I . Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке? (Самооценка готовности к уроку)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Поделимся со всеми хорошим настроением, пожелаем мысленно добра и удачи друг другу. Слайд 1. II. Скороговорная разминка. -Как называется раздел, который мы читаем? (Читаем быстро) - Чему учит этот раздел? (Говорить чётко и быстро, читать быстро) - Для чего мы учимся говорить и читать чётко и быстро? (Чтобы нас приятно было слушать, когда быстро читаешь, тогда можно прочитать больше книг и узнать что – то новое) - Что придумали люди, чтобы научиться говорить быстро и чётко? (Скороговорки)
Слайд 2, 3
Ш. Проверка домашнего задания. 1). Выразительное чтение рассказа Ю. Ермолаева «Угодили» по ролям. ( 2 раза) Радиотеатр. (1 раз) Работа над осмыслением рассказа Ю Ермолаева «Угодили»
2) Беседа по содержанию. Кто главные герои рассказа? (Братья – Лёва и Алёша) Где происходит основное действие рассказа? Как вы думаете, какая реакция будет у бабушки на такой подарок? Согласны ли вы с выбором подарка? Почему? Кому угодили мальчики? Слайд 4 3). Игра «Внимательный читатель» по рассказу Ю. Ермолаева «Угодили» Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день её рождения сюрприз (подарок). Взяли накопленные ими деньги и отправились на рынок (в магазин). Братья вошли в магазин и, обойдя несколько прилавков, каким-то образом оказались в хозяйственном отделе (игрушек). Слайд 5 Вон ту зелёную машину (грузовик) с заводным мотором. Ты что, забыл, что она нам сегодня (вчера) говорила? «Я всегда бываю довольна (рада), когда вы чем-нибудь заняты и не мешаете мне. 4). Вывод по рассказу Ю.Ермолаева
Нужно особо внимательно относиться к пожилым людям, своим бабушкам. Дарить им чаще подарки, а не только в день рождения, делать это от души.
5). Стихотворение « Подарите бабушкам» (читает Чурбаков Лёня). - Почему девочка, Маша Лукашкина, решила, что надо дарить такие подарки? - Какое это стихотворение? IV. Сообщение темы, постановка учебных задач. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением другого автора. Слайд 6.
-Узнайте, кто же этот автор: Н.Носов, А. Барто, В. Берестов, В. Осеева?
Пишет рассказы для детей, о детях, учит на примере героев своих рассказов совершать добрые поступки, товарищеским отношениям, правдивости. Слайд 7.
- Какие же цели поставим перед собой на урок?
(Познакомиться с новым рассказом В.А. Осеевой. Учиться читать правильно, быстро, выразительно. Учиться хорошим поступкам.) V. Физкультминутка
Игра «Хлопки»
1 хлопок – плохо, 2 хлопка – хорошо.
- Поздороваться при встрече. - Толкнуть, не извиниться… - Полить цветы в классе. - Обмануть товарища. - Поднять упавшую у друга вещь. - Растолкать в столовой детей, чтобы получить завтрак первым. -Уступить место пожилому человеку в автобусе.
VI. Работа над рассказом В.Осеевой «Просто старушка» Слайд 8, 9, 10, 11, 12, !3, !4. - По названию можно определить о ком пойдёт речь в рассказе?
Первичное знакомство с текстом Проверка первичного восприятия Понравилось ли вам произведение? Почему? К какому жанру мы его отнесём? С кем из ребят вы бы хотели дружить?
Вторичное чтение и работа с текстом. Каким вы представляете мальчика из рассказа? Правильно ли он поступил? Почему он помог старушке? Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? (бросился на помощь). Прочитайте. Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку? Почему девочка задавала такие вопросы? 3. Почему девочка больше ни о чем не спросила?
4. О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе?
- Эта история могла произойти с кем-нибудь из вас? Как бы вы поступили?
Вывод. Бабушки уже не молоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать во всем.
Внимания и помощи ждут не только родные ваши бабушки.
Не забывайте заботиться о чужих одиноких, больных, престарелых людях, как позаботился мальчик из рассказа «Просто старушка».
Межпредметная связь. - Найдите и прочитайте побудительные предложения, вопросительные. . Работа с пословицами в парах.
Пословицы на карточках
- Выберите ту, которая, по вашему мнению, соотносится с рассказом.
1-ый ряд: Слайд 15. Где труд, там и радость. Добрый человек добру и учит. Кто скоро помог, тот дважды помог. 2-ой ряд: Слайд 16. Красив тот, кто красиво поступает. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит. 3-ий ряд: Слайд 17. Мудрым не родился никто, а научился. Жизнь дана на добрые дела. Дружбу помни, а зло забывай/ Слайд 18. Подготовка к выразительному чтению
- Сколько лиц потребуется при чтении по ролям?
- Как будете читать слова автора? (нейтрально)
-Что необходимо показать, читая слова девочки? (удивление)
- Как будете читать слова мальчика? (с сильным чувством)
(Чтение диалога в парах) РАДИОТЕАТР. МИНИАТЮРНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РАССКАЗА.
VII. Итог урок. Рефлексия
-Что объединяет произведения Ю.Ермолаева и В.Осеевой?
- О каких человеческих качествах заставили задуматься? (О доброте, о помощи, о заботе) Слайд 19.
- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- Будете ли вы ждать награды за сделанные вами добрые дела?
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ Перетяченко Даша, Шишкина Вика - Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы. Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть внимательными друг к другу, заботливыми, великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения Эдуарда Успенского: Слайд 20. " Не стой в стороне равнодушным, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку можно В любую минуту, всегда. И, если, кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит. На свете живешь ты не зря. " - Как оцените свою работу на уроке?
-Кого из одноклассников хотите похвалить за работу? Слайд 21.
VIII. Д/з.: читать по ролям в РТ, придумать продолжение рассказа
|