УМК: | «Планета знаний» |
Авторы: | Учебник математики М.И.Башмаков, М.Т.Нефёдова |
Класс: | 3 «В» |
Характеристика класса: | В классе 22 ученика, из них учебный настрой, мотивацию на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 14 человек, 8 человек испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в классе 3 отличника и 11 хорошистов. |
Тема: | Деление суммы |
Цель: | Совершенствовать умения делить сумму на число. |
Задачи: | Совершенствовать умения находить ошибки в вычислениях, представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых,; Закрепить изученные вычислительные приёмы, умение самостоятельно анализировать и решать задачи с величинами; |
Формируемые УУД: | Личностные: проявлять положительное отношение, чувства сопереживания, доброжелательности, интереса к математике, физкультуре. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течении всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. Уважать другую точку зрения. |
Оборудование урока: | мультимедийный проектор, компьютер, экран; |
План урока: | Организационный момент - 1мин. Мобилизующий этап -3 мин. Минутка чистописания – 2 мин. Устный счёт – 5 мин. Работа над пройденным материалом – 5 мин. Повторение умножения суммы на число Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 мин. Работа над новым материалом – 8 мин. Применение ранее полученных знаний на новом материале. Физ.минутка – 2 мин. Закрепление нового материала – 5 мин. Итог урока. Рефлексия – 4 мин. Домашнее задание – 1 мин. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
Организационный момент | Раз-два - выше голова, Три- четыре - руки шире, Пять-шесть - тихо сесть, Семь-восемь - лень отбросим. -Я рада вас видеть! Начнем урок математики. | \ | Для организации класса Коммуникативные УУД -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Мобилизующий этап | Сегодня мы проведем урок , который посвятим Олимпийским играм». Это название пришло из глубины веков. У древних греков было много богов, и по преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называть Олимпийскими. Когда начинались Олимпийские игры, в стране объявлялся священный мир. Игры продолжались 5 дней, а четырёхлетний период между двумя играми назывался Олимпиадой. Была создана олимпийская эмблема. Ребята, что это за эмблема, как вы думаете? Как она выглядит? Правильно! А что обозначают эти кольца? кольца Какого они цвета? Молодцы! Сегодня мы тоже проведём Олимпийские игры, но только по математике. И посмотрим кто у нас самый умный, быстрый, сообразительный. | 5 колец переплетённых на белом поле Это символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении. Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный. | Для мотивации, повышения заинтересованности учащихся. Актуализация имеющейся у школьников информации о истории, специфике, событиях участниках Олимпийских игр, о ценностях Олимпийского движения; Личностные УУД смыслообразование Познавательные УУД Построение монологического высказывания |
Минутка чистописания | Ну, а сейчас мы будем готовить свои ручки к письму и запишем цифру, которая является числом олимпийских колец. Разомнём пальчики. Откроем тетради и красиво напишем это число несколько раз, помним у каждой цифры свой домик, своя клетка. | Прописывают 2 строчки, числа 5 | Подготовка к письму |
Устный счёт | - Чемпионами спортсмены становятся не сразу, они очень долго тренируются. Вот и мы сейчас с вами проведём математическую разминку А что значит число 22 для олимпиады в Сочи в 2014 году? - А если решим следующее задание, узнаем, сколько стран будет участвовать в 22 олимпийских играх. Именно спортсмены с 85 стран примут участия в олимпиаде. А теперь будьте внимательны, отвечайте чётко и быстро. 1)Увеличьте число олимпийских колец в 10 раз 2) Уменьшите число стран участниц на 5 . ножьте | Это 22 олимпиада. 50 80 | Отработка навыков устного счёта. Упражнение, требующее от учащихся наблюдательности, внимания, развивает абстрактное мышление, логическое мышление |
Работа над пройденным материалом. Повторение умножения суммы на число. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Первый д Один из видов олимпийских игр - это бобслей. Бобслей – это зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Люди занимающиеся бобслеем смелые, храбрые и очень внимательные. Команда состоит из двух или четырёх человек. Вот и мы сейчас будем работать в парах, и поиграем в игру «Расшифруй слово», смотрим на экран. Шифр: 132, 40, 250, 30, 50, 72, 80, 50, 50, 80. Д-132, Е-40, Л-250, И-30, М-50, С-72, У-80 160 : 4 = 210 + 40 = 90 : 3 = 25 · 2= 24 + 48 = 39 + 41 = 250 : 5 = 350 : 7 = 270 - 190 = На экране запись: Делим сумму
| | На данном этапе осуществляются приёмы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза. Регулятивные УУД Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД -знание распределительного закона умножения |
