kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи урока:

 1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

 2.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

 3.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, смелость, решительность.

Оборудование: шляпы, игрушечный котик, аудиозапись рассказа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями, кластер с портретом Н.Носова, иллюстрации к рассказу, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Тип урока: изучение нового материала.

 

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.
  2. Проверка домашнего задания.

-Проверим домашнее задание. Какой  рассказ читали  на прошлом уроке? ( «Затейники» Н. Носова)

- Какие слова, близкие по значению,  вы подобрали к слову «затейники»? (фантазеры, выдумщики, весельчаки).

  1. Актуализация знаний.

Носов- детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- Название произведения зашифровано на слайде.

Слайд:   « ЖВИЯА   ( рисунок шляпы)

- Угадали? «Живая шляпа».

- А кто из вас знает, что такое шляпа?

-  Значение слова «шляпа»  в толковом словаре трактуется так: ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ.  (слайд)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.). (Слайд).

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

4. Целеполагание.

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

Словарная работа:

Кочерга –толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. (слайд). Используется для перемещения дров в печи и выгребания углей.

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. (слайд)

 

-Каким словом можно заменить слово-Треснуть?  ( ударить).

-А слово – Плюхнулось? –(тяжело упало).

Соскочить (с дивана)- спрыгнуть вниз

Швырять- бросать с силой

Фыркать- с шумом выпускать воздух

5. Первичное целостное восприятие произведения

6. Проверка первичного восприятия текста.

-Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Какое настроение он у вас вызвал?

ФИЗМИНУТКА (на движение) 

7. Повторное восприятие и анализ содержания.

Чтение  1 части –до слов « как позади что-то плюхнулось- упало на пол»

-Как звали кота? (Васька)

-Где сидел Васька?(На полу, возле комода)

-Что он делал в начале рассказа? (ловил мух)

- Что плюхнулось на пол?(шляпа)

– О чём эта часть рассказа?

– Как можно озаглавить эту часть? (Вовка и Вадик раскрашивали картинки). (Что-то плюхнулось). (Шляпа на комоде).

  (Заголовки написать на листочках и повесить на доску).

Чтение 2 части- до слов «тут шляпа повернулась и поползла к дивану».

-Как звали мальчиков - героев этого рассказа?(Володя и Вадик)

-Что же так испугало ребят? (шляпа)

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми.(да).

-  Докажите словами из текста.(Разве шляпы бывают живые?).

- Объяснение выражение «тряслись от страха»? (боялись).

– О чём эта часть рассказа? (      )

– Придумайте название этой части. (Шляпа живая!). (Испуг).

 

Чтение 3 части- до слов «кто-нибудь за веревочку дергает».

- Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе). (они очень испугались)

А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).

- Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте). («Пойду к себе домой. Шляпы боюсь»)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики трясутся от страха)

– Придумайте название этой части. (Страх)

Чтение 4 части до слов - «шляпа как подскочит кверху).

- Кто из мальчиков был смелее? (Вадик).

- Докажите предложениями из текста. (« Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну»).

-Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? (взяли кочергу и палку).

 

-Как вела себя шляпа? (лежала возле стола и не двигалась)

- Почему?

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Стрельба картошкой).  (Атака).

Чтение 5 части до конца.

- Как раскрылась тайна живой шляпы?(кошка закричала «мяу»)

- Что сначала высунулось из-под шляпы?(серый хвост)

- Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?(да)

- Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?(Вовка)

- Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?(схватил Ваську и стал его обнимать).

- Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?(фыркал и жмурился от света).

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?(страх, боязнь). Ему было страшно.

- Останутся котёнок и Вадик друзьями? (да)

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет).

–О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

- Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение. Радость).

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы). (Радость)

-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ).  Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором переживаем и  посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

8. Итог урока. 

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Так почему же автор назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Под ней был котёнок, она двигалась, словно живая).

- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Как автор относится к героям своего произведения? (он над ними посмеивается, ребята ему нравятся).

В рассказе "Живая шляпа" мораль преподносится с чувством юмора. Данный рассказ учит ребят быть смелыми, так как их страхи могут оказаться беспочвенными. Дружба может стать главным помощником в решении любых трудных ситуаций.

9. Домашнее задание: еще раз прочитать рассказ, пересказать.  

10. Оценки.

- Спасибо за урок! (слайд)

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "живая шляпа"»

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

2.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

3.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, смелость, решительность.

Оборудование: шляпы, игрушечный котик, аудиозапись рассказа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями, кластер с портретом Н.Носова, иллюстрации к рассказу, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

  1. Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.

  2. Проверка домашнего задания.

-Проверим домашнее задание. Какой рассказ читали на прошлом уроке? ( «Затейники» Н. Носова)

- Какие слова, близкие по значению, вы подобрали к слову «затейники»? (фантазеры, выдумщики, весельчаки).

  1. Актуализация знаний.

Носов- детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- Название произведения зашифровано на слайде.

Слайд: « ЖВИЯА ( рисунок шляпы)

- Угадали? «Живая шляпа».

- А кто из вас знает, что такое шляпа?

- Значение слова «шляпа» в толковом словаре трактуется так: ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. (слайд)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.). (Слайд).

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

4. Целеполагание.

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

Словарная работа:

Кочерга –толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. (слайд). Используется для перемещения дров в печи и выгребания углей.

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. (слайд)


-Каким словом можно заменить слово-Треснуть?  ( ударить).

-А слово – Плюхнулось? –(тяжело упало).

Соскочить (с дивана)- спрыгнуть вниз

Швырять- бросать с силой

Фыркать- с шумом выпускать воздух

5. Первичное целостное восприятие произведения

6. Проверка первичного восприятия текста.

-Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Какое настроение он у вас вызвал?

ФИЗМИНУТКА (на движение) 

7. Повторное восприятие и анализ содержания.

Чтение 1 части –до слов « как позади что-то плюхнулось- упало на пол»

-Как звали кота? (Васька)

-Где сидел Васька?(На полу, возле комода)

-Что он делал в начале рассказа? (ловил мух)

- Что плюхнулось на пол?(шляпа)

– О чём эта часть рассказа?

– Как можно озаглавить эту часть? (Вовка и Вадик раскрашивали картинки). (Что-то плюхнулось). (Шляпа на комоде).

(Заголовки написать на листочках и повесить на доску).

Чтение 2 части- до слов «тут шляпа повернулась и поползла к дивану».

-Как звали мальчиков - героев этого рассказа?(Володя и Вадик)

-Что же так испугало ребят? (шляпа)

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми.(да).

- Докажите словами из текста.(Разве шляпы бывают живые?).

- Объяснение выражение «тряслись от страха»? (боялись).

– О чём эта часть рассказа? ( )

– Придумайте название этой части. (Шляпа живая!). (Испуг).


Чтение 3 части- до слов «кто-нибудь за веревочку дергает».

- Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе). (они очень испугались)

А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).

- Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте). («Пойду к себе домой. Шляпы боюсь»)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики трясутся от страха)

– Придумайте название этой части. (Страх)

Чтение 4 части до слов - «шляпа как подскочит кверху).

- Кто из мальчиков был смелее? (Вадик).

- Докажите предложениями из текста. (« Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну»).

-Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? (взяли кочергу и палку).


-Как вела себя шляпа? (лежала возле стола и не двигалась)

- Почему?

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Стрельба картошкой). (Атака).

Чтение 5 части до конца.

- Как раскрылась тайна живой шляпы?(кошка закричала «мяу»)

- Что сначала высунулось из-под шляпы?(серый хвост)

- Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?(да)

- Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?(Вовка)

- Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?(схватил Ваську и стал его обнимать).

- Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?(фыркал и жмурился от света).

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?(страх, боязнь). Ему было страшно.

- Останутся котёнок и Вадик друзьями? (да)

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет).

–О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

- Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение. Радость).

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы). (Радость)

-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ).  Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором переживаем и посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

8. Итог урока. 

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Так почему же автор назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Под ней был котёнок, она двигалась, словно живая).

- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Как автор относится к героям своего произведения? (он над ними посмеивается, ребята ему нравятся).

В рассказе "Живая шляпа" мораль преподносится с чувством юмора. Данный рассказ учит ребят быть смелыми, так как их страхи могут оказаться беспочвенными. Дружба может стать главным помощником в решении любых трудных ситуаций.

9. Домашнее задание: еще раз прочитать рассказ, пересказать.

10. Оценки.

- Спасибо за урок! (слайд)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "живая шляпа"

Автор: Шигапова Сария Замгутдиновна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока литературного чтения «Живая шляпа» Н.Н.Носов."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_zhivaia_shliapa_n_n_nosov"
    ["file_id"] => string(6) "467754"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524735961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока внеклассного чтения по теме: "С другом веселее жить" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-po-tiemie-s-drughom-viesielieie-zhit"
    ["file_id"] => string(6) "125125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414916507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Живая шляпа" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-n-nosov-zhivaia-shliapa"
    ["file_id"] => string(6) "135623"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416939444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  Н.Н. Носов. "Живая шляпа" (2 класс) УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-n-n-nosov-zhivaia-shliapa-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180355"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425156639"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока по  литературному чтению, презентация  по  теме: " Урок - обобщение к разделу " Писатели -  детям" " "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-priezientatsiia-po-tiemie-urok-obobshchieniie-k-razdielu-pisatieli-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "121576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413996964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства