Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там спросим, о себе рассказать попросим.
И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!
-Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?
-Что вы можете рассказать об этом?
Я хочу вам поведать одну легенду…
Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго искала: бегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине – белые чудеса.
Вы обратили внимание на выставку? А что вы здесь увидели? Посуду, а какую?
А о каком ремесле пойдёт речь вы уже догадались?
Как же возникло это удивительное ремесло? Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька.
Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье Гжель.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать». Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее. В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.
А это перед нами мастерская.
Ребята, как вы думаете, что такое мастерская?
Здесь мы видим, как художники расписывают изделия из фарфора. Все изделия отличаются друг от друга не только по форме, но и по росписи. Каждый художник придумывает свой узор, свою форму. Сколько художников столько и разных форм и узоров.
Всякую вещь сделанную в гжели интересно рассматривать любоваться ею.
Одни чашки – стройные, высокие; другие похожи на маленький бочонок; а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши. А этот совсем необычный. Его словно составили из двух чайников.
Что вы видите на этом слайде?
Это – маслёнка рыба-кит. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза точно розы.
Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами. На самую макушку забрался петушок.
Ребята, кто может определить, сколько времени показывают часы?
- Ребята, а сейчас давайте откроем учебник на стр. 114. Посмотрите на изображенную посуду, что вы видите?
Как мы узнаем Гжель?
Какие цвета основные у этой росписи?
- А из каких элементов, как вы думаете, состоит роспись?
- Давайте посмотрим на слайд, здесь показаны основные элементы и орнаменты росписи.
- Итак, главным элементом Гжельской росписи является либо одна крупная роза, либо три средних.
-Где они находятся ребята?
-Правильно! Также в росписи присутствуют различные цветочки, листочки, узор в полосочку (сеточку).
-А как вы думаете, ребята, где можно расположить эти элементы?
- А теперь, давайте немного поиграем.
Игра
Ребята, давайте попробуем расположить элементы и посмотрим, как лучше украсить наш чайничек.
Куда мы разместим с вами наш самый главный элемент розу?
Более мелкие элементы можно разместить вокруг него.
Теперь посмотрите внимательно, как мы будем с вами рисовать и работать в цвете.
( педагогический рисунок: показ на доске основных элементов)