Тема: Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.
5 класс
Цель :познакомить с орнаментами в изделиях мастеров ;закрепить уже имеющиеся знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов ;
Задачи 1. Образовательная: познакомить с народными промыслами;
2. Воспитательная:- прививать интерес к изобразительному искусству;- воспитывать любовь к прекрасному;- уважение к творческому наследию русских мастеров.
3. Развивающая:- развивать навыки рисования орнамента;- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.
4. Здоровьесберегающая:- соблюдать правила работы с инструментами;- выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).
Наглядность: произведения народных мастеров из Городца, Гжели, Хохломы, Дымково .
Оборудование: карандаши, стирательная резинка, ФА4, краски, кисти, палитра.
План .
1.Организационный момент. Проверка по пройденной теме
2 Проверка готовности 3. Сообщение темы.
4. Работа по теме. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели. Хохломская роспись. Дымковская игрушка. Знакомство с Городецкой росписью.
5. Физкультминутка.
6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.
7. Этапы выполнения рисунка.
8. Практическая работа.
9. Итог
Ход
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности
Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним принадлежности .
3. Сообщение темы.
- Сегодня я познакомлю вас с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора Городецкой росписи.
4. Работа по теме. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Городца.ГЖЕЛЬ – это крупный керамический промысел. Неподалёку от Москвы расположены деревни Гжель, Речицы, Турыгино и другие, в которых уже более 150 лет создают знаменитые изделия. Издавна почти всё население деревень делало здесь гончарную посуду. Традиционными изделиями являются кувшины, блюда, молочники, масленки, чайники, чашки. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Посмотрите на эти изящные изделия, сделанные народными умельцами. В каждой вещи с необыкновенной фантазией легко варьируются букеты, гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые пейзажи. Поках иллюстрации.
ХОХЛОМА.Этот русский художественный промысел возник в 17-м веке в Нижегородской области. Удивительно “теплые” изделия Хохломы любят не только в России, но и во многих странах мира.Хохломская роспись украшает деревянные подносы, ложки, половники, миски, шкатулки и даже детскую мебель – маленькие стульчики, скамеечки, столы.В хохломской росписи можно увидеть завитки-травки; ягоды рябины, земляники, крыжовника; цветы; птиц с хвостами, похожими на цветы. Любимые цвета мастеров Хохломы – красный, чёрный и золотой. Изделия Хохломы словно светятся, поэтому иногда говорят – “золотая хохлома”.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек.В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.Орнамент на игрушках – разнообразные круги- горохе, полосочки, волнистые линии, клеточки.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряльщики, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву; лес давал ценный материал.Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень. Одни вырезали ложки, другие точили миски, чашки, другие изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Хорошо родился на этой земле лён. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу. поэтому резчикам и живописцам хватало много работы.Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки.Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших народов.Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами.
- Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?
(ОРНАМЕНТ)
- Какие цветы повторяются?
(РОЗАН и КУПАВКА)
5. Физкультминутка.
6. Приёмы выполнения элементов росписи. Показ учителем.
7. Этапы выполнения рисунка. Показ выполнение рисунка на доске мелом.
8. Практическая работа.
Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора Городецкой росписи.
9. Итог.Выставка работ учащихся. Вопросы:
- Что нового узнали?
- Какие изделия мастеров больше всего понравились?
- В украшении, каких предметов можно увидеть розан и купавку?
- Что означает слово орнамент?