Проверьте все ли готово у вас к уроку.
2. Актуализация прежних знаний
Фонетическая зарядка
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Как шипит гусь? (ш-ш-ш)
-Какой буквой на письме обозначается звук (ш)? (ша)
- Откройте тетради, проверьте у всех ли записано число. Сейчас мы половина строчки пропишем заглавную и строчную букву ша.
Чистописание Шш (внимание на осанку)
Фонетическая зарядка
- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
- Какой буквой на письме обозначается звук (ж)?
Чистописание Жж (внимание на осанку)
-Что вы можете сказать про эти два звука? (согласные, парные, всегда твердые, ж звонкий, а ш глухой)
- Какой у них есть секретик? (они всегда твердые)
- Посмотрите на эти звуки, что вы можете про них сказать?(наглядность все гласные звуки) (они гласные)
3. Формирование знаний и умений
- С какой из этих букв ж и ша не дружит? (ы)
- А знаете почему? Нам сейчас Юля расскажет, почему ж и ша не дружат с ы.
«Жили-были на свете ж и ш, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ж и Ш, остальные побежали прятаться. Сидит буква в потайных местах, ждут когда их искать начнут. Ж и Ш во все щели заглянул, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не мог найти Ы. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьет с пряниками. Обиделись Ж и Ш и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.»
- А если на письме нам надо будет написать жи, ши. Как же нам быть? (наглядность жи-ши)
- Прочитаем хором еще раз правило.
- А для чего нам надо грамотно писать? (чтобы стать культурным человекм)
-Сейчас я проверю, насколько хорошо вы владеете этим правилом.
Письмо в тетради слов.
Отгадайте загадку. Объясняем орфограмму и подчеркиваем ее (слова заранее написаны на доске)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут
Туда все несут (Мыши)
Физминутка на пальчики (фигурки из пальцев)
Покажите мне
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Ножка, спинки, и сиденье – вот вам стул на удивленье»
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые … (снежинки)
Два березовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи)
Деревянные лыжи очень быстро ломаются, поэтому сейчас их изготавливают из пластика. А знаете ли вы, почему лыжи мы называем лыжами? (этимология слова лыжи)
Слово лыжи связано со словами «лязгать, лызнуть». В старину, да и сейчас в некоторых областях слово лязгать обозначало «скользить по льду», а «лызнуть» - улизнуть, скрыться. В этих словах так и слышатся «лыжи. Вот и выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство – скольжение.
- Чему посвящен 2009 год? (год молодежи и спорта)
- А зачем нам заниматься спортом? (чтобы вырасти крепкими, здоровыми, стать чемпионами)
- Автор учебника запутался и не может определить какая же, звуковая схема подходит к слову лыжи. Откроем страницу 28. Поможем ему. Для этого нарисуем ее в тетради и дадим каждому звуку характеристику.
- Сделаем звуковой анализ слова.
1. поставим ударение, разделим на слоги
2. запишем транскрипцию
3. дадим характеристику каждому звуку
Лыжи
[лыжы]
Л- согл., твердый, звонкий
Ы- гласный, ударный
Ж – согласный, всегда твердый, парный
Ы –гласный, безударный.
- Так какая схема подходит первая или вторая?
Игра: «Противоположный»
Как называются противоположные слова? (Антонимы). Сейчас я буду говорить слово, а вы называть антоним.
Большой – маленький
Сладкий – горький
А если сладко, то горько
Меньше – больше
Кислый – сладкий
Горе – радость
Друг – враг
Плохой – хороший
4. Закрепление
Запишем слово хороший. Как напишем хароший или хороший. От какого слова образовалось слово хороший, от какого словарного слова? (Хорошо)
- Прочитайте слово хороший орфоэпически (харашо), орфографически(хорошо)
- Итак, пишем хорошо, значит, какую букву напишем в слове хороший? (о)
Физминутка (проводит сам ученик)
-А теперь со словом снежинка составим предложение.
Комментированное письмо.
Снежинка падает.
Запишем это предложение с новой строчки. Спинки прямые. Комментирует … (1 ученик)
Подчеркнем главные члены предложения. Для этого зададим вопрос к слову снежинка. (что? снежинка, подчеркиваем одной чертой)
- Зададим вопрос от снежинки к слову падает? (Снежинка что делает? падает, подчеркиваем двумя чертами)
В тетради: Снежинка падает.
___________
Я вам уже говорила, что все на свете из чего-нибудь состоит, лес из деревьев, речь из … (предложений), а предложения из … (слов). Слова сделаны «из своего строительного материала». И главной частью является корень. Снежинка из чего состоит? (из снега)
-Как называются слова, которые имеют один общий корень? (однокоренные)
- А какой корень у слова «снег» (все слово)
- А какой корень в слове снежинка (корень снеж)
- Снежинка и снег являются ли однокоренными словами?
- А как же так, снеж и снег это разве однокоренные слова? г убежало и на ее место встала ж.)
Работа в парах
- Придумаем с этим корнем однокоренные слова, поработайте парами (снеговик, снеговой, снежный, снегопад)
На доске:
снежинка снежный снегопад
снег
снеговой снеговик
(с каждым придуманным однокоренным словом составляют 1 предложение)
5. Итог урока
- Какое правило на уроке мы сегодня повторили?
- А почему жи-ши надо писать с и? Почему так?
Игра. Я сейчас буду называть слова, а вы если услышите в слове орфограмму жи-ши хлопните в ладоши.
Машина
Жимолость
Шампунь
Еж
Кувшин
Щука
Душица
А сейчас не хлопайте, а приседайте.
Ежик
Жук
Шерсть
Шарф
Шиповник
Спасибо, на уроке хорошо работали …