kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по окружающему миру 3 класс «На суше – как дома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 
по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: На суше – как дома.
Цель урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.
Задачи урока:
-Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.Формировать знания об отличительных признаках пресмыкающихся от земноводных.

-Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.

-Формирование умения работать в группе;Воспитание любви и уважения в целом к природе;Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;Воспитание правильного поведения с животными.

Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.Наглядные – демонстрация презентации.Работа с книгой – учебник с.100-103.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Литература: 
а)для учителя: 
Универсальные поурочные разработки для учителя. Окружающий мир, 3 класс. Коллектив авторов. – М. ВАКО,2004.Методические рекомендации к учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир.3 класс. («Обитатели земли»)» - ВИТА ПРЕСС, 2016.

б)для учащихся: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баллас, 2016. – 144с., ил.
Тип урока: вводный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру 3 класс «На суше – как дома»»

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №2»











Открытый урок по окружающему миру

3 класс

«На суше – как дома»

Выполнила:

уч.нач. кл. Ермохина Г.А.

Дата проведения: 18.03.2016 г

























Ковылкино 2016 год

Конспект урока 
по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урокаНа суше – как дома.
Цель урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.
Задачи урока:
-Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.Формировать знания об отличительных признаках пресмыкающихся от земноводных.

-Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.

-Формирование умения работать в группе;Воспитание любви и уважения в целом к природе;Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;Воспитание правильного поведения с животными.

Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.Наглядные – демонстрация презентации.Работа с книгой – учебник с.100-103.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Литература: 
а)для учителя: 
Универсальные поурочные разработки для учителя. Окружающий мир, 3 класс. Коллектив авторов. – М. ВАКО,2004.Методические рекомендации к учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир.3 класс. («Обитатели земли»)» - ВИТА ПРЕСС, 2016.

б)для учащихся: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баллас, 2016. – 144с., ил.
Тип урока: вводный.
Ход урока
1.Организационный момент: Тихо садимся!Я рада видеть ваши лица и сияющие глаза и думаю,что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радость открытия нового.

2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:

- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.
-Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Это насекомые.)
-Почему насекомым время от времени приходится “менять одежду”?
-Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.(лягушки)

-В какую группу они входят? (земноводные)

- Что нового вы узнали о земноводных на прошлом уроке? (…)
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
Задание . “Графический диктант”.

А теперь, ребята, я проведу небольшой «Географический диктант». Для этого возьмите листок бумаги, который лежит у вас на парте. Я называю животное, если это будет земноводное, вы рисуете круг. Если – нет, вы рисуете треугольник.

Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон, кенгуру,саламандра.

Итак, давайте проверим.(опрос детей) Должно быть 4 кружочка и 5 треугольников.

- А сейчас я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете о чём мы будем говорить сегодня.
Бегает среди камней, 
Не угонишься за ней. 
Ухватил за хвост, но -ах! 
Удрала, а хвост в руках. 
( ящерица ) (слайд)
Шелестя, шурша травой, 
Проползает кнут живой. 
Вот он встал и зашипел: 
Подходи, кто очень смел. 
(змея) (слайд)
Хоть медлительна она,

Но достать её нельзя,

Дом на ней и днём и ночью,

Выманить её не просто!

(черепаха,) (слайд)
Что за странное бревно,

Вниз по речке поплыло,

Вся спина в шипах его,

И зелёное оно! (крокодил) (слайд)

-Ребята посмотрите на эти иллюстрации.Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу? (Да, это новый класс позвоночных животных. )
-А какой узнаете посмотрев инсценировку наших героев: (Мухина Л., Петайкин А., Шилкин М.)

Лена: Я трогала ящериц, они холодные.

Миша: Я тоже трогал – они тёплые!

Папа:Не спорьте. Температура тела у них такая же, какая и вокруг. Эти животные холоднокровные. Когда холодно, они холодные и впадают в оцепенение, засыпают. А согреются на солнышке – и побегут.

Миша: А вот лягушка всегда холодная.

Папа: Конечно, ведь твои мокрые руки тоже холодные. А у лягушки кожа всегда влажная, в отличие от ящериц, у которых кожа всегда сухая.

-Рассудите, кто из них прав?

-Что ответил нашим героям папа?

- Кто-нибудь уже может знает как называются эти животные? (Этот новый класс позвоночных животных называется «пресмыкающиеся», а по-другому «рептилии»)

Какой у вас возникает вопрос? ( Почему пресмыкающиеся могут жить в тёплых странах?) - вопрос записывается на доске.

- Это главный вопрос, на который мы будем искать ответ на уроке.

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (« Пресмыкающиеся», ……….»

-Тема нашего урока «На суше – как дома» - (слайд)

3.Открытие нового знания:

-Давайте с ними познакомимся.

-Как вы думаете, почему этих животных назвали пресмыкающиеся?(слайд)

-Как они передвигаются? (передвигаются,ививая всё тело – пресмыкаются по земле)

- Почему они так двигаются?

