- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.
- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами).
- Что мы уже умеем делать с рациональными числами? (Отмечать рациональные числа на координатной прямой, находить их модули, сравнивать, складывать числа с одинаковыми и разными знаками).
- Сегодня мы продолжим работать с рациональными числами и узнаем что-нибудь новое. Приготовьте тетради к работе.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1) – Заполните таблицу, в тетради запишите только ответы.
m
-4
-22
3
-6
k
-4
11
-17
-11
m + k
После выполнения работы один ученик записывает ответы на доске (-8, -11, -14, -17).
- Какие правила использовали при выполнении этого задания? (Алгоритмы сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками).
Названные алгоритмы проговариваются учащимися и фиксируются в виде эталонов на доске.
- Найдите закономерность полученного ряда чисел. (Каждое последующее число уменьшается на 3).
- Назовите самое маленькое число. (-17).
- Представьте число -17 в виде суммы двух отрицательных чисел.
2) – Раскройте скобки, используя таблицу знаков:
+(-3); - (-15); + (- (+8 )).
(-3; +15; -8).
При проверке таблица знаков вывешивается на доску.
Индивидуальное задание:
- Используя таблицу знаков, запишите сумму без скобок и дайте название получившемуся выражению.
а) (-3) + (-6) + (-5) + 18 + 24 + 2;
б) (-31) + (-14) + 12 + (-11) + 13 + (-9).
Первую часть задания учащиеся выполнят и получат выражения:
- 3 – 6 – 5 + 18 + 24 + 2;
- 31 – 14 + 12 – 11 + 13 – 9.
- Для чего нужна такая запись? (Запись получается короче).
- А как назовёте такие выражения?
При ответе на этот вопрос учащиеся испытывают затруднение.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему затрудняетесь назвать полученное выражение? (В выражении есть сумма и разность, раньше с такими выражениями не встречались).
- Чем отличаются правая и левая части равенств? (В левой части записана сумма со скобками, а в правой без скобок).
- Тогда как можно назвать выражение в правой части равенства? (Могут быть разные варианты ответов: сумма без скобок, упрощённая сумма и другие).
- Математики договорились запись суммы рациональных чисел без скобок называть алгебраической суммой.
На доске:
Алгебраической суммой называется запись суммы рациональных чисел без скобок.
- Почему всё-таки назвали суммой? (Первоначально была сумма рациональных чисел).
- Какой знак опущен в записи? (Знак плюс).
- А те знаки, которые стоят, это, что за знаки? (Это знаки слагаемых).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Когда основная часть самостоятельной работы закончена всеми учащимися, работы проверяются по эталону. Анализируются и исправляются ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся выполняют или заканчивают выполнение дополнительного задания из самостоятельной работы. Один ученик работает на доске с обратной стороны. Затем учащиеся проверяют работы, сравнивают свои решения с эталоном на доске.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какова была цель нашего урока?
- Мы достигли поставленной цели?
- Сформулируйте новый алгоритм, построенный на уроке.
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
- Чем будем заниматься на следующем уроке?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.59, № 266, № 268а (по желанию).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.
- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами).
- Что мы уже умеем делать с рациональными числами? (Отмечать рациональные числа на координатной прямой, находить их модули, сравнивать, складывать числа с одинаковыми и разными знаками).
- Сегодня мы продолжим работать с рациональными числами и узнаем что-нибудь новое. Приготовьте тетради к работе.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1) – Заполните таблицу, в тетради запишите только ответы.
m
-4
-22
3
-6
k
-4
11
-17
-11
m + k
После выполнения работы один ученик записывает ответы на доске (-8, -11, -14, -17).
- Какие правила использовали при выполнении этого задания? (Алгоритмы сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками).
Названные алгоритмы проговариваются учащимися и фиксируются в виде эталонов на доске.
- Найдите закономерность полученного ряда чисел. (Каждое последующее число уменьшается на 3).
- Назовите самое маленькое число. (-17).
- Представьте число -17 в виде суммы двух отрицательных чисел.
2) – Раскройте скобки, используя таблицу знаков:
+(-3); - (-15); + (- (+8 )).
(-3; +15; -8).
При проверке таблица знаков вывешивается на доску.
Индивидуальное задание:
- Используя таблицу знаков, запишите сумму без скобок и дайте название получившемуся выражению.
а) (-3) + (-6) + (-5) + 18 + 24 + 2;
б) (-31) + (-14) + 12 + (-11) + 13 + (-9).
Первую часть задания учащиеся выполнят и получат выражения:
- 3 – 6 – 5 + 18 + 24 + 2;
-31 – 14 + 12 – 11 + 13 – 9.
- Для чего нужна такая запись? (Запись получается короче).
- А как назовёте такие выражения?
При ответе на этот вопрос учащиеся испытывают затруднение.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему затрудняетесь назвать полученное выражение? (В выражении есть сумма и разность, раньше с такими выражениями не встречались).
- Чем отличаются правая и левая части равенств? (В левой части записана сумма со скобками, а в правой без скобок).
- Тогда как можно назвать выражение в правой части равенства? (Могут быть разные варианты ответов: сумма без скобок, упрощённая сумма и другие).
- Математики договорились запись суммы рациональных чисел без скобок называть алгебраической суммой.
На доске:
Алгебраической суммой называется запись суммы рациональных чисел без скобок.
- Почему всё-таки назвали суммой? (Первоначально была сумма рациональных чисел).
- Какой знак опущен в записи? (Знак плюс).
- А те знаки, которые стоят, это, что за знаки? (Это знаки слагаемых).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Когда основная часть самостоятельной работы закончена всеми учащимися, работы проверяются по эталону. Анализируются и исправляются ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся выполняют или заканчивают выполнение дополнительного задания из самостоятельной работы. Один ученик работает на доске с обратной стороны. Затем учащиеся проверяют работы, сравнивают свои решения с эталоном на доске.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какова была цель нашего урока?
- Мы достигли поставленной цели?
- Сформулируйте новый алгоритм, построенный на уроке.
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
- Чем будем заниматься на следующем уроке?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.59, № 266, № 268а (по желанию).