Тема урока: «Основа слова. Разбор слов по составу»
Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).
Задачи:
Обобщить знания обучающихся о частях слова.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
ноутбук
мультимедийный проектор
презентация Microsoft Power Point
Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
Раздаточный дидактический материал
Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
Толковый словарь
Ход урока.
I Организационный момент.
Слайд 1
Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.
Вступительное слово учителя.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой!
И вот начало урока.
Целеполагание.
Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.
Детский писатель Роман Сеф заметил:
«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.
II Основная часть урока
Минутка чистописания.
Слайд 2
У. - Отгадайте, что это за буква?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- Правильно, это буква О.
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.
- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?
Ооа Ооб Оов … (Оог)
Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.
Ооа Ооб Оов Оог Оод Оое
Отг…дайте, м…л…дцы,
Как з…вут нас7 (…гурцы).
(Работа с сигнальными карточками).
3. Словарная работа
Слайд 3
У. Есть гласные – коварные.
А в чём коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
- Повторяем словарь, отгадывая загадки и записывая в тетради словарные слова.
С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).
Слайд 4-15
Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.
Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове».
Слайд 16
У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку
«Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?»
(Корзина)
Работа с толковым словарём. (Индивидуально)
- Прочитайте значение этого слова.
Фонетический разбор слова
Корзина– 3 слога,7 букв, 7 звуков.
[к ] – согл., парн., глух., тв.
[а] – гласн., безуд.
[р] – согл., непарн., звонк., тв.
[з'] – согл., парн., звонк., мягк.
[и] – гласн., безуд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[а] – гласн., уд.
Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.
Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет всё у нас в порядке.
Работа по теме урока. Освоение новых знаний.
У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
-Какие части слова вы знаете?
Стр.165 «Тайны языка» чтение статьи.
Упр.№1 разбор слов по составу (на доске и в тетрадях)
Стр.165 «Подсказка»
Слайд 17-20
Алгоритм разбора слова
-Каким способом образовано слово подводный? (приставочно-суффиксальным.)
-Каким способом образовано слово пчеловод? (способом сложения, это сложное слово)
Работа по учебнику.
Слайд 21
Стр.166 №2 – комментированное письмо.
Разбор слов по составу.
На доске: (о)
(е)
Садовод, хоровод, пароход, птицелов, ледокол, мореход
-Спиши, соотнеси слова со схемами.
Закрепление знаний учащихся.
Слайд 22-25
Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
( С. Погореловский)
Физминутка.
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация лепки снежков;
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко поднимая
колени;
И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые движения на
на месте, широкие взмахи руками,
руки согнуты в локтях;
на коньках по льду скользим, мы скользим. плавные пружинистые движения
руки согнуты в локтях;
И снегурку лепим мы, лепим мы . соответствующие движения;
Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в поклоне
и поставить на пояс.
Творческое задание (по выбору):
Подбор и запись однокоренных слов по вариантам с корнем: -снег, -мороз
В 1. «Пишу сам(а)».
Задание: написать мини-сочинение по теме «Волшебница-зима», используя данные слова.
В 2. Задание: записанные слова разобрать по составу.
III. Итог урока.
Рефлексия.
Слайд 26
У. Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание (ситуация выбора):
Уроку нашему настал конец,
А кто работал
«МОЛОДЕЦ!»
Слайд 44