продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”
формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
развивать умение анализировать характер и поступки героев;
развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
совершенствовать навыки выразительного чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
I. Психологический настрой.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Разминка.
1. Научитесь читать скороговорку
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула.
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.
II. Постановка цели урока.
ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП
- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.
- Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)
- Почему? (Мы читаем его рассказы)
-С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? («Живая шляпа»)
-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?
– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали , а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.
– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.
Проверка домашнего задания
1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)
1) Кота в рассказе зовут:
а) Борька; б) Васька; в) Тишка.
2) Кот попал под:
а) платок; б) пальто; в) шляпу.
3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.
4) Чем стреляли мальчики в шляпу:
а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.
5) Кто был под шляпой:
а) щенок; б) котенок; мышонок.
-Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)
2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.
- Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)
натаком (комната)
токаршка (картошка)
модко (комод)
зикорна (корзина)
чергако (кочерга)
ватькро (кровать)
ноктёко (котёнок).
3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.
- Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.
- Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.
- Сделайте круговые движения глазами.
делайте “ленивые восьмерки”
IV. Изучение нового материала.
– Откройте учебник на с. 54
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– Как звали котёнка? (Васька)
– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)
Чем занимались ребята? (Играли)
– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)
– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)
– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?
( Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.
Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)
– Послушайте я буду читать начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. ( чтение рассказа до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” )
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)
– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
Почему автор именно так построил свой рассказ?
– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.
Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).
– Как развивались события дальше?( Прочитаем вторую часть по ролям.)
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– Подготовьте чтение( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)
– Придумайте название этой части. (Испуг)
– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)
– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумайте название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).
План
1. Котёнок играет.
2. Испуг.
3. Решение ребят.
4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?
Физ.минутка
– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.
V. Закрепление изученного материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации ).
– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
Что изображено на первой картинке?
– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.
Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.
Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент.Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.
Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
Молодцы! А сейчас следующее задание.
Игра “Восстанови слово”
– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)
( работа по вариантам)
к м д В л д В д к
ш л п с т л д в н
к х н к м н т к р з н
к т н к к р т ш к Н с в
– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)
К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…
Проверка (слайд 12)
VI. Рефлексия
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
VII. Подведение итогов урока.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?