. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятий на тему: «Гжель»»
Конспект занятий на тему:
«Гжель»
«Гжель»
Цель:
Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция
Задачи:
Образовательные
Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности
Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла
Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.
Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии
Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой
Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»
Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом
Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов
Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева
Слушание рассказов об истории происхождения промысла
Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»
Предполагаемый результат:
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях
Окрепшая моторика рук
Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращается к детям:
«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.
«Кто же нам ее принес? И что в ней?»
Предполагаемые ответы детей:
«Мастера художники»
«Откроем посылку?»
-открывают посылку
«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»
«Как вы думаете, что это за предметы?»
Предполагаемые ответы детей:
«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»
«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»
-достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.
«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»
«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»
(Веселые мастера умельцы)
«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»
Организационная часть
«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да!»
-рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.
Практическая часть
«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»
Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.
«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.
Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»
На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.
«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»
-показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.
«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»
Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров
«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»
«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!»
Продуктивная деятельность
«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»
Дети и подходят к столам и рассматривают предметы посуды.
«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»
Дети рассматривают посуду
«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»
«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»
Дети выбирают посуду и садятся за столы
«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?
Предполагаемый ответ детей:
«Цветком и каймой из точек».
«Где расположен цветок?»
Предполагаемый ответ детей:
«В середине, на одной стороне посуды»
«Из каких элементов состоит цветок?»
Предполагаемый ответ детей:
«Серединка и лепестки»
«На что похожи лепестки цветка?»
Предполагаемый ответ детей:
«На капельку».
«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели
А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»
Педагог напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.
«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»
По окончанию работы, дети наводят порядок на столах
Подведение итога
«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель» П. Синявский
«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»
Предполагаемый ответ детей:
«Из белой глины»
«Какие изделия делают мастера из белой глины?»
Предполагаемый ответ детей:
«Животных, птиц и посуду»
«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»
Предполагаемый ответ детей:
«Сине голубым цветом»
«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»
Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.
«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да похожи»
«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.
«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»
Использованная литература:
Методическая литература:
«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.
«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.
Интернет ресурсы:
Ода Гжели /www.u tube.ru/pages/video/12708
Сказочная гжель: Занятие в средней группе c4 // «maaam.ru»
Этап Гжельской росписи files.school-collection.edu.ru