kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Конспект урока по русскому языку на тему: "Разбор слов по составу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Он содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чутьё. Использование на уроке информационных технологий помогает заинтересовать детей и дает им возможность показать свои знания и умения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Тема урока: «Основа слова. Разбор слов по составу»


Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).

Задачи:

  • Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о частях слова.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  • Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • ноутбук

  • мультимедийный проектор

  • презентация Microsoft Power Point

  • Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова

  • Раздаточный дидактический материал

  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием

  • Толковый словарь



Ход урока.


I Организационный момент.


Слайд 1

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

  1. Вступительное слово учителя.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!


И вот начало урока.


Целеполагание.

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

    • Запись в тетради (число, классная работа)

    • Мотивация обучающихся

Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.


II Основная часть урока


  1. Минутка чистописания.

Слайд 2

У. - Отгадайте, что это за буква?

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла. 
До того она кругла, 
Покатиться бы могла.

- Правильно, это буква О. 
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках. 
- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)


Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.

Ооа Ооб Оов Оог Оод Оое

Отг…дайте, м…л…дцы,

Как з…вут нас7 (…гурцы).

(Работа с сигнальными карточками).


3. Словарная работа

Слайд 3

У. Есть гласные – коварные.

А в чём коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

- Повторяем словарь, отгадывая загадки и записывая в тетради словарные слова.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слайд 4-15

Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.


  1. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове».

Слайд 16

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку


«Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?»

(Корзина)


Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

- Прочитайте значение этого слова.

Фонетический разбор слова

Корзина– 3 слога,7 букв, 7 звуков.

[к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[р] – согл., непарн., звонк., тв.

[з'] – согл., парн., звонк., мягк.

[и] – гласн., безуд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[а] – гласн., уд.


  1. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.


Мы писали, мы писали,

Наши глазки так устали.

Вместе сделаем зарядку –

Будет всё у нас в порядке.


  1. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

-Какие части слова вы знаете?


Стр.165 «Тайны языка» чтение статьи.


Упр.№1 разбор слов по составу (на доске и в тетрадях)


Стр.165 «Подсказка»


Слайд 17-20



Алгоритм разбора слова


-Каким способом образовано слово подводный? (приставочно-суффиксальным.)

-Каким способом образовано слово пчеловод? (способом сложения, это сложное слово)


  1. Работа по учебнику.

Слайд 21


Стр.166 №2 – комментированное письмо.

Разбор слов по составу.

На доске: (о)


(е)


Садовод, хоровод, пароход, птицелов, ледокол, мореход


-Спиши, соотнеси слова со схемами.


  1. Закрепление знаний учащихся.

Слайд 22-25

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

( С. Погореловский)



  1. Физминутка.

«Зима»


Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация лепки снежков;

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко поднимая

колени;

И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые движения на

на месте, широкие взмахи руками,

руки согнуты в локтях;

на коньках по льду скользим, мы скользим. плавные пружинистые движения

руки согнуты в локтях;

И снегурку лепим мы, лепим мы . соответствующие движения;

Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в поклоне

и поставить на пояс.


  1. Творческое задание (по выбору):

Подбор и запись однокоренных слов по вариантам с корнем: -снег, -мороз

В 1. «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Волшебница-зима», используя данные слова.

В 2. Задание: записанные слова разобрать по составу.


III. Итог урока.


Рефлексия.

Слайд 26

У. Урок приблизился к концу,

А я у вас спросить хочу:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?


Домашнее задание (ситуация выбора):

  • Стр. 166 упр. 4

  • Придумать и записать 10 слов на тему «Зимние забавы», разобрать их по составу.


Уроку нашему настал конец,

А кто работал

«МОЛОДЕЦ!»

Слайд 44



Просмотр содержимого презентации
«Приложение»

Презентация  к уроку русского языка  по теме:   «Разбор слов по составу» Савенкова Наталья Александровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» ЭМР

Презентация к уроку русского языка по теме: «Разбор слов по составу»

Савенкова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» ЭМР

Л С О Р Н В Е Ы А В Л С А О

Л

С

О

Р

Н

В

Е

Ы

А

В

Л

С

А

О

Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином . (Автобус)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином .

(Автобус)

Это что за зверь такой  Пробежал по мостовой,  На ногах его - резина,  А питается бензином?  Он рычит, клубится пыль.  Что за зверь? ... (Автомобиль)

Это что за зверь такой Пробежал по мостовой, На ногах его - резина, А питается бензином? Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? ...

(Автомобиль)

Какой последний день недели? (Воскресенье)

Какой последний день недели?

(Воскресенье)

Вот жилище горожан: В кухне есть плита и кран, Ванна есть и туалет, Мебель в комнате, паркет. Заходи в нее, живи, Только слово назови. (Квартира)

Вот жилище горожан:

В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови.

(Квартира)

Морозы и вьюга, И снег на дворе, К нам в гости Приходит зима в ... (декабре)

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...

(декабре)

Куда бежит – сама не знает.  В степи ровна,  В лесу плутает,  Споткнется у порога.  Что это? … (дорога)
  • Куда бежит – сама не знает. В степи ровна, В лесу плутает, Споткнется у порога. Что это? …
  • (дорога)
Не шит, не кроен,  А весь в рубцах;  Без счету одежек,  А все без застежек.   (Капуста)

Не шит, не кроен, А весь в рубцах; Без счету одежек, А все без застежек.

(Капуста)

Черный Ивашка,   Деревянная рубашка,   Где носом пройдет -   Там заметку кладет.   ( Карандаш )

Черный Ивашка,  Деревянная рубашка,  Где носом пройдет -  Там заметку кладет.

( Карандаш )

Кто на льду меня догонит?  Мы бежим вперегонки!  И несут меня не кони,  А блестящие … (  Коньки )

Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки! И несут меня не кони, А блестящие …

Коньки )

Деревянная дорога,   Вверх идет она отлого,   Что ни шаг – то овраг. Лежит на спине ни кому не нужна прислони к стене пригодиться она! (Лестница)

Деревянная дорога,  Вверх идет она отлого,  Что ни шаг – то овраг.

Лежит на спине ни кому не нужна прислони к стене пригодиться она!

(Лестница)

Я землю копала —  Ничуть не устала. Кто мной копал, Тот и устал. (  лопата )

Я землю копала —

Ничуть не устала.

Кто мной копал,

Тот и устал.

лопата )

Очень любят дети   Холодок в пакете.   Холодок, холодок,   Дай лизнуть тебя разок!  (Мороженое)

Очень любят дети  Холодок в пакете.  Холодок, холодок,  Дай лизнуть тебя разок!

(Мороженое)

Она удобна и легка,  Её название недлинно, В хозяйстве служит нам века, Есть в слове этом имя ЗИНА. Из прутьев, лыка их плетут, Скажите, как её зовут?  (Корзина)

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА. Из прутьев, лыка их плетут, Скажите, как её зовут?

(Корзина)

Какие части слова вы знаете?

Какие части слова вы знаете?

Алгоритм разбора слова и заморозк 1. Прочитай слово и 2.Измени его и выдели окончание заморозк 3.Выдели основу 4. Подбери однокоренные слова и выдели корень мороз за 5. Выдели приставку (если есть) 6. Выдели суффикс (если есть) к Цыганок Виктория Сергеевна

Алгоритм разбора слова

и

заморозк

1. Прочитай слово

и

2.Измени его и выдели окончание

заморозк

3.Выдели основу

4. Подбери однокоренные слова и выдели корень

мороз

за

5. Выдели приставку (если есть)

6. Выдели суффикс (если есть)

к

Цыганок Виктория Сергеевна

Каким способом образовано слово  подводный? под + вод + н = подводный

Каким способом образовано слово подводный?

под + вод + н = подводный

Каким способом образовано слово пчеловод? пчела + водить = пчеловод

Каким способом образовано слово

пчеловод?

пчела + водить = пчеловод

Садовод, хоровод, птицелов, ледокол, мореход, пароход. (е) 2) (о) 1)

Садовод, хоровод, птицелов, ледокол, мореход, пароход.

(е)

2)

(о)

1)

Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. ( С. Погореловский)

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

( С. Погореловский)

Распределите слова в два столбика. носовой носить поднос носик переносица заносит носатый

Распределите слова в два столбика.

носовой

носить

поднос

носик

переносица

заносит

носатый

Найдите лишнее слово в каждом столбике. вода белка разлиновать водяной побелка линия водолаз линять белочка линовать водитель бельчонок

Найдите лишнее слово в каждом столбике.

вода

белка

разлиновать

водяной

побелка

линия

водолаз

линять

белочка

линовать

водитель

бельчонок

Соотнесите слово и схему. домики подснежник подружка холодный подводный рассказы лес переходы столы

Соотнесите слово и схему.

домики

подснежник

подружка

холодный

подводный

рассказы

лес

переходы

столы

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! МОЛОДЦЫ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОЛОДЦЫ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савенкова Наталья Александровна

Дата: 18.08.2018

Номер свидетельства: 475996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по русскому языку "Буквы и и ы после ц" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-bukvy-i-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "227110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440602461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства