Тема. Водоёмы Краснодарского края – реки.
(3 класс)
Задачи урока: воспитывать экологическую культуру, развивать любознательность;
расширить представления детей о реках Краснодарского края, о мерах по их охране от загрязнения.
Оборудование: карта Краснодарского края, картины художников с изображением рек, водопадов, таблица с зашифрованными названиями рек.
Ход урока.
1. Беседа о природе Краснодарского края.
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, запахов и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Человек и природа… В наши дни особо остро стоит проблема по сохранению нашего общего Дома – Земли. Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена года. Природа – источник доброты. Любование красотой – это первый росток доброго чувства, которое пробуждает в нашем сердце доброжелательность, заботливое отношение к живому и прекрасному.
Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти праздники природы. Солнце является источником тепла и света на Земле. Воздух необходим для дыхания всему живому. А что еще необходимо для жизни? (Вода)
Каждый человек больше чем на половину состоит из жидкости.
- Для чего мы используем воду? (пьем, купаемся, готовим пищу)
Во всех жизненных процессах просто не обойтись. Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы, ни зверей, ни птиц.
Посмотрите на карту Краснодарского края. Что это за синие извилистые линии? (реки)
- Как можно назвать тему нашего урока?
2. Разгадывание кроссворда.
– А как вы думаете, сколько рек в нашем крае?
Чтобы узнать их количество, вы должны отгадать две загадки и цифры занести в таблицу на доске:
1
2
3
7
0
0
Первая цифра всех красивее,
Первая цифра всех счастливее.
Ей знакомы дни недели,
С радугой она дружна.
Мы ее с друзьями спели:
Дружит с нотами она.
Цифры 2-я и 3-я – близняшки,
Похожи рубашки, похожи мордашки.
Что нет ничего,
Но считать помогают.
- Сколько рек у нас получилось? (700)
Самая главная река – Кубань. Она берет начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Из маленького горного ручейка Кубань постепенно превращается в широкую и могучую реку.
Все реки можно разделить на равнинные и горные. Самые большие степные реки – это Бейсуг, Ея, Сысока и др. (показ на карте) У них низкие берега, которые зарастают камышами и и другой растительностью. Почти все они впадают в Азовское море. В Черное море впадают горные речки: Мзымта, Сочи, Туапсе, Вулан, Тшада и др. Многие реки образуют водопады. (На картинах, плакатах)
- Возле каких рек расположен наш город?
- Подумайте, к какой группе рек они относятся: к равнинным или к горным. (Начинаются в горах, а затем несут свои воды по равнине).
3. Работа в тетради.
- Составьте правила поведения у реки.
- Нарисуйте к ним условные знаки.
4. Таблица с зашифрованными названиями рек.
Их нужно найти и обвести рамкой.
Б
А
К
В
П
Д
У
Р
У
П
Е
О
У
У
Ф
Х
А
Х
К
Н
Й
П
Б
Ю
С
Т
Л
А
Б
А
С
Б
А
Я
С
О
И
И
Ю
Ц
У
С
Н
Б
Е
Л
А
Я
Е
Я
Г
П
Ь
Г
П
Ш
А
Д
А
Ю
6. Итог урока