- Где расположены их лапы? (их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом)

- Где чаще всего можно встретить пресмыкающихся? (в сухих местах)

- В каких условиях они живут? При каких условиях они становятся более активны, быстрее передвигаются? (если тепло и сухо,любят погреться на солнышке)

-Пресмыкающиеся – первые по-настоящему сухопутные позвоночны животные. А только ли на суше живут пресмыкающиеся? (на суше и в воде)

-Почему же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными? Чем они отличаются от земноводных? (дети обсуждают……)
-Точно на этот вопрос мы пока не может ответить. Будет искать ответ на вопрос. А в этом нам поможет наш с вами учебник.

-Откройте учебник на странице 100-101, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните, то, чем отличаются пресмыкающиеся от других позвоночных животных.

(Дети читают и подчеркивают чем пресмыкающиеся отличаются от других)

-Чем покрыто тело пресмыкающихся? (Тело покрыто кожей, состоящей из щитков, покрыта чешуёй)

-Какую роль выполняет кожа пресмыкающихся? (Такая кожа защищает организм от лишнего испарения воды,защищает от высыхания)

- Растут ли твёрдые чешуйки вместе с телом? (Нет)

- А как же меняют они своё покрытие? (они линяют- меняют старую кожу по мере роста)

-Что вы узнали о температуре тела? ( онихолоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды)

-Где же чаще всего встречаются пресмыкающиеся? ( в жарких странах с сухим климатом,где не теряют свою активность)

-Как дышат пресмыкающиеся? (Они дышат только лёгкими, которые пропускают в кровь много кислорода)

-А как же дышат водные черепахи и крокодилы? Ведь они живут в воде? (тоже лёгкими, но иногда выплывают на сушу и набирают воздух)

- Как размножаются пресмыкающиеся? ( Они откладывают яйца на суше. Молодое животное выходит – вылупляется из яйца уже самостоятельным)

(Слайд) Ребята , а этих животных к какому классу можно включить (велоцераптор, трицератопс, птерозавр, мозозавр)?

- Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются представителями класса пресмыкающихся.

Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдаленно не напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что были найдены останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца с зародышами.

-А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса пресмыкающиеся – рептилии ( подготовленные дети рассказывают)

1.Крокодилы.(слайд)

Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах.

Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут, когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями. Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.

Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые.

Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.

2.Змеи (слайд)

Змеи не имеют лап и передвигаются, извиваясь всем телом. Они заглатывают крупную добычу: мышей, ящериц, лягушек. Удавы и питоны душат свою добычу, прежде чем съесть. Некоторые змеи убивают добычу ядом. Расцветка змеиной кожи бывает самая разнообразная, но не для красоты, а для того, чтобы отпугивать врагов. А еще, чтобы напугать противника, змея может угрожающе свистеть или шипеть. Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Ее яда хватит, чтобы убить 20 с лишним человек.Змеи чувствуют запахи своим раздвоенным языком, а не носом.

Но ни одна змея не охотится на человека и не нападает первой.

(слайд – видеоролик)

3.Черепахи (слайд)

Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь. Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне.Сухопутные черепах питаются растениями,отрезая их листья острыми челюстями, как ножницами. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде. А знаете ли Вы, что костный панцирь черепахи не позволяет ее грудной клетке расширяться. Поэтому дыхание у них достаточно вялое: черепахам приходится не вдыхать, а как бы заглатывать воздух. Из-за недостатка кислорода все жизненные процессы замедленны, и для их ускорения черепахам нужно много тепла.

Большинство черепах так или иначе связаны с водой., питаются рыбой и водными растениями. Морские черепахи покидают теплые моря только для того, чтобы отложить яйца. А знаете ли Вы, что пол черепах зависит от температуры. При высокой температуре на свет появляются самки, при низкой – самцы. Черепахи живут более 100 лет!
Размеры черепах очень разные – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг (морская кожистая черепаха). (слайд)

4.А теперь поближе познакомимся с хамелеоном. (слайд)

Хамелеон – это ящерица, которая живет на деревьях, обхватывая ветки хвостом и коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком.

Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Хамелеоны темнеют, когда они сердятся, и бледнеют от страха.

Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.

(Слайд - видеоролик)

5.Ящерицы(слайд)

Чуть ли не каждый хищный зверь, чуть ли не каждая птица не прочь познакомиться с ящерицей. Она не ядовита, у нее нет ни острых зубов, ни прочной брони, ни особо быстрых ног. Питается она насекомыми. И ящерица спасается, жертвуя своим хвостом. Завидев врага, она бросается наутек, он за ней и : конечно, скорее всего, хватает за хвост. Хвост легко отламывается и продолжает извиваться. Пока охотник за ящерицей сообразит, что во рту у него только хвост, ящерица успевает ускользнуть. Потеря хвоста для ящерицы не так уж страшна: пройдет несколько недель, и хвост отрастет у нее вновь.

- А вы знаете,что САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЯЩЕРИЦА –

ВИРГИНСКИЙ КРУГЛОПАЛЫЙ

ГЕККОН, ДЛИНА ЕГО ТЕЛА 1,8 СМ

И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТАКОЙ

ЖЕ ХВОСТ (слайд)

- А САМОЙ КРУПНОЙ ЯЩЕРИЦЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВАРАН КАБАРАГОЙЯ:

ЕГО ДЛИНА 4, 75 М ВМЕСТЕ С ХВОСТОМ, ВЕС БОЛЕЕ 200 КГ (слайд)

САМАЯ КРУПНАЯ ЗМЕЯ –ВОДЯНОЙ УДАВ, ИЛИ

АНАКОНДА.САМКА АНАКОНДЫ, УБИТАЯВ1960 Г ВЕСИЛА 227 КГ

ПРИ ДЛИНЕ ТЕЛА 8,45 М, В ОБХВАТЕ ТУЛОВИЩЕ ЗМЕИ ИМЕЛО 111 СМ (слайд)

4.Физкультминутка:Ребята, какие вы молодцы, но наши глаза устали. Давайте им поможем отдохнуть, чтобы потом продолжить работу на уроке. (слайд) Следите за предметом на экране (зарядка для глаз). А теперь мы вновь возвращаемся к нашему уроку.

5.Первичное закрепление: Ребята обратите внимание вот на слайде пресмыкающиеся нашей страны. А здесь представлены животные жарких стран.(слайд) Где больше пресмыкающихся и почему?(слайд)( В жарких странах круглый год тепло, и поэтому их там больше и они не теряют своей активноси)

А сейчас работа в парах. Проверим как вы поняли новый материал.На партах у вас лежат листочки, на которых нарисована таблица. Нужно заполнить, чем земноводные отличаются от пресмыкающихся. Чья пара всё выполнит, прошу просигнализировать.

Признаки

Земноводные

Пресмыкающиеся

Кожа

Нежная, влажная

Сухая, чешуя

Кожное дыхание

есть

отсутствует

Лёгочное дыхание

есть

есть

Температура тела

постоянная

меняется

Где размножаются

(на суше или в воде)

В воде

На суше

-Можете оценить сою работу(слайд с таблицей) Если вы не сделали ни одной ошибки, то выполнили задание на 5 и отлично усвоили материал учебника, 1-2 ошибки соответствуют оценке 4. А если ошибок 3 и более, то рекомендую вам дома найти в тексте учебника объяснение непонятых вами вопросов.

-Взаимоотношения человека и пресмыкающегося нельзя назвать простыми. Люди одновременно и опасаются рептилий, и восхищаются их мудростью, красотой. Образ рептилий очень часто воплощается в картинах художников, различных украшениях.(слайд)

- В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся.(слайд) Когда мы так говорим:

-“Змею на груди пригреть”,

-“Змея подколодная”,

-“Крокодиловы слезы”,

- “Черепашьим шагом”,

- Крокодил часто становился героем детских сказок: В каких книгах и сказках встречаются пресмыкающиеся: крокодилы, черепахи и тд.
Вы все знаете доброго крокодила Гену из сказки Э.Успенского, крокодила из произведений К.Чуковского.(Слайд)

Черепаха – любимый сказочный персонаж.

Мы с детства знаем и любим мудрую черепаху Тортиллу из сказки А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, а песенку из мультфильма “Как Львенок и Черепаха пели песню” знаем наизусть.

6.Подведение итогов:

- Ребята , а теперь давайте проверим смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Почему пресмыкающиеся могут жить в тёплых странах? (В жарких странах круглый год тепло, пресмыкающиеся не впадают в спячку, не теряют своей активности, поэтому их там очень много)

-Как вы думаете, а быть холоднокровным – это хорошо или не очень?(Холоднокровным быть не очень хорошо, так как приходится всё время зависить от температуры окружающей среды, где обитаешь. Пресмыкающиеся приспособились жить в тёплых странах: они откладывают яйца, у них сухая кожа, состоит из щитков, они активны если тепло)

7.Рефлексия:

-Оцените свою работу на уроке по следующему алгоритму: (слайд)

-Сегодня на уроке я (мне):

Научился…

Понял…

Было интересно…

Было трудно…

-Своей работой я:

Доволен,т.к…..

Не совсем доволен из-за того,что…

Не доволен,потому что…

8.Задание на дом: Для того, чтобы ещё раз закрепить знания полученные на уроке, дома выполните следующее задание :в учебнике тему 23 читать с.100-103, в р/т с.49, №5,6

-Давайте поблагодарим друг друга за работу. Мне было очень приятно сегодня с вами сотрудничать в одной команде. Урок окончен. Можете быть свободны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по окружающему миру 3 класс «На суше – как дома»

Автор: Галина Алексеевна Ермохина

Дата: 14.10.2022

Номер свидетельства: 614976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока, презентация  по окружающему миру "В парке" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "200625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428867348"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства