kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс.Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 «В».

Студент: Попова Кристина

Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи урока:

Образовательная: Расширить знания детей о животном мире. Совершенствовать технику чтения. Учить детей делить текст на части для пересказа. Пополнять словарный запас детей

Развивающая: Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Развивать фантазию, образное представление детей. Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения. Воспитывать умение вести диалог.

Воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: 

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать на слух произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: Учащиеся должны уметь читать произведения в слух, владеть приемами выразительного чтения.

регулятивные: Стимулировать поисковую деятельность  обучающихся;  создать условия для систематизации изучаемого материала;

коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать и слышать других.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:  способность формированию позиции хорошего ученика.

Средства обучения: учебник, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 часть, презентация, компьютер, видеопроектор.

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Кристина Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.(Приветствуют учителя)

- Сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы должны объяснить как вы их понимаете.(Объясняют пословицу)

- Пословицы кратки, а ума в них целые книги. 

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Вороненку гнездо – родимая хата.

-Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил. (слайд 1)

-Прочитайте  орфографически, шепотом, громко)

Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

- Ставятся отметки

Беседа о правилах поведения в лесу.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

Словарная работа

- Прочитайте по слогам, затем плавно.

( Слайд 2,3 )

При-бли-жа-лись

К аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

Рас-пу-щен-ны-ми

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За-рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший

-Объясните значение слов.

Просека.(Слайд 4)

Валежник (Слайд 5)

Космы(прост.) (Слайд 6)

Работа по карточкам в парах

-Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

SLВИWGKTSVIOLPS

ПGIESTPSWVOBLИЧLI

WAVCSTLIAФLЬGEBSL

Рассказ об авторе ( Слайд 7,8)

Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ.

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды». Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Литературная карьера

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год. Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику. За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба». В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

- Узнайте, какое слово здесь написано.

( Слайд 9)

ьУЛхарГ

Рассказ учителя о глухаре.

-Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями и ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Физминутка

3. Первичный синтез. 

Чтение рассказа детьми. (Слайд 10)

- Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», « ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце »?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

- Не вспомнился ли вам другой рассказ?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Итог урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? 

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что вы узнали на сегодняшнем  уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что вам захотелось сделать после урока?

Д.З. ( Слайд 11) Подготовить пересказ  от имени глухарки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 3 класс.Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха».»


Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 «В».

Студент: Попова Кристина

Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи урока:

Образовательная: Расширить знания детей о животном мире. Совершенствовать технику чтения. Учить детей делить текст на части для пересказа. Пополнять словарный запас детей

Развивающая: Развивать умение определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Развивать фантазию, образное представление детей. Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения. Воспитывать умение вести диалог.

Воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать на слух произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: Учащиеся должны уметь читать произведения в слух, владеть приемами выразительного чтения.

регулятивные: Стимулировать поисковую деятельность обучающихся; создать условия для систематизации изучаемого материала;

коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать и слышать других.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: способность формированию позиции хорошего ученика.

Средства обучения: учебник, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 часть, презентация, компьютер, видеопроектор.


ОК

ПК

ПО

У

1.2.4,7

1.1,1.2,1.3.1.4,1.5,4.1, 4.2

1.2.4,7

1-12,21-26


ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Кристина Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы должны объяснить как вы их понимаете.

- Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

Приветствуют учителя

Объясняют пословицу




( хоть пословицы и кратки, но смысла в них очень много)


2. Актуализация знаний

Речевая разминка

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

(слайд 1)

-Прочитайте орфографически, шепотом , громко)


Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

- Ставятся отметки





Беседа о правилах поведения в лесу.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?





- Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

Словарная работа

- Прочитайте по слогам, затем плавно.

( Слайд 2,3 )



-Объясните значение слов.

Просека.(Слайд 4)



Валежник (Слайд 5)

Космы(прост.) (Слайд 6)

Работа по карточкам в парах

-Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

SLВИWGKTSVIOLPS

ПGIESTPSWVOBLИЧLI

WAVCSTLIAФLЬGEBSL

Рассказ об авторе ( Слайд 7,8)

Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ.

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды». Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Литературная карьера

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год. Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику. За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба». В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

- Узнайте, какое слово здесь написано.

(Слайд9)

Рассказ учителя о глухаре. (Слайд 10)





-Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле , в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями и ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поет свою песню , он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Физминутка

Читают пословицы











Объясняют пословицы















Отвечают

- пересказать рассказ Б.Житкова «Про обезьянку» по плану данному в вопросе 8 .( План: 1) Знакомство с обезьянкой; 2) Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика; 3)Как Яшка стал царем во дворе; 4)Расставание.)1






Рассказывают (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костёр без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т.д.)



Предполагают






Читают


















































Объясняют


- полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.




















- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.




















- взлохмаченные пряди волос.

















Выполняют задание





-Виктор


-Петрович


-Астафьев




Слушают рассказ учителя





















































































































Глухарь































Отвечают



Слушают






























Выполняют физические упражнения


3. Первичный синтаз.

Чтение рассказа детьми.

- Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», « ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце »?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

- Не вспомнился ли вам другой рассказ?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Итог урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Читают

Отвечают на вопросы учителя


















-Белова «Ещё про Мальку»















4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что вам захотелось сделать после урока?

Д.З. ( Слайд 11)


Участвуют в рефлексии







8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Кристина Михайловна

Дата: 16.04.2016

Номер свидетельства: 319330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства