Тема: Н. Носов «Живая шляпа».
Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”. Прослушать рассказ в аудиозаписи.
2.Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
3.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, смелость, решительность.
Оборудование: шляпы, игрушечный котик, аудиозапись рассказа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями, кластер с портретом Н.Носова, иллюстрации к рассказу, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Проверка домашнего задания.
-Проверим домашнее задание. Какой рассказ читали на прошлом уроке? ( «Затейники» Н. Носова)
- Какие слова, близкие по значению, вы подобрали к слову «затейники»? (фантазеры, выдумщики, весельчаки).
- Актуализация знаний.
Носов- детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
- Название произведения зашифровано на слайде.
Слайд: « ЖВИЯА ( рисунок шляпы)
- Угадали? «Живая шляпа».
- А кто из вас знает, что такое шляпа?
- Значение слова «шляпа» в толковом словаре трактуется так: ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. (слайд)
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.). (Слайд).
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
4. Целеполагание.
- Какую цель поставим сегодня на уроке?
Словарная работа:
Кочерга –толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. (слайд). Используется для перемещения дров в печи и выгребания углей.
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. (слайд)
-Каким словом можно заменить слово-Треснуть? ( ударить).
-А слово – Плюхнулось? –(тяжело упало).
Соскочить (с дивана)- спрыгнуть вниз
Швырять- бросать с силой
Фыркать- с шумом выпускать воздух
5. Первичное целостное восприятие произведения
6. Проверка первичного восприятия текста.
-Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Какое настроение он у вас вызвал?
ФИЗМИНУТКА (на движение)
7. Повторное восприятие и анализ содержания.
Чтение 1 части –до слов « как позади что-то плюхнулось- упало на пол»
-Как звали кота? (Васька)
-Где сидел Васька?(На полу, возле комода)
-Что он делал в начале рассказа? (ловил мух)
- Что плюхнулось на пол?(шляпа)
– О чём эта часть рассказа?
– Как можно озаглавить эту часть? (Вовка и Вадик раскрашивали картинки). (Что-то плюхнулось). (Шляпа на комоде).
(Заголовки написать на листочках и повесить на доску).
Чтение 2 части- до слов «тут шляпа повернулась и поползла к дивану».
-Как звали мальчиков - героев этого рассказа?(Володя и Вадик)
-Что же так испугало ребят? (шляпа)
-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми.(да).
- Докажите словами из текста.(Разве шляпы бывают живые?).
- Объяснение выражение «тряслись от страха»? (боялись).
– О чём эта часть рассказа? ( )
– Придумайте название этой части. (Шляпа живая!). (Испуг).
Чтение 3 части- до слов «кто-нибудь за веревочку дергает».
- Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе). (они очень испугались)
А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).
- Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте). («Пойду к себе домой. Шляпы боюсь»)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики трясутся от страха)
– Придумайте название этой части. (Страх)
Чтение 4 части до слов - «шляпа как подскочит кверху).
- Кто из мальчиков был смелее? (Вадик).
- Докажите предложениями из текста. (« Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну»).
-Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? (взяли кочергу и палку).
-Как вела себя шляпа? (лежала возле стола и не двигалась)
- Почему?
- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. (Стрельба картошкой). (Атака).
Чтение 5 части до конца.
- Как раскрылась тайна живой шляпы?(кошка закричала «мяу»)
- Что сначала высунулось из-под шляпы?(серый хвост)
- Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?(да)
- Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?(Вовка)
- Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?(схватил Ваську и стал его обнимать).
- Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?(фыркал и жмурился от света).
- Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?(страх, боязнь). Ему было страшно.
- Останутся котёнок и Вадик друзьями? (да)
- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет).
–О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
- Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение. Радость).
– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы). (Радость)
-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ). Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)
-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором переживаем и посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
8. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто его автор?
- Так почему же автор назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Под ней был котёнок, она двигалась, словно живая).
- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).
-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).
- Как автор относится к героям своего произведения? (он над ними посмеивается, ребята ему нравятся).
В рассказе "Живая шляпа" мораль преподносится с чувством юмора. Данный рассказ учит ребят быть смелыми, так как их страхи могут оказаться беспочвенными. Дружба может стать главным помощником в решении любых трудных ситуаций.
9. Домашнее задание: еще раз прочитать рассказ, пересказать.
10. Оценки.
- Спасибо за урок! (слайд)