kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению 2 класс 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков»

Технологическая карта урока.

Литературное чтение. 2 класс Б УМК «Планета знаний» автор Э.Э. Кац.

Учитель Л.В.Крупецкая МБОУ СОШ №3 п. Смидович


Тема: Братья Гримм «Маленькие человечки».


ЦЕЛЬ: формирование умения на основе текста оценивать характер и поступки героев, развитие отдельных сюжетных линий, развитие осознанного чтения, творческого мышления, речи, нравственных чувств.


Планируемые результаты:

Предметные:

- выделяют нужный эпизод; подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

- пересказывают фрагменты текста;

- описывают внешний вид персонажа;

- привлекают прошлый читательский опыт персонажей;

- рассказывают о прочитанном;

- обосновывают своё отношение к прочитанному;

– применять различные способы чтения;

– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– выделять эпизод из текста;

– читать по ролям.


Личностные результаты

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

– определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- учитывают выделенные ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

- осмысленно выбирают способ действий;– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные универсальные учебные действия

– пользоваться разными видами чтения;

- самостоятельно находят значения отдельных слов в толковом словаре;

- устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев;

– осуществлять различные формы работы с текстом;

– строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– слушать и понимать речь других;

– задавать вопросы;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- обсуждают героев литературных произведений;

Тип урока: изучение нового

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.


Оборудование:

      • проектор, компьютер,

      • презентация по теме урока,

      • учебник на печатной основе под редакцией Э.Э. Кац 2 часть стр 22 - 25,

      • электронный учебник

      • аудиозапись произведения, музыкальное сопровождение,

      • раздаточный материал;

      • «Толкового словаря школьника» для начальных классов М. Стрекоза.


Этапы урок \\ цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности


Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, все кто пришел к нам сегодня

Здравствуйте, все кто верит доброте

Здравствуйте, все кто не жалея сил

Делится счастьем своим!


- Мне очень захотелось с вами познакомиться и сегодня урок у Вас проведу я, меня зовут Людмила Васильевна.


Организация рабочего места.

Психологический настрой на восприятие учебного материала

  1. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия

Цель: обеспечить мотивацию учения, принятие ими цели урока, вспомнить особенности литературного жанра «сказка»


ВЫВОД:

Знают особенности изучаемого жанра

Побуждающий диалог:

(формулирование учебной задачи вместе с учителем

- Каждый урок – это открытие нового, неизведанного, это встречи с интересными героями….

- Но с кем мы сегодня познакомимся, вы узнаете. расскажите, просмотрев слайдовую презентацию. (сопровождается отрывком из песни «В гостях у сказки»)


-К какому литературному жанру относятся данные произведения?

- Что такое сказка?




- Какой общей темой связаны все герои?


- А какие литературные произведения или кинофильмы о маленьких человечках вы знаете?








- Как вы думаете, с какими персонажами продолжим своё знакомство?


Внимательно смотрят и слушают








Сказка –это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо! Это вымышленные истории со счастливым концом. Это текст, в котором оживают неживые предметы, происходят чудеса


Тема маленьких человечков в сказках


Опираются на свой жизненный опыт, называют с опорой на презентацию

«Самый маленький гном», «Домовёнок Кузя», «Маленький Мук» «Мальчик с пальчик» «Дюймовочка». «Золотой ключик, или приключения Буратино» «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебник изумрудного города».

Делают ВЫВОД:

Продолжаем знакомство с маленькими человечками в литературе.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Цель:

Постановка учебной задачи.








Схема на доске:





ИТОГ: ставят учебную задачу



  1. Этап построения проекта

Цель: определить характер героев, формируют вопросы о главных героях по иллюстрации.

- Прочитайте название сказки.



- Кто автор сказки?


- Как вы считаете, как авторы сказки относятся к своим героям?


-Давайте предположим, какими они будут в сказке?


- Кто главный герой сказки?


- Каким другим словом можно заменить слово «ЧЕЛОВЕЧКИ» ИЛИ кого напоминают маленькие человечки? (ГНОМЫ)


ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ РАСПЕЧАТКУ – иллюстрацию ГНОМА)


- Что мы должны выяснить на уроке?



РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ



- Кого вы видите на станицах учебника?

- Что необычного и странного?

-Рассмотрите человека и скажите, каким нам его показал художник? ИЛИ Что удалось художнику показать на иллюстрации?

- Что можно сказать о нем?

- Возможно, почему героя так показал художник, мы узнаем из текста.

- Но почему художник показал нам этого героя, как вы думаете? ИЛИ Кто ещё будет героем сказки?



(ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, возможно из самой сказки)

- У нас появились главные герои. На какие вопросы вы хотели бы найдем и получим ответы на уроке? (ИЛИ какие вопросы хотел бы нам задать главный герой? сапожник)

НА СХЕМЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТОЧКИ С СИМВОЛОМ (ВОПРОС) между гномом и человеком



РАБОТА С СЛОВАМИ.

Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология)


Знакомство с названием сказки. Работа с названием и выявление отношения к главным героям авторов.

Братья Гримм


Доброжелательное отношение, любят их, называют ласково.


Такими же добрыми они будут в сказке


Человечки





ВЫВОД: По названию произведения определяют героев, отношение автора к ним и ставят задачу:

ПОЧЕМУ ТАКИМ МАЛЕНЬКИМ ПОСВЯТИЛИ ЦЕЛОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ





Героев сказки, которые одеты в платья того времени, прическа – парик



Он у, его глаза, открытый рот говорят о восхищении, изумлении, удивлении


Второй главный герой обычный человек.


Дети выдвигают свои предположения



ВЫВОД: определяют, почему художник изобразил именно их




Дети выдвигают свои предположения





СОВЕСТЬ – чувство ответственности за своё поведение и свои поступки перед самим собой, окружающими людьми \толковый словарь школьника, для начальной школы\

  1. Этап работы со словами

СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА

Цель:

Работа со словарем, выявление толкования слов (лексическое значение словосочетаний)



















Итог: Соотносят словосочетания с героями




  1. Этап Исследования

Текста

Цель: Соотнесение внешнего и внутреннего состояния героев
















ВЫВОД:

Это был человек с чистой совестью

честный,

никого не обижает,

ничего плохого не делает,

совесть спокойная,

не стыдно за поведение





















































































ВЫВОД:

Все герои сказки добрые, отзывчивые, трудолюбивые.












ИТОГ:

Все герои сказки добрые, отзывчивые. Нет в сказке отрицательных, негативных персонажей.

СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА (работа в паре)

- Нам в тексте встретятся словосочетания (вывешиваются на доску)

«ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ» и

«ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

- Подумайте в паре и постарайтесь в своих рассуждениях раскрыть смысл данных выражений) Что они могут означать (внутренне состояние )

- По ходу рассуждений на доске возникает таблица со словами

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

честный, богатый

никого не обижает, состоятельный

ничего плохого не делает,

совесть спокойная,

не стыдно за поведение

- Из словосочетаний можно сказать, к кому из героев могут быть отнесены выражения?.




РАБОТА С ТЕКСТОМ,

Перечитайте (восстановите в памяти текст жужжащее чтение)

два абзаца СТР 22 1 и 2 абзац (используется электронный учебник)



*беседа:

- Как автор представляет нам героя? (Кем работал? Кем стал? Почему? Сколько по времени трудился в день?)






















ВЫВОД: Когда сапожник обеднел, он не жаловался, а раскроил из последнего куска кожи сапоги и лег спать с намерением продолжить работу утром.


- О каком внутреннем состоянии героя говорит автор?


- Как автор описал его сон?


- Какой литературный прием использует автор, чтобы точнее показать его состояние? Что бывает сладким?


ВЫВОД: Это был человек с чистой совестью

честный,

никого не обижает,

ничего плохого не делает,

совесть спокойная,

не стыдно за поведение




- Что произошло в доме сапожника утром? (произошло ЧУДО)


- Какое предложение можно выбрать из текста и поставить под иллюстрацию?

  • Сапожник очень удивился и не знал, что об этом думать.

  • Это было настоящее чудо сапожного мастерства.


- Почему сапоги быстро раскупались?



- Как автор говорит словами текста о мастерстве тех, кто это сделал?


- Как вы считаете, кто помогал сапожнику?

- Почему они решили ему помочь? (обращаются к столбику ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ, ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕЛКА НА СХЕМЕ ОТ ГНОМОВ К ЧЕЛОВЕКУ)


- Какими еще это были люди? (трудолюбивые, простые, хорошие люди)



ЧТЕНИЕ учителем отрывка из текста ИЛИ АУДИОЗАПИСЬ

- Прослушайте отрывок из текста и скажите, как изменилась жизнь сапожника? (Со слов Вскоре явился покупатель……. Стал зажиточным человеком)


- В канун, какого великого праздника произошло чудо? В какое время суток?




- Какими предстали маленькие человечки перед семьёй сапожника?


Обучение интонационному чтению


- Перечитайте абзац выделите из текста слова – действия, показывающие быстроту их работы?


- Как работали маленькие человечки?




- Как вы думаете, почему они не показывались людям?






- Как вы думаете, почему сапожник решил узнать, кто ему помогает?


- КАКИМ ЕЩЁ ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ? (БЛАГОДАРНЫМ, порядочные, ОТЗЫВЧИВЫЕ)



- Почему сапожник и его жена решили сшить одежду человечкам?

- Найдите ответ на вопрос в сказке и прочитайте его.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕЛКА ОТ ЧЕЛОВЕКА К ГНОМАМ)




- Как жена его отреагировала на предложение мужа?

- С какой интонацией она это говорит? СТР 23 – 24



- Как мы должны читать этот абзац? Почему?




- Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков?


- Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду? (УДИВИЛИСЬ, ОБРАДОВАЛИСЬ)


- Почему?

- КАК ЕЩЕ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ? (БЛАГОДАРНЫМ, порядочные, ОТЗЫВЧИВЫЕ)

- Подумайте, чем похожи главные герои? ВНЕШНЕЕ (одежда) и ВНУТРЕННЕЕ СХОДСТВО (доброта)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ стр 25

(к этому моменту на доске остаются только две картинки – сапожник и гном - между можно поместить одно большое сердце – символ доброты, оба главных героя)


Работают с раздаточным материалом (статья из «Толкового словаря школьника» для начальных классов М. Стрекоза.




Работают в паре в течение 1 минуты, высказывают свою точку зрения.

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ (честный, никого не обижает, ничего плохого не делает, совесть спокойная, не стыдно за поведение)

ЗАЖИТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (богатый состоятельный)










В течение 1 – 2 минут перечитывают первые абзацы учебника.





Выделяют нужный эпизод

Описывают внешний вид


Передают устно прочитанную информацию


Краткий пересказ отрывка



















Сапожник, ОБЕДНЕЛ – не сразу стал бедным, возможно, перестали покупаться его изделия, нет денег. С утра и до вечера работал сапожник


Совесть


Заснул сладким сном (работают с литературным термином)


Делают ВЫВОД











Поиск необходимой информации из текста



Устанавливают причинно- следственные связи






Красивыми, аккуратными

Выбирают нужные отрывки (информацию) из текста

Чисто сделаны, ни одного неровного стежка.



Снова обращаются к словам на доске





Подбирают слова, характеризующие человека – сапожника: трудолюбивые, простые, хорошие люди




Слушают аудиозапись и делают выводы. Стал зажиточным человеком.



Выявляют информацию, представленную в скрытом виде


В канун Нового года, в полночь


Два маленьких голых человечка.





Принялись так ловко и быстро колоть, шить, приколачивать своими маленькими ручками


Работали без устали, до тех пор, пока не сшили сапоги



Выдвигают свои предположения (не хотели, чтобы видели люди, делали просто так свои добрые дела, помогали, не думая на награде)


Соотносят свой жизненный опыт с поступками героев

Хотели отблагодарить помощников.

Находят ответ на вопрос в сказке и читают его.


Подбирают слова для характеристики героев




Вызвалась помочь ему и даже предложила сою помощь.

Выборочное чтение

ВЫДЕЛЯЮТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА _ СКАЗКИ




ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ДИАЛОГА ЖЕНЫ И МУЖА

СТР 23 – 24


Работают над выразительностью чтения

Голосом показать добрые намерения, жалостливость жены.


Сшить им одежду



Выборочное чтение



Видимо до сих пор никто так не благодарил маленьких человечков






ВЫВОД:

Все герои сказки добрые, отзывчивые. Нет в сказке отрицательных, негативных персонажей

Этап закрепления с комментирование во внешней речи.

Цель:

Определить нравственные позиции героев с опророй на схему «на добро отвечают добром»



ИТОГ: Объясняют суть сказки (Не изменилось внутреннее состояние мир героя)


Самостоятельное чтение и

Анализирующее коллективное наблюдение

- прочитайте песенку маленьких человечков.

- какая пословица скрыта в песенке?




- Как вы думаете, почему человечки ушли?

- Где они сейчас могут быть?


- Изменился ли сапожник, когда снова стал богат?

ВЫДЕЛЯЮТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА _ СКАЗКИ

Самостоятельно читают песенку, подбирают пословицу к ней «Сделал дело – гуляй смело», «Делу время, а потехе час»

Делают свои выводы на основе прочитанной сказки

Эти люди больше не нуждаются в их помощи, пошли искать таких же трудолюбивых, добрых, чтобы помочь им.

НЕТ

Этап включения в систему знаний

Цель: соотношение пословиц с основной мыслью сказки.






Итог: выбирают нужную пословицу к тексту

Работа над образными выражениями

-У вас на столах есть конверты, откройте их.

Сейчас вам предстоит собраться в группы по цвету листочков.

- Что у вас на картинках? (комплект одежды подаренной семьей)

- Переверните листики, и вы увидите слова.

- Сложите правильно их, чтобы получились пословицы.

- Какой общей темой они объединены?

- Подумайте, какая из них ярче и глубже выражает, раскрывает нашу сегодняшнюю тему.



Достают листики, собираются в группы, складывают пословицу и зачитывают.


Вывешивают на доске


  • Жизнь дана на добрые дела.

  • С добрым жить хорошо.

  • Добра желаешь, добро и делай

  • Твори добро, чтобы тебя добро нашло.

  • Добрые дела дороже денег.

  • За добро добром платят

Определяют основную мысль

Выбирают одну «ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ»

Этап рефлексии


Итог: делают вывод по сказке

- Какой особенный внутренний мир сапожника и маленьких человечков открыл нам писатель?

- Чему мы сможем научиться у героев сказки?

- Какую профессию раскрыл автор в своей сказке?


Мир доброты, взаимовыручки, благодарности за добрые дела и постутки


Домашнее задание

Сегодня я хочу Вам подарить маленькие сердечки, такие же, как и у наших героев. Но совершая добрые дела они будут расти и дадут свои плоды.

На обратной стороне домашнее задание.

Задание 5 в РТ на стр. 6 – 7 по выбору
























ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:


?


?



?



Домашнее задание на доске может быть в виде большого сердца, после урока каждый сможет взять себе любое, а на обратной стороне задание творческого характера из учебника.



















































































Жизнь

дана


добрые


на

дела





С



жить

хорошо.


добрым








За



добром


добро



платят.


добра



и


желаешь

добро

делай.





Жизнь дана на добрые дела.

С добрым жить хорошо.

Добра желаешь, добро и делай

Твори добро, чтобы тебя добро нашло.

Добрые дела дороже денег.

За добро добром платят.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспекты уроков

Автор: Людмила Васильевна Крупецкая

Дата: 10.03.2023

Номер свидетельства: 627237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока с презентацией по немецкому языку "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-niemietskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "141250"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418068903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: Графический редактор Paint "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-grafichieskii-riedaktor-paint"
    ["file_id"] => string(6) "170988"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423627666"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока литературы  в 5-ом классе "Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-om-klassie-tiema-i-idieia-rasskaza-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik"
    ["file_id"] => string(6) "192709"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427507534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Школа, школьные предметы" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-shkola-shkol-nyie-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "109620"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404826315"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока  обучения грамоте "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175629"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства