Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков : " Постановка и автоматизация звука Щ"»
Звук Щ
(постановка)
Занятие № 1
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Общие упражнения
Специальные упражнения
«Чашечка» - рот широко открыт, боковые края и кончик языка загнуты вверх
«Грибок» - рот открыть, язык присосать к небу и удержать его в этом положении
«Маляр» - широким кончиком языка вести по небу от передних зубов вглубь рта
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
3. Объявление темы
4. Постановка звука
-Передвинь язычок вперед, произнося звук Ш и широко улыбнись
- Под язык положить палочку и попросить ребенка: «Произнеси АСЬ» - получится АЩ
5.Анализ артикуляции
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
6.Закрепление изолированного звука
Игры на звукоподражание
- Как шипит картошка на сковороде, когда ее жарят? Пошипи так же.
7.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
- Подпрыгни, если услышишь звук Щ:
Щ Г Л Щ Д Щ Р П Щ Ш Б Ж Щ
Опознание из слогов
- Топни ножкой, если услышишь звук Щ:
ща шо лу щу го ни щи ты ра ща ди ще
Опознание из слов
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук Щ:
лещ
енот
щенок
щеколда
широта
плющ
мороз
помощь
дождь
борщ
корзина
вещи
девочка
товарищи
Опознание из предложений
- Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук Щ:
Маленький щенок пищал под крыльцом.
Для карася и леща щука – опасная рыба.
Товарищ повесил плащ на вешалку.
На чердаке нужны клещи и ящик с гвоздями.
Опознание из текста
- Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук Щ:
Это роща.
В рощу прибежал щенок.
Он жалобно пищал.
Щенок потерял маму…
8.Закрепление звука в слогах
-Проговори цепочки слогов, чтобы звук Щ получился верным:
ЩА-ЩЕ-ЩУ
ЩО-ЩИ-ЩА
ЩЕ-ЩО-ЩИ
ЩУ-ЩА-ЩО
9.Закрепление звука в словах
- Повторяй за мной слова, четко произнося звук Щ:
щи
щит
щель
щука
щеки
щенок
щегол
щавель
шепки
щетина
щеколда
щипцы
вещи
клещи
Кащей
Ящик
Хищник
Площадь
Овощи
Голенище
Удилище
Лещ
Клещ
Плющ
Плащ
10Закрепление звука в предложении
- Повтори предложение:
Товарищи вытащили щуку и леща.
Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.
11.Итог
-Какой звук отрабатывали на занятии?
Анализ основных положений артикуляции
Заключительное проговаривание
Ща-ща-ща- обещаю не пищать
Щу-щу-щу- белье в речке полощу
Ща-ща-ща – Ваня вышел без плаща
Ще-ще-ще- дождь прошел, а он в плаще
12.Домашнее задание
_Придумай слова начинающиеся на звук Щ
-Придумай предложения с данными словосочетаниями и четко их проговаривай. Одно предложение запиши.
Плещут волны..
Вытащили щуку..
Трещит мороз..
Щи из овощей…
Щеглы в роще..
Выучи загадку и проговаривай правильно:
Он длинющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли…
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(дождик)
Звук Щ
(постановка)
Занятие № 2
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Общие упражнения
Специальные упражнения
«Чашечка» - рот широко открыт, боковые края и кончик языка загнуты вверх
«Грибок» - рот открыть, язык присосать к небу и удержать его в этом положении
«Маляр» - широким кончиком языка вести по небу от передних зубов вглубь рта
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
3. Объявление темы
4. Постановка звука
-Передвинь язычок вперед, произнося звук Ш и широко улыбнись
- Под язык положить палочку и попросить ребенка: «Произнеси АСЬ» - получится АЩ
5.Анализ артикуляции
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
6.Закрепление изолированного звука
Игры на звукоподражание
- Какой звук издает щетка, когда ею чистят плащ? Пошипи так – же.
7.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
- Подними руки вверх, если услышишь звук Щ:
Щ Р Щ Д Ж Б Щ И В Щ Ш Э Т Щ
Опознание из слогов
- Напиши букву Щ, когда услышишь звук Щ:
ещ ак ощ ит ищ ащ ас аж иц ищ ав ащ
Опознание из слов
- Посмотри на картинку и назови те предметы, в названии которых есть звук Щ
Опознание из предложений
Напиши букву Щ, когда услышишь звук Щ:
На ветке сидел щегол и щелкал, раздувая щеки.
Каменщик и стекольщик тащили ящик на стройку.
Опознание из текста
- Запомни слова со звуком Щ:
Щука весело жила.
Щеткой воду мела.
Щи варила для гостей.
Угощала пескарей.
8.Закрепление звука в слогах
-Проговори цепочки слогов, чтобы звук Щ получился верным:
АЩ-АЩ-АЩ
УЩ-УЩ-УЩ
ИЩ- ИЩ- ИЩ
ОЩ-ОЩ-ОЩ
9.Закрепление звука в словах
- Отработай произнесение слов, где слог со звуком Щ – ударный:
щепка
щи
щука
щель
щетка
щеки
вращение
помещение
угощение
трещать
ущелье
защита
ищейка
сгущенный
щавель
хищник
10.Закрепление звука в предложении
- Повторяй предложения:
Товарищи оказали существенную помощь.
Крепость – мощная защита.
В роще щебечут щеглы.
Бабушка угостила нас щами и жареной щукой.
11.Итог
-Какой звук отрабатывали на занятии?
Анализ основных положений артикуляции
Заключительное проговаривание
Ты нас, мама , не ищи
Щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
12.Домашнее задание
-Придумай слова со звуком Щ на конце слова.
- Четко проговори и дополни предложения:
Мощеная площадь…
Блещут звезды…
Вкусное угощение…
Хищный зверек…
Одно предложение запиши.
- Назови по порядку все звуки в слове ПЛАЩ.
Дай характеристику каждому звуку.
Звук Щ
(автоматизация)
Занятие № 3
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Маляр»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
Объявление темы
- Произнесите слова ЩЕТКА, ЩЕНОК, ЯЩИК. Какой звук встречается в каждом из этих слов?
Произношение изолированного звука
- Как шипит картошка на сковороде, когда ее жарят? Пошипи так же.
Анализ артикуляции
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
Характеристика звука
Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
Связь звука с буквой
- Звук Щ на письме обозначается буквой Щ
Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лег..
-Рассмотри букву Щ. На что она похожа? Из каких элементов она состоит?
-Напиши букву Щ в воздухе. Напиши букву Щ целую строку.
- Посмотри на доску. Какая буква написана? ( Ш) . дорисуй ее до буквы Щ.
Развитие фонематического слуха
- Сколько раз ты услышишь звук Щ – сосчитай
Петя щепок нащепал.
Щепки в печку насыпал.
Папа печку натопил.
Дед лещей в ней насушил.
А щенок лещей стащил.
Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.
- Что получится, если сначала произнести звук Щ, а потом звук Е?
(ЩЕ)
-Произнеси четко этот слог.
-Запиши этот слог целую строку.
-Придумай слова , начинающиеся на ЩЕ…
(щенок, щегол, щетина, щели, щепки, щека)
Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.
- Произноси за мной четко:
щека
щетина
щеколда
щипцы
площадь
вещи
роща
гонщик
голенище
кипящий
удилище
гудящий
овощи
лещ
клещ
плащ
помощь
овощ
плющ
борщ
товарищ
вещь
хрящ
Какие слова запомнил? Повтори из правильно.
- В слове ЩЕКА сколько звуков?
- Назови первый звук. Дай ему характеристику.
- Назови второй звук. Дай ему характеристику.
-Составь схему этого слова.
Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.
- Составь со словом РОЩА предложение.
(Дети гуляли в роще.)
-Повтори предложение.
- Сколько в предложении слов?
-Назови первое слово…
- Назови второе слово…
- Составь схему предложения.
Закрепление звука в тексте.
- Повторяй за мной по одной строчке:
Счастье для щегла – жирный червячок.
Счастье для щенка – хрящ и сахарок.
Счастье рыбака – щука на крючок.
Счастье грибника – беленький грибок.
Для лентяя счастье – теплая постель,
Пышная подушка и короткий день.
- О чем было стихотворение?
- что любит щегол? Щенок? Рыбак?
- А что любит лентяй?
- Хорошо ли быть лентяем?
Итог занятия.
- Произнесение какого звука мы сегодня закрепляли в речи?
- Дайте характеристику этому звуку.
Домашнее задание.
Игра «Один-два-пять»
Один щегол– два щегла – пять щеглов
Один лещ -…
Один щенок -…
Повторяй пословицы четко. Объясни их смысл ( с родителями):
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Звук Щ
(автоматизация)
Занятие № 4
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Маляр»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
Объявление темы
- Отгадай загадки:
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь в котел попала .
(ЩУКА)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.
(ЩЕТКА)
- Какой первый звук в этих словах?
Произношение изолированного звука
- Как шипит картошка на сковороде, когда ее жарят? Пошипи так же.
Анализ артикуляции
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
Характеристика звука
Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
Связь звука с буквой
- На доске зачеркни все неправильно написанные буквы Щ.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего. Ну что же!
Развитие фонематического слуха
- Сколько раз ты услышишь звук Щ – сосчитай
Небылица
По тропиночке, вдоль рощи,
Колобок катился.
Щеки пышные надул,
Хищной лиске подмигнул,
У щуки в норке скрылся.
- Почему это стихотворение называется небылица?
Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.
ЩАК – ЩУК – ЩИК – ЩЕК
ЛЯЩ – ЛАЩ – ЛЕЩ – ЛЮЩ
ЩЮР – ЩАР – ЩИР – ЩЕР
- Какое слово мы произнесли (ЛЕЩ)
- Сколько слогов в этом слове?
-Произнеси четко это слово.
-Запиши это слово целую строку.
-Придумай предложение с этим словом.
(В реке живет лещ.)
Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.
- Произноси за мной четко:
прощать
угощать
верещать
приобщать
возмещать
пищать
сгущать
сообщать
Какие слова запомнил? Повтори из правильно.
- Чем похожи эти слова ( все слова обозначают действия и оканчиваются на – ЩАТЬ)
Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.
- Отвечай на мои вопросы полным предложением, добавляя слово со звуком Щ
- Как называется детеныш собаки? ( ЩЕНОК)
-Что отлетает , когда рубят дрова? (ЩЕПКИ)
- Какая хищная рыба водится в реке? ( ЩУКА)
- Чем чистят одежду и обувь? ( ЩЕТКОЙ)
- Чего много у осьминога? ( ЩУПАЛЕЦ)
- Составь схему любого предложения.
Закрепление звука в тексте.
- Повторяй за мной по одной строчке:
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась: что за штука.
- О чем было стихотворение?
- Что делал щегол? Щука?
Итог занятия.
- Произнесение какого звука мы сегодня закрепляли в речи?
- Дайте характеристику этому звуку.
Домашнее задание.
Игра « Кто это?»
Точит - точильщик
Носит - …
Пилит - …
Прядет - …
Чинит обувь - …
Барабанит - …
В предложения вставь подходящее по смыслу слово со звуком Щ.
Маленький …. Пищал под крыльцом.
Для карася и леща … - опасная рыба.
Товарищ повесил … на вешалку.
Для ремонта нужны …. и …. с гвоздями.
Щ - Ч
(дифференциация)
Занятие № 5
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Для звука Щ
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Маляр»
Для звука Ч
Упражнение «Хоботок»
Упражнение «Хоботок – улыбка»
Упражнение «Кролик»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Чистим зубы»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Часики»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
Объявление темы
-Какой первый звук в слове ЧЕРНЫЙ?
- А какой первый звук в слове ЩЕКИ?
Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
- Как стрекочет кузнечик в траве? ( Ч-Ч-Ч)
- Как шипит жареная картошка на плите? ( Щ-Щ-Щ)
Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
Для звука Щ
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
Для звука Ч
Губы округлены и слегка подвинуты вперед
Зубы сближены.
Кончик языка поднят к альвеолам верхнего неба.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
При выдохе кончик языка резко отталкивается от неба.
Воздух толчком проходит посередине языка
- Чем в произношении различаются звуки Щ и Ч?
- А чем они похожи?
Характеристика звуков
Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.
Связь звуков и букв
- Посмотри внимательно – похожи ли чем-нибудь буквы Щ и Ч?
- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Ч Щ Ч Щ…
- Напиши букву ту, которую услышишь ( Ч Щ Щ Ч …)
Развитие фонематического слуха
- Когда услышишь звук Щ – подними букву Щ, когда услышишь звук Ч – подними букву Ч.
Челка – щелка
Плач- плащ
Четко – щетка
тащить – точить
Гуща – куча
Пищать – печать
Помечать – помещать
Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Повторяй за мной четко:
ЧА – ЩА
ЧУ – ЩУ
ЧО – ЩО
ЧЕ – ЩЕ
ЧИ – ЩИ
- Какое слово было среди этих слогов ? ( ЩИ)
- Составь схему этого слова.
Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
- Повторяй за мной слова:
щенок – челнок
гончий – гонщик
чехол – щегол
ущелье – ученье
угощать – укачать
- Объясни смысл пары слов: ЧЕЛКА и ЩЕЛКА
- Сколько слогов в слове ЧЕЛКА?
- Сколько звуков в слове ЧЕЛКА?
- Дай характеристику каждому звуку.
Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):
В занавесках была … ( ЩЕЛКА). У Лены короткая …( ЧЕЛКА).
- Какие слова по звучанию?
- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
Дифференциация звуков в тексте.
- Поднимай соответствующие буквы:
Ученый щенок.
Чугунный прочный щит.
Копченые щука и лещ.
Чистить овощи.
Почтовый ящик.
Чистое помещение.
Птичий щебет.
-А теперь повтори эти предложения самостоятельно.
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать?
Домашнее задание.
Придумай с этими словосочетаниями предложения:
Щепотка чая…
Молочная пища…
Чудесное угощение…
Овощная начинка…
Коричневый плащ….
Щ - Ч
(дифференциация)
Занятие № 6
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Для звука Щ
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Маляр»
Для звука Ч
Упражнение «Хоботок»
Упражнение «Хоботок – улыбка»
Упражнение «Кролик»
Упражнение «Грибок»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Чистим зубы»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Часики»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник»
Объявление темы
-Какой первый звук в слове ЩЕТКА ?
- А какой первый звук в слове ЧЕТКО?
Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
- Как стрекочет кузнечик в траве? ( Ч-Ч-Ч)
- Как шипит жареная картошка на плите? ( Щ-Щ-Щ)
Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
Для звука Щ
Губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
Мышцы языка напряжены
Кончик языка поднят к альвеолам
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам
Выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
Для звука Ч
Губы округлены и слегка подвинуты вперед
Зубы сближены.
Кончик языка поднят к альвеолам верхнего неба.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
При выдохе кончик языка резко отталкивается от неба.
Воздух толчком проходит посередине языка
- Чем в произношении различаются звуки Щ и Ч?
- А чем они похожи?
Характеристика звуков
Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.
Связь звуков и букв
- Посмотри внимательно – похожи ли чем-нибудь буквы Щ и Ч?
- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Ч Щ Ч Щ…
- Подними ту букву , которую услышишь ( Ч Щ Щ Ч …)
Развитие фонематического слуха
- Когда услышишь звук Щ – подними букву Щ, когда услышишь звук Ч – подними букву Ч.
Свеча тускло освещала наше жилище.
Ученица получила отличную отметку за сообщение.
Весело щебечут и чирикают щеглы.
Бабушка достала щипцами кусочек сахара.
Щенок забежал в чулан и там пищал.
Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Повторяй за мной четко:
АЧ - АЩ
ЕЧ -ЕЩ
УЩ - УЧ
ОЩ - ОЧ
ЫЧ - ЫЩ
Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
- Повторяй за мной слова:
чаща
щелчок
чащоба
чистильщик
чудовище
щипчики
точильщик
почищу
щелочь
очищение
часовщик
- Объясни смысл пары слов: ПЛАЧ и ПЛАЩ
- Сколько слогов в слове ПЛАЩ?
- Сколько звуков в слове ПЛАЧ?
- Дай характеристику каждому звуку.
Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):
У Толи в руках … ( ПЛАЩ). Мы слышали громкий …. ( ПЛАЧ).
- Какие слова по звучанию?
- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
- Составите схемы этих слов.
- Почему схемы получились одинаковые ?
Дифференциация звуков в тексте.
- Поднимай соответствующие буквы:
Тьма все гуще, гуще,
Дождь все чаще, чаще,
Хищники ночные
Где-то бродят в чаще.
( Б.Заходер)
-А теперь повтори это стихотворение самостоятельно.
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать?
Домашнее задание.
Послушай и перескажи рассказ:
Возле чулана сидел щенок. Он еще совсем маленький. Случайно его лапа попала в щель, и щенок запищал. Мальчики смастерили для щенка ящик, положили на дно старый плащ.