kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена серия уроков по поставновке и автоматизации звука (Ц). Материал занятий можно использовать как для дошкольников, так и для учеников 1-2-х классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)»

Звук Ц

(постановка)

Занятие № 1


1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

    • Специальные упражнения

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

    • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

3. Объявление темы

- Послушай стихотворение: Дети клумбу поливали,

Дети слезы проливали –

Не растут никак цветы,

Можешь им поможешь ты?

- На какой звук начинается слово ЦВЕТЫ?

4. Постановка звука

-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

5.Анализ артикуляции

  • Зубы сомкнуты.

  • Губы в улыбке.

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы

  • Язык распластан, а его боковые края напряжены

  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается

  • Струя воздуха вырывается толчком.

  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:

А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З

  • Опознание из слогов

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:

ОЦ

ЛО

ТА

ЦА

ПЕ

ЕЦ

ДИ

БО

ЦО

ЖИ

СЫ

ЦЫ

  • Опознание из слов

-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:

цапля

сабля

палка

марка

солнце

варежка

рукавица

синица

сестрица

двери

дверца

книга

книжица

зеркало

зеркальце

  • Опознание из предложений

- Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:

В цирке медведица бросала кольцо.

Девица вышла на крыльцо накормить цыплят.

  • Опознание из текста

-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:

Маша – рукодельница.

У нее есть спицы, пяльцы и цветные нитки.

Она пришивает пуговицу к платьицу куклы.

8.Закрепление звука в слогах

-Произноси обратные слоги, правильно говоря звук:

УЦ-УЦ-УЦ

ОЦ-ОЦ-ОЦ

ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ

ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ

ИЦ-ИЦ-ИЦ

ЮЦ-ЮЦ_ЮЦ

ЯЦ-ЯЦ-ЯЦ


9.Закрепление звука в словах

-Назови, что ты видишь на картинке:

кузнец

скворец

перец

палец

огурец

холодец

заяц

месяц

боец

певец

колодец

танец

отец

шприц

младенец

голубец

дворец

продавец

гостинец

10Закрепление звука в предложении

-Повторяй за мной предложения:

Во дворе вырыли глубокий колодец.

Мама положила в салат перец.

К скворечнику прилетел скворец.

В гнезде сидел птенец.

По дороге бежал заяц.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции

  • Заключительное проговаривание

- Четко проговори:

Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.


Продавец-молодец,

Подарил нам леденец!

Наш отец – молодец,

Удалец и пловец!

12.Домашнее задание

  • Придумать слова, начинающиеся на звук Ц

  • Звуковой анализ слова ЦАПЛЯ

  • Закончить каждую строчку и проговаривать ее четко:

ЦО-ЦО-ЦО – снесла курица…

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- мои братья…

ЦА-ЦА-ЦА – у крыльца стоит …






Звук Ц

(постановка)

Занятие № 2


1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

    • Специальные упражнения

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

    • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

3. Объявление темы

- Отгадай загадку:

Живет в болоте.

Любит стоять на одной ноге и ловить лягушат.

- На какой звук начинается слово ЦАПЛЯ?

4. Постановка звука

-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

5.Анализ артикуляции

  • Зубы сомкнуты.

  • Губы в улыбке.

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы

  • Язык распластан, а его боковые края напряжены

  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается

  • Струя воздуха вырывается толчком.

  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:

А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З

  • Опознание из слогов

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:

ЦЫ

РИ

Ли

ЦУ

ДУ

РУ

ТЕ

ЦЕ

ЛЕ

БЫ

ЦЫ

ХИ

МА

ЦА

ДА

  • Опознание из слов

-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:

цапля

горка

балка

цыганка

дорога

мыльница

операция

столешница

замок

замочек

краюшка

пыльца

кресло

креслице

сахар

сахарница

  • Опознание из предложений

- Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:

Зайцы летом серые.

Курица вышла на улицу.

Курица кормит цыплят.

У пастуха много овец..

  • Опознание из текста

-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:

Курица гуляла с цыплятами.

Она нашла в траве кольцо.

Курица положила кольцо на крыльцо.

Бабушка одела кольцо на палец.

8.Закрепление звука в слогах

-Произноси слоги, правильно говоря звук:

ЦА-ЦО-ЦЕ-ЦИ

ЦИ-ЦУ-ЦА-ЦЕ

ЦО-ЦИ-ЦУ-ЦА

9. Закрепление звука в словах

-Назови все предметы , нарисованные на этой картинке, которые содержат звук Ц::

цапля

цель

яйцо

овца

лицо

цепь

оценка

кольцо

цирк

бойцы

цыган

пыльца

певцы

центр

улица

солнце

птица

мельница

блюдце

больница

бубенцы

цыплята

полотенце

операция

мыльница

цыганка

10Закрепление звука в предложении

-Повторяй за мной предложения:

Цапля нацепила на голову цепочку.

На болотной кочке сидит красавица – птица.

Царь и царевна жили во дворце.

Солнце разбудило красавицу – весну.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции

  • Заключительное проговаривание

- Четко проговаривай за мной по строчкам:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается

Почему ж никто не радуется?

12.Домашнее задание

  • Придумать слова, имеющие в середине звук Ц

  • Звуковой анализ слова ЦЫГАН

  • От каждого слова образовать такое однородное слово, чтобы в нем содержался звук Ц:

Сахар – сахарница

Перец –

Мыло -

Девочка – девица

Мастер –

Зеркало –

Кресло –


Умник -

Звук Ц

(автоматизация)

Занятие № 3

  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»


    • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Загнать мяч в ворота»


  1. Объявление темы

  • Отгадай загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)


  1. Произношение изолированного звука

- Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (Ц – Ц- Ц)


  1. Анализ артикуляции по плану

    • Зубы сомкнуты.

    • Губы в улыбке.

    • Кончик языка упирается в передние нижние зубы

    • Язык распластан, а его боковые края напряжены

    • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается

    • Струя воздуха вырывается толчком.

    • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.


  1. Характеристика звука

  • Зубы сомкнуты.

  • Губы в улыбке.

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы

  • Язык распластан, а его боковые края напряжены

  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается

  • Струя воздуха вырывается толчком.

  • Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.

Ц – согласный, всегда твердый.

- Какие еще согласные звуки ты знаешь?


  1. Связь звука с буквой

- Посмотри на букву Ц. На что она похожа?

- Напиши букву Ц в воздухе.

- Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Ц.

- Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.


  1. Развитие фонематического слуха

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:

цветок

фокус

доска

самосвал

месяц

младенец

отец

цифры

лампа

свекла

цыпленок

цветы

растение

часы

циркуль


  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

- Произнеси за мной слоги:

ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица …(яйцо)

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – мои братья …(кузнецы)

ЦА – ЦА – ЦА – у крыльца стоит… ( овца)


  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

цифры

цапля

цыпленок

циферблат

танец

огурец

молодец

мотоцикл

птица

певица

кузнецы

полотенце

мельница

ученица

пловец

холодец


  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

- Повторяй предложения:

Семь пятниц на неделе.

Не всякое слово – пословица

Цыплят по осени считают

Конец – делу венец.

- Сколько слов в последнем предложении?

- Составь схему этого предложения.


  1. Закрепление звука в тексте.

- Произнеси вслед за мной по строчке:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается.

Почему ж никто не радуется?

  1. Итог занятия.

- Какой звук сегодня закрепляли?

- Какой это звук?

- С какой буквой познакомились?


Домашнее задание.

  • Со словами СКВОРЕЦ и ВОДИЦА придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.

  • Игра «Снежный ком» - продолжить предложение, добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: ЦВЕТЫ ЦВЕТУТ….

  • Повторять предложения:

У Танечки разбилось блюдце.

Бегают две курицы прямо по улице.

К платьицу пришили пуговицу.



Ц - С

(дифференциация)

Занятие № 4

  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Лопатка»

Упражнение «Накажем непослушный язычок» - ПЯ-ПЯ-ПЯ

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Упражнение «Сделай язык широким»

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Упражнение «Почистим зубы»

    • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

- Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове СВЕТ?

- Какой первый звук в слове ЦВЕТ?

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

- Как свистит чайник, когда кипит?

( С – С – С)

- А как делает воспитатель, когда вы шумите? ( Ц – Ц – Ц)?

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

ЗВУК Ц

  • Зубы сомкнуты.

  • Губы в улыбке.

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы

  • Язык распластан, а его боковые края напряжены

  • Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается

  • Струя воздуха вырывается толчком.







ЗВУК С

  • Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.

  • Губы – в легкой улыбке.

  • Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.

  • Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.

  • Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

  • Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.

- Чем в артикуляции отличаются эти два звука?

  1. Характеристика звуков

Звук Ц– согласный, всегда твердый.

Звук С – согласный, глухой, твердый или мягкий

  1. Связь звуков и букв

- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – С Ц С Ц …

  1. Развитие фонематического слуха

- Когда услышишь звук С подними букву С, когда услышишь звук Ц – подними букву Ц.

овцы – осы

цирк – сыр

лицо – лиса

цапля – сабля

кольцо – колесо

песня - птица

- Придумайте предложение с любым из этих слов.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

- Повторяй за мной четко:

ЦА – ЦО

АЦА – АСА

ИЦ – ИС – ЫЦ – ЫС

АСУ – АЦУ – ЦЫ – СЫ

ЕЦ – ЕС – ЯС – ЯЦ

ЦУ – СУ – ОЦЫ - ОСЫ


- Какое слово мы произнесли? ( ОСЫ)

- Составь схему этого слова.



  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

- Повторяй за мной слова:

овцы – осы

цирк – сыр

лицо – лиса

цапля – сабля

кольцо – колесо

песня - птица

целина – седина

цедить – сердить

кисель - конница

- Объясни смысл пары слов: КОЛЬЦО и КОЛЕСО

- Сколько слогов в слове КОЛЕСО?

- Сколько звуков в слове КОЛЕСО?

- Дай характеристику каждому звуку.

- Составь схему слова КОЛЕСО,

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

У Саши новое …(КОЛЬЦО)

У машины лопнуло…( КОЛЕСО).

- Какие слова по звучанию?

- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

- Что означают эти слова?

- Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

- Поднимай соответствующие буквы:

Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку вдоль страницы

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

-О чем это стихотворение?

-А теперь повтори это стихотворение сам по строчке.

  1. Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать?

- В чем различие этих звуков?

  1. Домашнее задание.

  • Проговори слова и словосочетания. Придумай , проговори предложения с данными словами.

Сияет солнце…

Синица и скворец…

Артист на сцене…

Лестница на улицу…



Сестрица

Месяц

Ресница

Гусеница

сахарница








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука (Ц)

Автор: Сиденко Оксана Константиновна

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "146796"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419260880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект занятия по постановке звука [р]"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt_zaniatiia_po_postanovkie_zvuka_r"
    ["file_id"] => string(6) "410716"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492756932"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Тема: "Постановка звука Р" "
    ["seo_title"] => string(24) "tiema-postanovka-zvuka-r"
    ["file_id"] => string(6) "229088"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441609223"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект открытого логопедического занятия-развлечения с детьми и родителями "В гостях у звука Р"."
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-otkrytogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-razvliechieniia-s-diet-mi-i-roditieliami-v-ghostiakh-u-zvuka-r"
    ["file_id"] => string(6) "257117"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448279190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства