Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)
Представлена серия уроков по поставновке и автоматизации звука (Ц). Материал занятий можно использовать как для дошкольников, так и для учеников 1-2-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)»
Звук Ц
(постановка)
Занятие № 1
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Специальные упражнения
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
3. Объявление темы
- Послушай стихотворение: Дети клумбу поливали,
Дети слезы проливали –
Не растут никак цветы,
Можешь им поможешь ты?
- На какой звук начинается слово ЦВЕТЫ?
4. Постановка звука
-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
5.Анализ артикуляции
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы
Язык распластан, а его боковые края напряжены
Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
Струя воздуха вырывается толчком.
Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
6.Закрепление изолированного звука
Игры на звукоподражание
-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц
7.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:
А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З
Опознание из слогов
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:
ОЦ
ЛО
ТА
ЦА
ПЕ
ЕЦ
ДИ
БО
ЦО
ЖИ
СЫ
ЦЫ
Опознание из слов
-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:
цапля
сабля
палка
марка
солнце
варежка
рукавица
синица
сестрица
двери
дверца
книга
книжица
зеркало
зеркальце
Опознание из предложений
- Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:
В цирке медведица бросала кольцо.
Девица вышла на крыльцо накормить цыплят.
Опознание из текста
-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:
Маша – рукодельница.
У нее есть спицы, пяльцы и цветные нитки.
Она пришивает пуговицу к платьицу куклы.
8.Закрепление звука в слогах
-Произноси обратные слоги, правильно говоря звук:
УЦ-УЦ-УЦ
ОЦ-ОЦ-ОЦ
ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ
ИЦ-ИЦ-ИЦ
ЮЦ-ЮЦ_ЮЦ
ЯЦ-ЯЦ-ЯЦ
9.Закрепление звука в словах
-Назови, что ты видишь на картинке:
кузнец
скворец
перец
палец
огурец
холодец
заяц
месяц
боец
певец
колодец
танец
отец
шприц
младенец
голубец
дворец
продавец
гостинец
10Закрепление звука в предложении
-Повторяй за мной предложения:
Во дворе вырыли глубокий колодец.
Мама положила в салат перец.
К скворечнику прилетел скворец.
В гнезде сидел птенец.
По дороге бежал заяц.
11.Итог
-Какой звук отрабатывали на занятии?
Анализ основных положений артикуляции
Заключительное проговаривание
- Четко проговори:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Продавец-молодец,
Подарил нам леденец!
Наш отец – молодец,
Удалец и пловец!
12.Домашнее задание
Придумать слова, начинающиеся на звук Ц
Звуковой анализ слова ЦАПЛЯ
Закончить каждую строчку и проговаривать ее четко:
ЦО-ЦО-ЦО – снесла курица…
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- мои братья…
ЦА-ЦА-ЦА – у крыльца стоит …
Звук Ц
(постановка)
Занятие № 2
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Специальные упражнения
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
3. Объявление темы
- Отгадай загадку:
Живет в болоте.
Любит стоять на одной ноге и ловить лягушат.
- На какой звук начинается слово ЦАПЛЯ?
4. Постановка звука
-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
5.Анализ артикуляции
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы
Язык распластан, а его боковые края напряжены
Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
Струя воздуха вырывается толчком.
Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
6.Закрепление изолированного звука
Игры на звукоподражание
-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц
7.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:
А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З
Опознание из слогов
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:
ЦЫ
РИ
Ли
ЦУ
ДУ
РУ
ТЕ
ЦЕ
ЛЕ
БЫ
ЦЫ
ХИ
МА
ЦА
ДА
Опознание из слов
-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:
цапля
горка
балка
цыганка
дорога
мыльница
операция
столешница
замок
замочек
краюшка
пыльца
кресло
креслице
сахар
сахарница
Опознание из предложений
- Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:
Зайцы летом серые.
Курица вышла на улицу.
Курица кормит цыплят.
У пастуха много овец..
Опознание из текста
-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:
Курица гуляла с цыплятами.
Она нашла в траве кольцо.
Курица положила кольцо на крыльцо.
Бабушка одела кольцо на палец.
8.Закрепление звука в слогах
-Произноси слоги, правильно говоря звук:
ЦА-ЦО-ЦЕ-ЦИ
ЦИ-ЦУ-ЦА-ЦЕ
ЦО-ЦИ-ЦУ-ЦА
9. Закрепление звука в словах
-Назови все предметы , нарисованные на этой картинке, которые содержат звук Ц::
цапля
цель
яйцо
овца
лицо
цепь
оценка
кольцо
цирк
бойцы
цыган
пыльца
певцы
центр
улица
солнце
птица
мельница
блюдце
больница
бубенцы
цыплята
полотенце
операция
мыльница
цыганка
10Закрепление звука в предложении
-Повторяй за мной предложения:
Цапля нацепила на голову цепочку.
На болотной кочке сидит красавица – птица.
Царь и царевна жили во дворце.
Солнце разбудило красавицу – весну.
11.Итог
-Какой звук отрабатывали на занятии?
Анализ основных положений артикуляции
Заключительное проговаривание
- Четко проговаривай за мной по строчкам:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается
Почему ж никто не радуется?
12.Домашнее задание
Придумать слова, имеющие в середине звук Ц
Звуковой анализ слова ЦЫГАН
От каждого слова образовать такое однородное слово, чтобы в нем содержался звук Ц:
Сахар – сахарница
Перец –
Мыло -
Девочка – девица
Мастер –
Зеркало –
Кресло –
Умник -
Звук Ц
(автоматизация)
Занятие № 3
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Объявление темы
Отгадай загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)
Произношение изолированного звука
- Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (Ц – Ц- Ц)
Анализ артикуляции по плану
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы
Язык распластан, а его боковые края напряжены
Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
Струя воздуха вырывается толчком.
Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
Характеристика звука
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы
Язык распластан, а его боковые края напряжены
Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
Струя воздуха вырывается толчком.
Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
Ц – согласный, всегда твердый.
- Какие еще согласные звуки ты знаешь?
Связь звука с буквой
- Посмотри на букву Ц. На что она похожа?
- Напиши букву Ц в воздухе.
- Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Ц.
- Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.
Развитие фонематического слуха
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:
цветок
фокус
доска
самосвал
месяц
младенец
отец
цифры
лампа
свекла
цыпленок
цветы
растение
часы
циркуль
Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.
- Произнеси за мной слоги:
ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица …(яйцо)
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – мои братья …(кузнецы)
ЦА – ЦА – ЦА – у крыльца стоит… ( овца)
Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.
цифры
цапля
цыпленок
циферблат
танец
огурец
молодец
мотоцикл
птица
певица
кузнецы
полотенце
мельница
ученица
пловец
холодец
Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.
- Повторяй предложения:
Семь пятниц на неделе.
Не всякое слово – пословица
Цыплят по осени считают
Конец – делу венец.
- Сколько слов в последнем предложении?
- Составь схему этого предложения.
Закрепление звука в тексте.
- Произнеси вслед за мной по строчке:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему ж никто не радуется?
Итог занятия.
- Какой звук сегодня закрепляли?
- Какой это звук?
- С какой буквой познакомились?
Домашнее задание.
Со словами СКВОРЕЦ и ВОДИЦА придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
Игра «Снежный ком» - продолжить предложение, добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: ЦВЕТЫ ЦВЕТУТ….
- Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)
-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
Объявление темы
-Какой первый звук в слове СВЕТ?
- Какой первый звук в слове ЦВЕТ?
Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
- Как свистит чайник, когда кипит?
( С – С – С)
- А как делает воспитатель, когда вы шумите? ( Ц – Ц – Ц)?
Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
ЗВУК Ц
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы
Язык распластан, а его боковые края напряжены
Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
Струя воздуха вырывается толчком.
ЗВУК С
Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
Губы – в легкой улыбке.
Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
- Чем в артикуляции отличаются эти два звука?
Характеристика звуков
Звук Ц– согласный, всегда твердый.
Звук С – согласный, глухой, твердый или мягкий
Связь звуков и букв
- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – С Ц С Ц …
Развитие фонематического слуха
- Когда услышишь звук С подними букву С, когда услышишь звук Ц – подними букву Ц.
овцы – осы
цирк – сыр
лицо – лиса
цапля – сабля
кольцо – колесо
песня - птица
- Придумайте предложение с любым из этих слов.
Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Повторяй за мной четко:
ЦА – ЦО
АЦА – АСА
ИЦ – ИС – ЫЦ – ЫС
АСУ – АЦУ – ЦЫ – СЫ
ЕЦ – ЕС – ЯС – ЯЦ
ЦУ – СУ – ОЦЫ - ОСЫ
- Какое слово мы произнесли? ( ОСЫ)
- Составь схему этого слова.
Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
- Повторяй за мной слова:
овцы – осы
цирк – сыр
лицо – лиса
цапля – сабля
кольцо – колесо
песня - птица
целина – седина
цедить – сердить
кисель - конница
- Объясни смысл пары слов: КОЛЬЦО и КОЛЕСО
- Сколько слогов в слове КОЛЕСО?
- Сколько звуков в слове КОЛЕСО?
- Дай характеристику каждому звуку.
- Составь схему слова КОЛЕСО,
Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):
У Саши новое …(КОЛЬЦО)
У машины лопнуло…( КОЛЕСО).
- Какие слова по звучанию?
- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
- Что означают эти слова?
- Составь схему второго предложения.
Дифференциация звуков в тексте.
- Поднимай соответствующие буквы:
Это – снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку вдоль страницы
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
-О чем это стихотворение?
-А теперь повтори это стихотворение сам по строчке.
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать?
- В чем различие этих звуков?
Домашнее задание.
Проговори слова и словосочетания. Придумай , проговори предложения с данными словами.