kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Алгебраическая сумма и его свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: “открытие” нового знания.

Учебник: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович “Математика”, 6 класс.

Цели урока:

·         сформировать способность к записи алгебраической суммы и нахождению её значения;

·         тренировать способность к сложению рациональных чисел с одинаковыми и разными знаками, противоположных чисел;

·         повторить и закрепить действия с десятичными дробями, нахождение процентов от числа, составление математических моделей и решение уравнений.

Эталоны:

Алгоритм сложения отрицательных чисел:

1) Поставить в результате знак “-”.
2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения чисел с разными знаками:

1) В результате поставить знак числа с большим модулем.
2) Из большего модуля вычесть меньший модуль.

Таблица знаков:

+ (+) = + + (- ) = -

- (- ) = + - (+ ) = -

Раздаточный материал:

Самостоятельная работа.

Найди значение алгебраической суммы:

а) 17 – 72 – 8 + 29 + 12 – 29;
б) – 13 + 3,5 – 5,4 – 3,5 + 18,9.

Дополнительное задание:

Если 50% суммы задуманного числа и 4

уменьшить на 1,2, то получится 1,3.

Найди задуманное число.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы:

а) 17 – 72 – 8 + 29 + 12 – 29 = 17 + (-72) + (-8) + 29 + 12 + (-29) = (17+ 12) + (-72 + (-8)) =

= 29 + (-80) = - 51.

б) – 13+ 3,5 – 5,4 – 3,5 + 18,9 = - 13 + 3,5 + (-5,4) + (-3,5) + 18,9 = (-13 + (-5,4)) + 18,9 =

= - 18,4 + 18,9 = 0,5.

Эталон для проверки дополнительного задания:

0,5 (х + 4) – 1,2 = 1,3

0,5х + 2 – 1,2 = 1,3

0,5х + 2 + (-1,2) = 1,3

0,5х +0,8 = 1,3

0,5х = 1,3 - 0,8

0,5х = 0,5

х = 1                                                                           Ответ: задуманное число 1.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.

- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами).

- Что мы уже умеем делать с рациональными числами? (Отмечать рациональные числа на координатной прямой, находить их модули, сравнивать, складывать числа с одинаковыми и разными знаками).

- Сегодня мы продолжим работать с рациональными числами и узнаем что-нибудь новое. Приготовьте тетради к работе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1) – Заполните таблицу, в тетради запишите только ответы.

m

-4

-22

3

-6

k

-4

11

-17

-11

m + k

После выполнения работы один ученик записывает ответы на доске (-8, -11, -14, -17).

- Какие правила использовали при выполнении этого задания? (Алгоритмы сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками).

Названные алгоритмы проговариваются учащимися и фиксируются в виде эталонов на доске.

- Найдите закономерность полученного ряда чисел. (Каждое последующее число уменьшается на 3).

- Назовите самое маленькое число. (-17).

- Представьте число -17 в виде суммы двух отрицательных чисел.

2) – Раскройте скобки, используя таблицу знаков:

+(-3); - (-15); + (- (+8 )).

(-3; +15; -8).

При проверке таблица знаков вывешивается на доску.

Индивидуальное задание:

- Используя таблицу знаков, запишите сумму без скобок и дайте название получившемуся выражению.

а) (-3) + (-6) + (-5) + 18 + 24 + 2;

б) (-31) + (-14) + 12 + (-11) + 13 + (-9).

Первую часть задания учащиеся выполнят и получат выражения:

- 3 – 6 – 5 + 18 + 24 + 2;

- 31 – 14 + 12 – 11 + 13 – 9.

- Для чего нужна такая запись? (Запись получается короче).

- А как назовёте такие выражения?

При ответе на этот вопрос учащиеся испытывают затруднение.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- Почему затрудняетесь назвать полученное выражение? (В выражении есть сумма и разность, раньше с такими выражениями не встречались).

- Чем отличаются правая и левая части равенств? (В левой части записана сумма со скобками, а в правой без скобок).

- Тогда как можно назвать выражение в правой части равенства? (Могут быть разные варианты ответов: сумма без скобок, упрощённая сумма и другие).

- Математики договорились запись суммы рациональных чисел без скобок называть алгебраической суммой.

На доске:

Алгебраической суммой называется запись суммы рациональных чисел без скобок.

- Почему всё-таки назвали суммой? (Первоначально была сумма рациональных чисел).

- Какой знак опущен в записи? (Знак плюс).

- А те знаки, которые стоят, это, что за знаки? (Это знаки слагаемых).

- Назовите слагаемые в алгебраической сумме (-6; -3; -4; 17; 23; 3).

- Сформулируйте тему урока. (Алгебраическая сумма).

- Молодцы! Запишите тему урока в тетрадь.

- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться находить значение алгебраической суммы).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что нужно сделать, чтобы научиться находить значение алгебраической суммы? (Построить соответствующий алгоритм).

- Найдите значение первой алгебраической суммы.

