kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку «Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного предъявления новых знаний и  способов учебных действий.

Перед детьми ставится цель: принять новый термин "сложные слова", понять как образуются сложные слова и уметь находить в них соединительную гласную.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»»

Технологическая карта


Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Лаврентьева Светлана Ивановна

Школа, класс

МКОУ «СОШ № 4» г. Миньяра, 2 А класс

Тема урока

«Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»


Тип урока

урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий


Цель изучения (целевые установки урока):

- введение понятия «сложные слова»; 

- осваивать процесс образования сложных слов:

определять какие два слова принимали участие в образовании сложного слова;

находить букву соединительного гласного в сложном слове;

- формировать умение образовывать сложные слова


Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий


Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе; продолжить  формирование  учебно-информационных умений  учащихся, умения выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы).


Материально-техническое обеспечение урока

ютер, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы № 2, листы – карточки

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)




- Запишите дату, классная работа


-Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

Записывает дату, классная работа.

Следит за посадкой при письме.


П.: Уметь оформлять записи в тетради.

К.: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: Целеполагание

Л.: Самоопределение

  1. Актуализация учебной деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

а)Минутка чистописания







Игра «Угадай буквы»

(Разрезанные буквы Е и О собирают в парах).

























Словарная работа




- На момент чистописания

Я приготовила вам задание:

В парах вы сейчас с друзьями

Угадайте буквы сами.






-Какие же буквы получились?

- Итак, это буквы О, Е.

- Дайте характеристику этим буквам как звукам.

- С какой орфограммой связаны звуки этих букв?

-В каких случаях буква е обозначает два звука?



-Итак, чистописание.

- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?

- Обведите любым цветным карандашом самые удачные, красивые на ваш взгляд написанные буквы.



Весело, браслет, морковь, медведь, город, деревня.

- Что заметили при записи этих слов?




Слушают стихотворение









Собирают буквы в парах, называют их.

-Они гласные





-Орфограмма «безударные гласные»

- Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительного ъ и ь знаков.


Учащиеся пишут буквы о, е, слоги

ло ле мо ме ро ре





Обмениваются тетрадями, оценивают работу соседа



Под диктовку учащиеся записывают слова, ставят ударение и подчеркивают буквы, которые нужно запомнить:

- В этих словах есть слоги из чистописания.









К.: умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром;

Р.: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

П.: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую











П.: Уметь оформлять записи в тетради.



К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме

П.: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Л.: умение оценивать общечеловеческие, общероссийские ценности

Р.: сличение способа действия и результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  1. Физкультминутка для глаз


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Гимнастика для глаз






-Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)

Выполняют гимнастику для глаз.

Регулятивные, личностные, здоровьесберегающие.

  1. Постановка темы урока и учебных задач

Постановка проблемного вопроса.

Фиксация затруднения в деятельности










- Какую работу мы выполняли, чтобы убедиться что всё написано красиво и аккуратно?

-А умеете ли вы писать слово самопроверка?

-Сейчас проверим.

-Запишите слово «самопроверка» в тетради.

- Какое затруднение у нас получилось?








-Делали самопроверку







Пишут слово

Под руководством учителя формулируют цель и тему урока «Сложные слова»





Р.: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать;

П.: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р.: планирование, прогнозирование;

П.: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;


  1. Выполнение пробного учебного действия


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Построение проекта выхода из затруднения, постановка учебных задач






СЛАЙД 1.








СЛАЙД 2.

Видите, у нас появились разногласия. Давайте решать нашу проблему.

- Что можете сказать об этом слове?

-Какая тема урока у нас сегодня?

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

- Какие знания и умения нам понадобятся на уроке?

План

1.Что такое сложные слова?

2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3.Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

Давайте узнаем, что обозначает слово самопроверка

-Сколько слов нам понадобилось, чтобы составить это слово?

-Какую часть слова взяли у этих слов? Какие?

- Как называется действие в математике которое имеет такой же корень, как и слово сложные?
- Так что сделали с корнями слов?

- Как называются такие слова?

- Какая гласная понадобилась, чтобы соединить эти два корня?

- Как называется такая гласная?




Под руководством учителя формулируют цель и тему урока «Сложные слова»

Это сложное, интересное, необычное слово.

Сложные слова

Мы должны узнать, как называются такие слова в русском языке. Как они образовываются и пишутся.



Составляют и проговаривают план действия с помощью учителя.




Под руководством учителя выполняют составленный план действий.



Отвечают на вопросы учителя.


Два: сам, проверял



Корень: сам, провер.




Сложение



Сложили(соединили)


Сложными


-о-


соединительная

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Физкультминутка





Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем – вы топаете.

Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход, утюг, пылесос, машина, самовар, пароварка.












Учащиеся выполняют действия.

Регулятивные, личностные, здоровьесберегающие.


  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)





СЛАЙД 3.

Ответим на второй вопрос нашего плана.

вод пад мор ход

снег пад камн пад

глаз мер пеш ход

- Какие гласные вы вставили?

- Какой вывод можем сделать?











-о-, -е-


-Соединительная гласная  о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных


Р.: Обнаружить и сформулировать учебную проблему,

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; классификация


  1. Закрепление и применение новых знаний

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика





СЛАЙД 4.






СЛАЙД 5.









СЛАЙД 6.





СЛАЙД 7.





СЛАЙД 8.





СЛАЙД 9.






СЛАЙД 10.


















Работа в группе

1. - Маша и Миша приготовили для вас загадки.

1.В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это?


2. Рогачей видал немало,
Но такие не встречались,
Чтоб с рогами на носу,
Проживает не в лесу,
Не олень это, не лось,
В Африке его найдешь.
Там у речки, иль болота,
Можно встретить…


3. Рог изогнут впереди.

Панцирь очень крепкий.

Он силён, как муравей,

Но в природе редкий.


4. Пол в квартире изучает,
За порядок отвечает.
Хоть имеет длинный нос,
Он не слон, он…

5. В синем небе крошка
Протоптал дорожку.
На землю спустился,
Еле уместился.

6. Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальет.

7. Режу лёд я мощной грудью,
Кораблям очищу путь я.
Ведь, как самый старший брат,
Кораблям помочь я рад.

Сделаем вместе вывод.



-Давайте запишем эти слова и понаблюдаем, как же они образованы?

Запись в тетрадь:

Листопад, носорог, жук-носорог, пылесос, самолет, самовар, ледокол.

Учитель организует работу в группах.














Листопад



Носорога









Жук – носорог





Пылесос




Самолет






Самовар



Ледокол




-Все эти слова называются СЛОЖНЫМИ, потому, что они сложены из двух слов.






Дети записывают слова





Команда получает задание: из толкового словаря выбрать сложные слова по изученной теме и выписать их значения.

(Подсказка: вагоновожатый, душегрейка, лукоморье, пустозвон, светлоокий, узкоколейка).

Капитан отвечает с места, группа помогает.

Если работа выполнена, поднять карточку «+» вверх.


П.: уметь «раскрывать тайну» названия предмета, происхождение слов;

уметь правильно вставлять в слова соединительные гласные;


К.: развиваем умение работать с информацией,

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Р: прогнозирование;

Л.: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;





































П.: Уметь оформлять записи в тетради.



К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К.: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

П.: умение самостоятельно формулировать вывод

К.: формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


СЛАЙД 11.














СЛАЙД 12.













СЛАЙД 13.

1. Подведём итог.

-Скажите, какова была цель нашего урока?

-Достигли ли мы этой цели? Научились это делать?

-Что мы узнали нового на уроке?

-Что знаем теперь хорошо?

-Что смогли сделать сами?

2. Как оцениваете свою работу на уроке?

Покажите смайлик с выбранным цветом:

Отлично – зелёный

Хорошо – жёлтый

Не очень хорошо – красный.


3. Домашнее задание.






Оформляют самооценку учебной деятельности соответствующего цвета.





















Слушают алгоритм выполнения д\з.

учебник с. 92, РТ с. 45 упр. 59




Р.: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.











Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности







Р.: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лаврентьева Светлана Ивановна

Дата: 17.10.2021

Номер свидетельства: 588716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnyie_slova_slozhieniie_dvukh_osnov"
    ["file_id"] => string(6) "348039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476110006"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422607491"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства