Этап актуализация знаний и пробного учебного действия Цель: обеспечить мотивацию учения, принятие ими цели урока, вспомнить особенности литературного жанра «сказка» ВЫВОД: Знают особенности изучаемого жанра | Побуждающий диалог: (формулирование учебной задачи вместе с учителем - Каждый урок – это открытие нового, неизведанного, это встречи с интересными героями…. - Но с кем мы сегодня познакомимся, вы узнаете. расскажите, просмотрев слайдовую презентацию. (сопровождается отрывком из песни «В гостях у сказки») -К какому литературному жанру относятся данные произведения? - Что такое сказка? - Какой общей темой связаны все герои? - А какие литературные произведения или кинофильмы о маленьких человечках вы знаете? - Как вы думаете, с какими персонажами продолжим своё знакомство? | Внимательно смотрят и слушают Сказка –это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо! Это вымышленные истории со счастливым концом. Это текст, в котором оживают неживые предметы, происходят чудеса Тема маленьких человечков в сказках Опираются на свой жизненный опыт, называют с опорой на презентацию «Самый маленький гном», «Домовёнок Кузя», «Маленький Мук» «Мальчик с пальчик» «Дюймовочка». «Золотой ключик, или приключения Буратино» «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебник изумрудного города». Делают ВЫВОД: Продолжаем знакомство с маленькими человечками в литературе. |
Этап выявления места и причины затруднения Цель: Постановка учебной задачи. Схема на доске: ИТОГ: ставят учебную задачу Этап построения проекта Цель: определить характер героев, формируют вопросы о главных героях по иллюстрации. | - Прочитайте название сказки. - Кто автор сказки? - Как вы считаете, как авторы сказки относятся к своим героям? -Давайте предположим, какими они будут в сказке? - Кто главный герой сказки? - Каким другим словом можно заменить слово «ЧЕЛОВЕЧКИ» ИЛИ кого напоминают маленькие человечки? (ГНОМЫ) ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ РАСПЕЧАТКУ – иллюстрацию ГНОМА) - Что мы должны выяснить на уроке? РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ - Кого вы видите на станицах учебника? - Что необычного и странного? -Рассмотрите человека и скажите, каким нам его показал художник? ИЛИ Что удалось художнику показать на иллюстрации? - Что можно сказать о нем? - Возможно, почему героя так показал художник, мы узнаем из текста. - Но почему художник показал нам этого героя, как вы думаете? ИЛИ Кто ещё будет героем сказки? (ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, возможно из самой сказки) - У нас появились главные герои. На какие вопросы вы хотели бы найдем и получим ответы на уроке? (ИЛИ какие вопросы хотел бы нам задать главный герой? сапожник) НА СХЕМЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТОЧКИ С СИМВОЛОМ (ВОПРОС) между гномом и человеком РАБОТА С СЛОВАМИ. Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология) | Знакомство с названием сказки. Работа с названием и выявление отношения к главным героям авторов. Братья Гримм Доброжелательное отношение, любят их, называют ласково. Такими же добрыми они будут в сказке Человечки ВЫВОД: По названию произведения определяют героев, отношение автора к ним и ставят задачу: ПОЧЕМУ ТАКИМ МАЛЕНЬКИМ ПОСВЯТИЛИ ЦЕЛОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Героев сказки, которые одеты в платья того времени, прическа – парик Он у, его глаза, открытый рот говорят о восхищении, изумлении, удивлении Второй главный герой обычный человек. Дети выдвигают свои предположения ВЫВОД: определяют, почему художник изобразил именно их Дети выдвигают свои предположения СОВЕСТЬ – чувство ответственности за своё поведение и свои поступки перед самим собой, окружающими людьми \толковый словарь школьника, для начальной школы\ |
Этап работы со словами СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА Цель: Работа со словарем, выявление толкования слов (лексическое значение словосочетаний) Итог: Соотносят словосочетания с героями Этап Исследования Текста Цель: Соотнесение внешнего и внутреннего состояния героев ВЫВОД: Это был человек с чистой совестью честный, никого не обижает, ничего плохого не делает, совесть спокойная, не стыдно за поведение ВЫВОД: Все герои сказки добрые, отзывчивые, трудолюбивые. ИТОГ: Все герои сказки добрые, отзывчивые. Нет в сказке отрицательных, негативных персонажей. | СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА (работа в паре) - Нам в тексте встретятся словосочетания (вывешиваются на доску) «ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ» и «ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК» - Подумайте в паре и постарайтесь в своих рассуждениях раскрыть смысл данных выражений) Что они могут означать (внутренне состояние ) - По ходу рассуждений на доске возникает таблица со словами ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК честный, богатый никого не обижает, состоятельный ничего плохого не делает, совесть спокойная, не стыдно за поведение - Из словосочетаний можно сказать, к кому из героев могут быть отнесены выражения?. РАБОТА С ТЕКСТОМ, Перечитайте (восстановите в памяти текст жужжащее чтение) два абзаца СТР 22 1 и 2 абзац (используется электронный учебник) *беседа: - Как автор представляет нам героя? (Кем работал? Кем стал? Почему? Сколько по времени трудился в день?) ВЫВОД: Когда сапожник обеднел, он не жаловался, а раскроил из последнего куска кожи сапоги и лег спать с намерением продолжить работу утром. - О каком внутреннем состоянии героя говорит автор? - Как автор описал его сон? - Какой литературный прием использует автор, чтобы точнее показать его состояние? Что бывает сладким? ВЫВОД: Это был человек с чистой совестью честный, никого не обижает, ничего плохого не делает, совесть спокойная, не стыдно за поведение - Что произошло в доме сапожника утром? (произошло ЧУДО) - Какое предложение можно выбрать из текста и поставить под иллюстрацию? Сапожник очень удивился и не знал, что об этом думать. Это было настоящее чудо сапожного мастерства. - Почему сапоги быстро раскупались? - Как автор говорит словами текста о мастерстве тех, кто это сделал? - Как вы считаете, кто помогал сапожнику? - Почему они решили ему помочь? (обращаются к столбику ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ, ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕЛКА НА СХЕМЕ ОТ ГНОМОВ К ЧЕЛОВЕКУ) - Какими еще это были люди? (трудолюбивые, простые, хорошие люди) ЧТЕНИЕ учителем отрывка из текста ИЛИ АУДИОЗАПИСЬ - Прослушайте отрывок из текста и скажите, как изменилась жизнь сапожника? (Со слов Вскоре явился покупатель……. Стал зажиточным человеком) - В канун, какого великого праздника произошло чудо? В какое время суток? - Какими предстали маленькие человечки перед семьёй сапожника? Обучение интонационному чтению - Перечитайте абзац выделите из текста слова – действия, показывающие быстроту их работы? - Как работали маленькие человечки? - Как вы думаете, почему они не показывались людям? - Как вы думаете, почему сапожник решил узнать, кто ему помогает? - КАКИМ ЕЩЁ ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ? (БЛАГОДАРНЫМ, порядочные, ОТЗЫВЧИВЫЕ) - Почему сапожник и его жена решили сшить одежду человечкам? - Найдите ответ на вопрос в сказке и прочитайте его. (ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕЛКА ОТ ЧЕЛОВЕКА К ГНОМАМ) - Как жена его отреагировала на предложение мужа? - С какой интонацией она это говорит? СТР 23 – 24 - Как мы должны читать этот абзац? Почему? - Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков? - Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду? (УДИВИЛИСЬ, ОБРАДОВАЛИСЬ) - Почему? - КАК ЕЩЕ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ? (БЛАГОДАРНЫМ, порядочные, ОТЗЫВЧИВЫЕ) - Подумайте, чем похожи главные герои? ВНЕШНЕЕ (одежда) и ВНУТРЕННЕЕ СХОДСТВО (доброта) ИЛЛЮСТРАЦИЯ стр 25 (к этому моменту на доске остаются только две картинки – сапожник и гном - между можно поместить одно большое сердце – символ доброты, оба главных героя) | Работают с раздаточным материалом (статья из «Толкового словаря школьника» для начальных классов М. Стрекоза. Работают в паре в течение 1 минуты, высказывают свою точку зрения. ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ (честный, никого не обижает, ничего плохого не делает, совесть спокойная, не стыдно за поведение) ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (богатый состоятельный) В течение 1 – 2 минут перечитывают первые абзацы учебника. Выделяют нужный эпизод Описывают внешний вид Передают устно прочитанную информацию Краткий пересказ отрывка Сапожник, ОБЕДНЕЛ – не сразу стал бедным, возможно, перестали покупаться его изделия, нет денег. С утра и до вечера работал сапожник Совесть Заснул сладким сном (работают с литературным термином) Делают ВЫВОД Поиск необходимой информации из текста Устанавливают причинно- следственные связи Красивыми, аккуратными Выбирают нужные отрывки (информацию) из текста Чисто сделаны, ни одного неровного стежка. Снова обращаются к словам на доске Подбирают слова, характеризующие человека – сапожника: трудолюбивые, простые, хорошие люди Слушают аудиозапись и делают выводы. Стал зажиточным человеком. Выявляют информацию, представленную в скрытом виде В канун Нового года, в полночь Два маленьких голых человечка. Принялись так ловко и быстро колоть, шить, приколачивать своими маленькими ручками Работали без устали, до тех пор, пока не сшили сапоги Выдвигают свои предположения (не хотели, чтобы видели люди, делали просто так свои добрые дела, помогали, не думая на награде) Соотносят свой жизненный опыт с поступками героев Хотели отблагодарить помощников. Находят ответ на вопрос в сказке и читают его. Подбирают слова для характеристики героев Вызвалась помочь ему и даже предложила сою помощь. Выборочное чтение ВЫДЕЛЯЮТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА _ СКАЗКИ ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ДИАЛОГА ЖЕНЫ И МУЖА СТР 23 – 24 Работают над выразительностью чтения Голосом показать добрые намерения, жалостливость жены. Сшить им одежду Выборочное чтение Видимо до сих пор никто так не благодарил маленьких человечков ВЫВОД: Все герои сказки добрые, отзывчивые. Нет в сказке отрицательных, негативных персонажей |