Работа над новым материалом. Применение ранее полученных знаний на новом материале. | - Молодцы, вы отлично справились с устным счетом и определили тему урока. Прочитаем тему урока. А сейчас каждый из вас сосредоточится и посмотрит на экран. Прочитайте задачу. Слайд 4 На экране: У Васи было 396 очков. А у Коли втрое меньше. Сколько очков было у Коли? 396 : 3 = (300 + 90 + 6) : 3 = 300 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 132 Какой можно сделать вывод? Вывод: Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число. - Молодцы, вы великолепно справились с моим заданием. - Откройте тетради. Запишем число, классная работа. Ребята, а сейчас этот вывод вы закрепите на примерах. А сейчас отгадайте следующий вид олимпийских игр- Клюшкой шайбу точно бей Любят все игру… Вот и мы сейчас потренируемся в этом виде спорта. Для этого мы должны решить задачу: Выполните №2 (1 и 2 столбик) на с.88.Не торопитесь и распишите все свои действия. Учащиеся у доски решают и проговаривают свои действия. Самопроверка | Дети работают с фишками. Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное числ ( Тема урока: Деление суммы на число. Цель: Научиться делить сумму на число. Хоккей | Отработка вычислительных навыков, умение формулировать выводы. Познавательные УУД Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Регулятивные УУД Целеполагание,планирование |
| | | |
Физ.минутка | Едим-едим с вами в Сочи, Едим день и даже ночи. Будем с вами там кричать, Чтоб команду поддержать. Вот и лыжники, за ними хоккеисты, а там и фигуристы. (Музыка «Давай, Россия!») | Выполняют движения, имитирующие занятия разными видами спорта. | Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения. |
Закрепление нового материала. | А сейчас отгадайте следующий вид олимпийских игр- Клюшкой шайбу точно бей Любят все игру… Вот и мы сейчас потренируемся в этом виде спорта. Для этого мы должны решить задачу: Выполните №2 (1 и 2 столбик) на с.88.Не торопитесь и распишите все свои действия. Учащиеся у доски решают и проговаривают свои действия. - Ребята, на доске записан пример 60 : 5 Подумайте, можем ли делимое представить в виде суммы разрядных слагаемых? Такие случаи деления называют внетабличными. Найдите в учебнике задание под №5 с.88 (1 столбик - 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант) Внимательно рассмотрите образец, который дан в учебнике. 1 вариант 2 вариант 60 : 5 78 : 6 75 : 5 96 : 6 95 : 5 84 : 6 - Как можно представить делимое? Второй вывод: “Надо представить делимое в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число”. -Проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, как вы представили делимое. - Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Предлагаю гимнастику для глаз. Смотрим на экран. Слайд 5 Гимнастика для глаз. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. - Ребята, внимательно прослушайте следующее задания. Из трёх заданий, которые вы видите на экране, выберите одно и решите в тетради. Слайд 6 Выбор задания на усмотрение ученика. Дифференцированная работа. (все задания взяты с учебника) 1 уровень: Распредели поровну 69 катушек в 3 коробки; 86 книг на 2 полки; 84 тарелки в 4 шкафа. 2 уровень: Вычисли частное: 98 : 7 = 77 : 7 = 104 : 8 = 3 уровень: Реши задачу. В туристическом слёте принимали участие 120 школьников и 36 взрослых. Сколько им палаток понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека? - Молодцы, все закрыли тетради и положили на край парты. | Биатлон | Стимулировать к самостоятельному анализу задачи. |
Итог урока Рефлексия | Что является символом олимпийских игр? -Сегодня мы зажжем свой символический огонь. Огонь- символ жизни, света. Пусть он освещает для нас не только дорогу спортивных достижений, но и дорогу знаний. -Надеюсь, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее. Пусть этот факел поможет победить все трудности на пути к знаниям. | Олимпийский огонь. (Дети наклеивают лоскутки или бумажные квадратики на плакат, изображая горящий факел.) | Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности. Регулятивное УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные УУД Способность к самооценке на |
Домашнее задание | С.89 №6б), с.88 №2 (3, 4 столбик). По желанию с.88 №5 | | |
Главное на уроке - изучение нового материала: поиск, открытие, отработка навыков счёта. Новая тема урока вводится через олимпийские игры. Так как олимпиада является очень актуальной и помогает обобщить и дополнить знания ребят, поможет вызвать интерес и положительное отношение к новой теме и спорту, развить чувство патриотизма. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. Ребята самостоятельно формулируют тему урока, пробуют объяснить, как разделить сумму на число, во время дискуссии приходят к общему выводу о том, как можно двумя способами найти значение таких выражений. Выполняют под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. В конце урока подводятся итоги, с помощью игрового момента вызывают у детей чувство радости и удовлетворённости от урока. В целом на уроке формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД.