Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития произвольного внимания и наблюдательности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития произвольного внимания и наблюдательности.
Тип урока
Комбинированный
Предметные планируемые результаты
Обучающиея узнают: что изучает наука «Математика»; научатся: ориентироваться по учебнику и рабочей тетради; находить в учебнике и объяснять уловные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий и отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов)
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения в школе. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки и принятия таких базовых ценностей, как «добро», «Родина», «семья», «природа», «терпение».
Регулятивные. Научатся: принимать и охранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Получат возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, одноклассниками; организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Познавательные. Научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ; понимать знаки, символы. Получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; обобщать анализируемые объекты; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные. Научатся: использовать в общении правила вежливости. Получат возможность научиться: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для окружающих высказывания.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Основное содержание темы, понятия и термины
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием порядковых и количественных числительных)
Основные источники информации
1. Моро М. И. Математика, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2014.
2. Моро М. И. Тетрадь по математике №1, 2. 1 класс/ М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. Просвещение, 2014
- Как вы думаете, для чего нужно изучать математику, как она пригодится вам в жизни?
- Изучать математику нам поможет верный товарищ – учебник. Он состоит из двух частей – книг. Авторы учебника Моро, Волкова, Степанова. Рассмотрите первые странички учебника. Кто знает, как надо правильно обращаться учебником, чтобы он оставался таким же новым и красивым?
- Не забывайте, что учебник можно брать лишь чистыми руками; писать и рисовать на его страницах нельзя; надо помнить, что так же, как и людям, учебнику нужна одежда – это его обложка.
- На уроках математики нам понадобятся тетради в клетку, счётный материал, математический «веер» и рабочие тетради № 1 и № 2 на печатной основе для 1 класса. Авторы тетрадей на печатной основе – Моро и Волкова.
- Кто уже догадался, для чего нужны рабочие тетради на печатной основе?
- Мы будем писать в них, рисовать и раскрашивать в специально отведённых для этого местах.
IV. Составление рассказа по сюжетным картинкам. ( Используется презентация).
Слайд 1.
- Вы уже стали учениками школы. А куда пойдут герои мультфильма «Смешарики»?
- Верно, они тоже будут учиться в школе. Как вы поняли это? Расскажите, что и кого вы видите на слайде. Это школа, там есть учитель – Лосяш. Давайте вспомним, как надо вести себя в школе? Что вы посоветуете Смешарикам?
Слайд 2.
- Рассмотрите внимательно следующий слайд и расскажите, кого вы видите. В своём рассказе используйте слова «справа», «слева», «сзади», «впереди», «больше», «меньше», «ниже», «выше».
V. Упражнения в счёте предметов.
1. Дидактические упражнения в счёте предметов.
- Скажите, нужно ли людям уметь считать? Зачем? А вы умеете считать?
- Приглашаю к доске 10 учеников. Встаньте, пожалуйста, в шеренгу.
- Кто может посчитать детей, стоящих у доски? ( 3-4 ученика отвечают). Молодцы! Все, кто стояли возле доски, могут сесть на свои места.
2. Работа по учебнику.
- Возьмите учебник математики, его 1 часть. Найдите и откройте страницу 4. Помогите соседу, если ему трудно найти страничку. Возьмите математические «вееры».
- Вы уже были учениками на уроке, а сейчас вы побудете учителями. Используя слово «сколько», задавайте по картинке вопросы друг другу. Например: «Сколько морковок у зайчиков?» Помните, прежде чем спросить, надо поднять руку, дать сигнал учителю. Все, кто может, покажите ответ на вопрос с помощью «веера».
VI. Физкультурная минутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
VII. Формирование порядковых представлений.
1. Подготовка к восприятию порядковых числительных.
- Ребята, пока мы работали на уроке, смешарики тоже что-то интересное изучали на уроке математики. Учитель Лосяш загадал своим ученикам загадку. «Прошло 7 дней – конец и ей». Смешарики не отгадали эту загадку. Поможем им?
- Верно, это неделя. Лосяш попросил смешариков по порядку назвать дни недели. Они назвали дни недели, но не по порядку. Кто из вас сможет правильно ответить?
- Повторим хором названия недели. Один из вас снова будет учителем: будет называть дни недели по порядку, а вы будете повторять.
2. Формирование умения считать предметы по порядку. (Используется презентация).
- Сейчас вы внимательно послушаете стихотворение Ирины Счастневой и запомните, какие животные жили у бабушки, кто был первым, вторым, третьим и так далее – до десятого.
Как у бабушки моей
Во дворе полно зверей.
Первый зверь – корова Зорька,
Второй – козёл рогатый Борька,
Три – весёлый петушок,
На бок красный гребешок,
А четыре – это свинка,
Грязный пятачок и спинка.
Ну а куры – это пять.
Буду семьями считать:
Шесть – утята с мамой уткой,
Семь – щенки с собакой в будке,
Восемь – голуби на крыше,
Девять – это будут мыши.
Ну а 10 – это гусь,
Больше всех его боюсь.
- Кто запомнил, какое животное было в стихотворении первым, вторым, третьим и т. д.?
- Посмотрим презентацию и проверим, правильно ли вы ответили. В презентации животные и их семьи появятся в том же порядке, что и в стихотворении. (Слайды 3 – 14).
VIII. Работа с геометрическим материалом.
На доске – геометрические фигуры (учебник, страница 5). У учителя – кукла «Незнайка».
- Незнайку попросили среди этих фигур найти все круги. Он оставил такие фигуры…(Учитель показывает, убирая все красные фигуры, но оставляя их в поле видимости детей).
- Незнайка справился с заданием?
- Объясните, почему он не справился? (Объединил фигуры по цвету).
- Как правильно выполнить задание? Помогите Незнайке, кто сможет правильно расположить фигуры на доске?
- Назовите фигуры, которые мы убрали (квадрат, треугольник). Назовите фигуру, которую мы добавили (Жёлтый круг).
- Откройте свои тетради и нарисуйте квадрат, круг, треугольник.
- Проверьте работу друг друга (взаимопроверка в парах).
XI. Рефлексия учебной деятельности.
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- Над чем ещё надо поработать?
X. Итог урока.
- Вспомните, какие задачи мы ставили для себя в начале урока, чему мы должны были научиться?
- Мы справились, выполнили задачи урока?
- На какие вопросы мы отвечали? (Сколько? На каком месте?)