Учащиеся выполняют задание, обосновывают свои ответы.

- Что вы использовали, находя значение алгебраической суммы? (Использовали запись этой суммы со скобками).

- А затем как находили значение всей суммы? (Сначала нашли сумму всех отрицательных чисел, затем положительных).

- Найдите значение второй алгебраической суммы.

- Какие законы применили? (Переместительный и сочетательный законы сложения).

- Сформулируйте правило нахождения значения алгебраической суммы в виде алгоритма.

На доске:

Алгоритм нахождения значения алгебраической суммы:

1) Записать сумму со скобками.
2) Отдельно найти сумму положительных и отрицательных чисел.
3) Найти сумму чисел с разными знаками.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Найдите значение алгебраической суммы (один учащийся проговаривает решение у доски):

1) -50 + 12 – 8 + 24 + 38 – 26 + 8 = (-50) + 12 + (-8) + 24 + 38 + (-26) + 8 = (12 + 24 + 38 + +8) + (-50 + (-8) + (-26)) = 82 + (-84) = - (84-82) = - 2.

Если о противоположных числах не скажут, задать вопрос:

- Что интересного есть в сумме?

- Что мы знаем о противоположных числах? (Их сумма равна нулю).

- Что можно добавить в построенный алгоритм? (Подчеркнуть противоположные слагаемые и исключить их из вычислений).

На доске уточняется алгоритм – добавляется к нему ещё один шаг.

2) 0,25 – 0,58 + 0,4 + 0,75 – 0,4 – 0,32 = 0,25 + (-0,58) + 0,75 + (-0,32) = (0,25 + 0,75) + (-0,58 + (-0,32)) = 1 + (-0,9) = 0,1.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Когда основная часть самостоятельной работы закончена всеми учащимися, работы проверяются по эталону. Анализируются и исправляются ошибки.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учащиеся выполняют или заканчивают выполнение дополнительного задания из самостоятельной работы. Один ученик работает на доске с обратной стороны. Затем учащиеся проверяют работы, сравнивают свои решения с эталоном на доске.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Мы достигли поставленной цели?

- Сформулируйте новый алгоритм, построенный на уроке.

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

- Чем будем заниматься на следующем уроке?

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Домашнее задание: с.59, № 266, № 268а (по желанию).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Алгебраическая сумма и его свойства"»

Тема урока: Алгебраическая сумма и его свойства

Тип урока: “открытие” нового знания.

Учебник: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович “Математика”, 6 класс.

Цели урока:

  • сформировать способность к записи алгебраической суммы и нахождению её значения;

  • тренировать способность к сложению рациональных чисел с одинаковыми и разными знаками, противоположных чисел;

  • повторить и закрепить действия с десятичными дробями, нахождение процентов от числа, составление математических моделей и решение уравнений.

Эталоны:

Алгоритм сложения отрицательных чисел:

1) Поставить в результате знак “-”.
2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения чисел с разными знаками:

1) В результате поставить знак числа с большим модулем.
2) Из большего модуля вычесть меньший модуль.



Таблица знаков:

+ (+) = + + (- ) = -

- (- ) = + - (+ ) = -









Раздаточный материал:

Самостоятельная работа.

Найди значение алгебраической суммы:

а) 17 – 72 – 8 + 29 + 12 – 29;
б) – 13 + 3,5 – 5,4 – 3,5 + 18,9.

Дополнительное задание:

Если 50% суммы задуманного числа и 4

уменьшить на 1,2, то получится 1,3.

Найди задуманное число.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы:

а) 17 – 72 – 8 + 29 + 12 – 29 = 17 + (-72) + (-8) + 29 + 12 + (-29) = (17+ 12) + (-72 + (-8)) =

= 29 + (-80) = - 51.

б) – 13+ 3,5 – 5,4 – 3,5 + 18,9 = - 13 + 3,5 + (-5,4) + (-3,5) + 18,9 = (-13 + (-5,4)) + 18,9 =

= - 18,4 + 18,9 = 0,5.

Эталон для проверки дополнительного задания:

0,5 (х + 4) – 1,2 = 1,3

0,5х + 2 – 1,2 = 1,3

0,5х + 2 + (-1,2) = 1,3

0,5х +0,8 = 1,3

0,5х = 1,3 - 0,8

0,5х = 0,5

х = 1 Ответ: задуманное число 1.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.

- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами).

- Что мы уже умеем делать с рациональными числами? (Отмечать рациональные числа на координатной прямой, находить их модули, сравнивать, складывать числа с одинаковыми и разными знаками).

- Сегодня мы продолжим работать с рациональными числами и узнаем что-нибудь новое. Приготовьте тетради к работе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1) – Заполните таблицу, в тетради запишите только ответы.

m

-4

-22

3

-6

k

-4

11

-17

-11

m + k

 

 

 

 

После выполнения работы один ученик записывает ответы на доске (-8, -11, -14, -17).

- Какие правила использовали при выполнении этого задания? (Алгоритмы сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками).

Названные алгоритмы проговариваются учащимися и фиксируются в виде эталонов на доске.

- Найдите закономерность полученного ряда чисел. (Каждое последующее число уменьшается на 3).

- Назовите самое маленькое число. (-17).

- Представьте число -17 в виде суммы двух отрицательных чисел.

2) – Раскройте скобки, используя таблицу знаков:

+(-3); - (-15); + (- (+8 )).

(-3; +15; -8).

При проверке таблица знаков вывешивается на доску.

Индивидуальное задание:

- Используя таблицу знаков, запишите сумму без скобок и дайте название получившемуся выражению.

а) (-3) + (-6) + (-5) + 18 + 24 + 2;

б) (-31) + (-14) + 12 + (-11) + 13 + (-9).

Первую часть задания учащиеся выполнят и получат выражения:

- 3 – 6 – 5 + 18 + 24 + 2;

- 31 – 14 + 12 – 11 + 13 – 9.

- Для чего нужна такая запись? (Запись получается короче).

- А как назовёте такие выражения?

При ответе на этот вопрос учащиеся испытывают затруднение.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- Почему затрудняетесь назвать полученное выражение? (В выражении есть сумма и разность, раньше с такими выражениями не встречались).

- Чем отличаются правая и левая части равенств? (В левой части записана сумма со скобками, а в правой без скобок).

- Тогда как можно назвать выражение в правой части равенства? (Могут быть разные варианты ответов: сумма без скобок, упрощённая сумма и другие).

- Математики договорились запись суммы рациональных чисел без скобок называть алгебраической суммой.

На доске:

Алгебраической суммой называется запись суммы рациональных чисел без скобок.

- Почему всё-таки назвали суммой? (Первоначально была сумма рациональных чисел).

- Какой знак опущен в записи? (Знак плюс).

- А те знаки, которые стоят, это, что за знаки? (Это знаки слагаемых).

- Назовите слагаемые в алгебраической сумме (-6; -3; -4; 17; 23; 3).

- Сформулируйте тему урока. (Алгебраическая сумма).

- Молодцы! Запишите тему урока в тетрадь.

- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться находить значение алгебраической суммы).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что нужно сделать, чтобы научиться находить значение алгебраической суммы? (Построить соответствующий алгоритм).

- Найдите значение первой алгебраической суммы.

Учащиеся выполняют задание, обосновывают свои ответы.

- Что вы использовали, находя значение алгебраической суммы? (Использовали запись этой суммы со скобками).

- А затем как находили значение всей суммы? (Сначала нашли сумму всех отрицательных чисел, затем положительных).

- Найдите значение второй алгебраической суммы.

- Какие законы применили? (Переместительный и сочетательный законы сложения).

- Сформулируйте правило нахождения значения алгебраической суммы в виде алгоритма.

На доске:

Алгоритм нахождения значения алгебраической суммы:

1) Записать сумму со скобками.
2) Отдельно найти сумму положительных и отрицательных чисел.
3) Найти сумму чисел с разными знаками.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Найдите значение алгебраической суммы (один учащийся проговаривает решение у доски):

1) -50 + 12 – 8 + 24 + 38 – 26 + 8 = (-50) + 12 + (-8) + 24 + 38 + (-26) + 8 = (12 + 24 + 38 + +8) + (-50 + (-8) + (-26)) = 82 + (-84) = - (84-82) = - 2.

Если о противоположных числах не скажут, задать вопрос:

- Что интересного есть в сумме?

- Что мы знаем о противоположных числах? (Их сумма равна нулю).

- Что можно добавить в построенный алгоритм? (Подчеркнуть противоположные слагаемые и исключить их из вычислений).

На доске уточняется алгоритм – добавляется к нему ещё один шаг.

2) 0,25 – 0,58 + 0,4 + 0,75 – 0,4 – 0,32 = 0,25 + (-0,58) + 0,75 + (-0,32) = (0,25 + 0,75) + (-0,58 + (-0,32)) = 1 + (-0,9) = 0,1.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Когда основная часть самостоятельной работы закончена всеми учащимися, работы проверяются по эталону. Анализируются и исправляются ошибки.





7. Включение в систему знаний и повторение.

Учащиеся выполняют или заканчивают выполнение дополнительного задания из самостоятельной работы. Один ученик работает на доске с обратной стороны. Затем учащиеся проверяют работы, сравнивают свои решения с эталоном на доске.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Мы достигли поставленной цели?

- Сформулируйте новый алгоритм, построенный на уроке.

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

- Чем будем заниматься на следующем уроке?

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Домашнее задание: с.59, № 266, № 268а (по желанию).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Алгебраическая сумма и его свойства"

Автор: Шайгарданов Зульфат Фанурович

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему  "Разложение многочлена на множители" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "126966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415250896"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока Закон Кулона "
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-uroka-zakon-kulona"
    ["file_id"] => string(6) "197287"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428230527"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства