конспект урока по теме "добро и мелосердие" раскрывается тема добра и мелосердия отличия быть добрым и быть милосердным когда в жизни мы бываем милосердными, а когда добрыми сапоставимы ли эти качества с жизнью.Находят определения понятий чести достоинства. Дети читают и анализируют притчи о маральных качествах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, плакат «Доброта спасет мир», карточки с ситуациями, карточки для рефлексии
Этапы:
I.Этап мотивации.
День добра
Почему так много в мире зла? Сможет ли на это кто ответить? К истине дорога так светла, К истине, единственной на свете…
Ту дорогу потеряли мы. Та потеря самая большая! И теперь бациллами чумы Мир живёт, друг друга заражая.
Всех мне их, увы, не перечесть. Назову бациллы основные: Ложь, измена, рядом с ними лесть, И конечно все грехи земные.
Что нам сделать, чтобы вырвать зло? Вырвать с корнем и забыть на веки? Чтобы никогда не проросло Это чувство в нраве человека?
Предлагаю сделать День добра Самым звонким праздником планеты, Чтоб весь день и ночку до утра Пела радость нам свои куплеты.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях. Ведь как сказал
Л.Н.Толстой, нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.[1]. (слайд №1).
А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра».
II.Этап актуализации знаний.
Скажите и запишите (на медиадоске), как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
1 ряд: Быть добрым в мыслях - это …………
2 ряд: Быть добрым в словах – это……………..
3 ряд: Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Основной этап (этап размышления).
1. Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки
Я
Родители. Близкие.
Друзья. Одноклассники.
Знакомые.
Незнакомые.
Окружающие.
-Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро
(слайд №2:Добро, которое ты делаешь от сердца,
ты делаешь всегда себе.
Л.Н.Толстой)
2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
(слайд №4:Благодеяние мерится не величиной, а доброй волей, которой порождено.
Сенека.
Доброта – это согласие воли с совестью.
А.Аврелий. )
Ситуация 1.
У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать?
Каковы ваши действия в данном случае?
Ситуация 2.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 3.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
4. Раскрытие понятия ДОБРОТА.
-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?
- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.
(записать на медиадоске)
(слайд №5: ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ – БЛАГО
ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА.
В.ДАЛЬ. )
5. По отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту ?
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
(слайд №6: Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой.
Л.Н.Толстой )
Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
III. Рефлексия.
1. Давайте создадим коллаж «Доброта спасет мир». Для этого на ладошках замените многоточие определением доступных вам поступков и деяний, очертив круг собственной добродетели. (Ладошки наклеиваются на плакат)
2. Проведем рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика)
Подумайте:
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства, настроение...
3. (слайд №9
Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела.
Ж.Жосеф.)
Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием: