Малышева Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №5»
г. Железногорска Курской области
Тема урока: Л. Н. Толстой «Прыжок»
Цель урока: совершенствовать навыки правильного и беглого чтения, умения ориентироваться в тексте, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения развитие умения анализировать текст, понимать замысел автора
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме, формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: развитие монологической и диалогической речи, сотрудничество в совместном решении проблемы, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: знакомство с творчеством Л. Толстого, научатся ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев, осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2 (Высказывание М. Цветаевой с её фотографией)
«Что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за
строчками, за пределами слов» М.. Цветаева
Учитель. Прочтите запись на слайде. Как вы можете объяснить эти слова?
Дети. Чтение - это познание тайного, иногда скрытого в тексте, это то, что автор пытается донести до нас. Чтобы это разгадать, почувствовать, нужно быть внимательным читателем.
Учитель. А кого можно назвать внимательным читателем?
Дети. Внимательный читатель чутко чувствует настроение автора, скрытое за прочитанными строчками.
Учитель. Как вы считаете, легко ли быть таким читателем?
Дети. Трудно быть внимательным читателем.
Учитель. Что для этого надо делать?
Дети. Нужно любить книги, внимательно читать и понимать настроение автора, его отношение к героям.
Учитель. Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
Дети. Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. Будем учиться находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть тему рассказа.
2. Актуализация знаний
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Стране Литературное Чтение. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие, а маленькие – в большие. Попробуем волшебную силу палочки и превратим одно предложение в целый рассказ.
Учитель. Какое задание будем выполнять?
Дети. Мы поучимся превращать предложение в целый рассказ.
Учитель. Что это значит?
Дети. Мы прочитаем предложение, выберем информацию и составим небольшой текст.
Учитель. Вы не должны ничего добавлять в предложение. Вычерпывать из предложения всю информацию, но не добавлять ничего лишнего, не составлять своего сюжета.
Учитель. Прочитайте предложение.
Предложение записано на доске:
Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.
Учитель. Все ли слова понятны? Объяснить значение слова мачта.
Слайд 3. (Иллюстрация мачты)
Дети. Высокий, прочно укрепленный столб на судне для парусов.
Учитель. Мачты в таких кораблях возвышались над палубой на 15–20 метров, то есть на высоту 5–8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
Учитель. Кто такие матросы?
Дети. Моряк, служащий на флоте.
Учитель. С чего начнем наш рассказ? Где может происходить действие?
Дети. На судне. Мачта находится на корабле.
Учитель. Кто герои нашего рассказа?
Дети. Мальчик, матросы.
Учитель. Что делали матросы?
Дети. Они стояли на корабле и громко смеялись.
Учитель. Как поступил мальчик?
Дети. Мальчик скинул куртку и полез вверх.
Учитель. Прочтите слова, которые использовал автор, описывая действия мальчика.
Дети. Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.
Учитель. А можно заменить слово «скинул» куртку словом «снял»?
Дети. Можно, но точнее слово скинул, ведь скинул – это быстро выполнил действие.
Учитель. Замените синонимом слово «бросился».
Дети. Кинулся, полез.
Учитель. Можно сказать, почему он бросился за обезьянкой?
Дети. Нет, мы точно этого не знаем. Но что-то случилось. Ведь «матросы громко смеялись, а мальчик покраснел». Значит, он рассердился, огорчился.
Учитель. А можно ли сказать какой была погода?
Дети. Да, ведь только во время хорошей погоды матросы собрались бы на палубе.
Учитель. А теперь давайте все, о чем мы сказали, выстроим в связный рассказ.
Дети. Был хороший денек. Матросы стояли на палубе. Рядом была обезьянка. Всем было весело, матросы громко смеялись. Вдруг мальчик сбросил куртку и полез вверх за обезьянкой.
3. Формулирование темы и целей урока
Учитель. Как вы думаете, почему мы составляли рассказ, используя именно это предложение?
Дети. Мы будем знакомиться с текстом, в котором есть такое предложение.
Учитель. Хотите познакомиться с рассказом и узнать, как развивались события с героями дальше.
Учитель. Где мы можем прочитать название нового произведения?
Дети. В учебнике.
Учитель. Откройте учебник на с. 161 и прочитайте название произведения. Кто автор рассказа? Что вы знаете о Л. Н. Толстом?
4. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
Слайд 4 (Портрет Толстого)
Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2 лет. У Толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница.
Слайд 5 (Фото Ясной Поляны)
Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебники для детей и сам учил их.
Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!
Слайд 6. (Внутреннее убранство комнаты)
Учитель. Так выглядела комната Л. Н. Толстого, в которой он жил и работал.
Учитель. Какие книги Л. Толстого вы читали?
Слайд 7. (Выставка книг)
5. Работа с текстом
1) словарная работа
Учитель. Прочитайте название рассказа.
Учитель. Что обозначает слово «прыжок»?
Слайд 8 (Высказывание из словаря)
В словаре словом «прыжок» называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
Учитель. Подберите родственные слова к названию текста.
Дети. Прыгать, прыгун.
2) первичное чтение текста учителем
Учитель читает до слов «…все замерли от страха…» и делает остановку.
Прием «Корзина предположений»
Учитель. Попробуем предположить, что может случиться дальше? Поработайте в парах.
Работа в парах
Дети высказывают свои предположения. Учитель дочитывает текст до конца.
Учитель. Совпали ваши предположения с событиями в рассказе? (Высказывания детей)
Учитель. Поделитесь впечатлением о прочитанном тексте. Какой момент рассказа показался наиболее напряженным? Когда вам было особенно страшно?
Учитель. Из-за чего мальчик совершил прыжок? (неоднозначность ответов)
Дети. Крикнул отец, мальчик испугался, стало страшно, хотел быстрее оказаться внизу, но спуститься было нельзя.
Учитель. Почему ответы у всех разные?
Дети. Разное отношение к рассказу, не все поняли, не знаем.
Учитель. Какая возникла проблема? На какой вопрос нам необходимо дать ответ?
Дети. Почему мальчик совершил прыжок?
3) чтение и анализ художественного произведения
Учитель. Вернемся к тексту. Прочтите первый абзац рассказа. О чем нам сообщил автор в этом отрывке?
Дети. Хорошая погода, люди собрались на палубе.
Учитель. Почему автор нам рассказывает о хорошей погоде?
Дети. Эти детали помогут понять настроение людей на палубе, люди устали от путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они наблюдают за играющей обезьянкой.
Учитель. Назовите главных героев рассказа.
Дети. Мальчик, капитан.
Учитель. Что сообщает Толстой о мальчике? Подтвердите словами из текста.
Дети. Сын капитана. Ему 12 лет.
Учитель. Как появилась на корабле обезьяна?
Дети. Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.
Учитель. Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»?
Дети. Стала сильно баловаться, шуметь, играть.
Учитель. Как можно сказать другими словами?
Учитель. Что обезьяна сделала со шляпой?
Дети. Отняла у мальчика и стала рвать.
Учитель. Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте.
Слайд 9. (Выбрать ответ)
Учитель. Почему мальчик полез за обезьянкой? Выберите ответ.
ему было жалко потерянной шляпы;
он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
ему стало стыдно и обидно из-за насмешек матросов.
Учитель. Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
Дети. Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.
Учитель. Каким вы представили себе мальчика в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Работа в группах. Слова записаны на листках.
Слайд 10. (Характеристика мальчика)
смелость
безрассудство
геройство
необдуманность
хвастовство
решительность
самолюбие
Учитель. Итак, какие слова вы подобрали для характеристики героя?
Дети зачитывают выбранные слова и дают объяснение
1. Смелость – трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергнуть себя опасности.
2. Безрассудство – его чувства взяли верх над разумом, над рассудком, и он не контролировал свои действия, им управлял один только задор.
4. Необдуманность – он не стал думать о последствиях.
5. Решительность – мальчик не стал медлить, его движения были быстрыми: он добрался до верха мачты за одну минуту.
6. Самолюбие - ведь насмешки матросов раззадорили его, мальчик обиделся, ему
стало стыдно за себя, что он, сын капитана, не уследил за шляпой, позволил обезьяне над ним насмехаться и дразнить.
Учитель. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте.
Дети читают фрагмент текста, который начинается словами: «Но мальчик очень раззадорился»
Учитель. Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?
Дети. Вошёл в азарт, не смог остановиться, так как хотелось отнять шляпу у обезьянки.
Учитель. Как можно сказать другими словами?
Дети. Разгорячился, разошелся, воодушевился, вошел в азарт, забылся
Учитель. Обратите внимание, какие слова – действия употребил автор, характеризуя действия мальчика.
Дети. Закричал, взобрался, полез, раззадорился, разобрал задор, не отставал, бросил, ступил, глянул, зашатался, размахнулся, прыгнул.
Учитель. Какое расстояние было от мачты до конца перекладины, где висела шляпа?
Дети. Два аршина
Учитель. Что такое аршин?
Дети. Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.
Учитель. Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? Прочтите отрывки.
Дети. Все замерли от страха. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
Учитель. Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан.
Дети читают фрагмент текста, который начинается словами: «В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты»
Учитель. Как вы считаете, прав ли капитан, когда он стал целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Может быть, стоило было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?
Дети. Решительный и грозный крик отца «Застрелю!» и вскинутое ружье заставили мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти сына.
Учитель. Найдите в тексте слова, описывающие поведение капитана.
Дети. Вышел, нёс, увидал, тотчас прицелился, закричал, крикнул, увидал, убежал, плачет.
Учитель. Какими качествами обладал капитан?
Работа в группах.
Дети пишут качества на листочках и затем один зачитывает.
Дети. Находчивый, решительный, бесстрашный, обладает силой духа, умеет принимать решение в сложной ситуации, смог не растеряться в трудной ситуации, уверенность в себе.
Учитель. Подумайте, почему капитан заплакал и убежал в свою каюту?
Дети. Не хотел, чтобы видели слезы. Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.
Учитель. Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк)
Учитель. Вспомним схему составления синквейна.
Слайд 11. (План составления синквейна)
1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного.
2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.
3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.
4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.
5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.
Работа в группах
Дети составляют синквейн, работая вместе, а потом выступают с отчетом. (Может читать один ученик или вся группа)
1 группа – об обезьянке
2 группа – о мальчике
3 группа – о капитане
4) работа с иллюстрациями.
Учитель. Что изображено на иллюстрации? Найти в тексте отрывки, которые соответствуют данным иллюстрациям.
Слайд 12.
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу,
надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Слайд 13.
Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
Слайд 14.
Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»
Учитель. Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Какой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?
Дети. Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.
Учитель. Какую роль сыграл прыжок?
Дети. Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
5) работа с пословицами
Учитель. Какая из пословиц подходит к рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»? Объясните свой выбор. Вы будет работать в парах.
Работа в парах.
Дети обсуждают пословицы и выбирают подходящие, обосновывая свой выбор.
Слайд 15. (Пословицы)
Гордится отец, что сын — храбрец.
Труд кормит и поит.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Смелый поступок - и половина спасенья.
Учитель. Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю?
Дети. Рассказ учит нас преодолеть страх, уметь быстро принимать решении е в сложной ситуации, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.
6. Рефлексия
Слайд 16. (Закончи фразу)
1. Сегодня на уроке я открыл…
2. На уроке меня удивило…
3. Мне на уроке было трудно…
4. Мне захотелось помочь …
5. Сегодня я приобрёл …
Дети выбирают одну фразу и составляют ответ
Учитель. У вас на столах лежат рисунки кораблика. Давайте раскрасим парус кораблю.
Для этого вам надо оценить свою работу на уроке:
Отлично работал и все понял – зеленый парус
Хорошо работал, но остались вопросы – жёлтый парус.
Ничего не понял и не узнал новое - синий парус.
Учитель. Урок окончен. Благодарю Вас за отличную работу и помощь товарищам.
Используемая литература
1. Кораблик http://ja-rastu.ru/uploads/posts/2012-07/1342020576_leto22.jpg
2. Чуракова Н. А. «Литературное чтение. 2 класс». М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
3. Захарова В. В., Серова М. В. «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н. А. Чураковой. 2 класс» Москва: «Вако», 2012 г.
4. Под редакцией Шумаковой Н. Б. «Урок – исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение». М.: Просвещение, 2014г.
5. Разработка урока Бывшевой Жанны Алексеевны по теме: Л.Н. Толстой. "Прыжок" 6. Диск УМК Перспективная начальная школа Лободина Н. В. «Литературное чтение 2 класс». Издательство «Учитель», 2014 г.