2. развивающая:
-развитие связной речи учащихся, совершенствование умения анализировать поступки героев,
-развитие воображения учащихся при помощи словесного рисования эпизодов сказки, использование чтения по цепочке,
3. воспитательная:
- воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
-формирование положительной мотивации на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха.
Этап учебного занятия Виды деятельности | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Умения |
I.Орг.момент. Начало урока: введение. Актуализация знаний 7 минут Слайд 2 Сообщение темы и цели урока | 2 мин. | Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний | Быстро включиться в учебный процесс. Если готовы, то поднять сигнальные карточки. Показать свою готовность к уроку. Умение правильно и быстро работать. | Словесный, наглядный. | индивидуальная | Слайд 1 |
Деятельность учителя через коррекционные приемы | Деятельность обучающихся |
Приветствие. Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам. И каждый становится добрым доверчивым, пусть каждое утро длиться до вечера. - Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, потому что хотела поделиться с вами новостью. Дело в том, что сегодня на нашем уроке чтения открывается музей. В нём уже появились первые вещи писателя, о котором мы будем говорить. Давайте, скорей посмотрим на них. (картинка с изображением кинокамеры, кинопленки, ордена Красной Звезды) -Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи? -Возьмите листочки, зачеркните букву «У», составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и узнаете кому принадлежат эти вещи: Нуиукуоулуауйу Нуиукуоулуауеувуиучу Нуоусуоув Приём: «Удивляй!» -А хотите узнать о писателе много интересного? Слово об авторе. Носов родился 23 ноября 1908г в городе Киев, в семье актёра. Детство его прошло в посёлке Ирпень (недалеко от Киева). Разносторонне одарённый мальчик с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, радиолюбительством. Закончив школу-семилетку, работал рабочим на бетонном заводе. Затем поступил в Киевский художественный институт, откуда потом перевёлся в Московский институт кинемотографии. Окончил его в 1932 году и стал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 году орден Красной Звезды). По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений, а часто вообще сплошные диалоги, именно поэтому дети помнят их наизусть. В своих рассказах Н.Н. не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. - Что же нового вы узнали о писателе из моего рассказа? (на доске изображение Незнайки) В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен, Занят разными делами, Лишь учиться ему лень. Он – художник знаменитый, Он – известный всем поэт, Замечательно воспитан, Очень модно он одет. Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?... (Незнайка) - Ребята, а почему у нас на уроке появился именно Незнайка? Почему к нам не пришел Буратино? Приём «Встреча точек зрения». | Размещаются за свои рабочие места. Обучающиеся самостоятельно знакомятся с планом урок (смена динамических поз). Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор. Дети рассматривают картинки, ставят их в правильном порядке. Дети убирают лишнюю. Дети рассуждают. Потому что Незнайка – один из героев Носова. |
Этап учебного занятия Виды деятельности | Время | Цель | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
II. Контрольно – подготовительный этап: опрос по предыдущей теме. Приём: «Согласен - не согласен». Прием «Выставка книг» Первичное ознакомление с текстом | 5 мин. | Привлечь внимание, вызвать интерес к изучению темы урока. | Объяснительно-иллюстративный, проблемная ситуация. | фронтальная, индивидуаль-ная | Слайд 3 |
Деятельность учителя через коррекционные приемы | Деятельность обучающихся |
1.Игровой приём «Волшебное письмо» - Он узнал, что у нас открылся музей и не удержался – пришел к нам в гости. С собой он принес коробочку – в ней что-то лежит, и письмо: Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! Вспомнили меня? Какие книжки вы про меня читали? А какие мультфильмы смотрели? А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы. Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем! Сегодня вы услышите, а затем и прочитаете интереснейшую историю, которая случилась однажды с настоящими мальчишками, а со мной вы встретитесь через несколько уроков. До встречи! - Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н. Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрепанные, зачитанные. Как вы думаете, почему? - Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках. Вернемся к коробочке. (Учитель просит одного из учеников подойти к Незнайке, прислонить ушко, чтобы Незнайка открыл тайну, что лежит в коробке, но Незнайка молчит) - А я знаю волшебное слово и думаю, что мне Незнайка расскажет, что лежит в коробке. (Учитель наклоняется к Незнайке и сообщает детям, что он уже знает, что там за предмет, но не может рассказать, т.к. Незнайка хочет его оживить и подарить музею) - А чтобы делать предметы живыми, нужно много учиться. Ой, что-то наш Незнайка загрустил… Давайте научим Незнайку, как надо читать и играть. 2. Игровой прием
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
(Дети читают скороговорки) 3.Приём: учебный диалог, создание проблемной ситуации Но предмет в коробочке все еще молчит! Давайте каждый из вас поможет Незнайке «оживить» предмет. Ваша задача вернуть в слова –буквы. К…м…д В…л…д… В…д…к Шл…п… ст…л д…в…н К…т…н…к к…мн…т… к…рз…н… - Смотрите, Незнайка повеселел! Наверное, он любит играть? Ребята, а какая бывает игра? Учитель: - А какая бывает улыбка? Учитель: - А какая бывает шляпа? Какая шляпа у Незнайки? Учитель: - А как вы думаете, живые шляпы бывают? Учитель: - А это мы сейчас узнаем, прослушав рассказ Н. Носова "Живая шляпа". (Картинка изображением книги "Живая шляпа") | Чтение учеником. Дети называют ответ Ответы детей Дети рассуждают, применяя картинки. (Дети читают скороговорки) Ать-ать-ать-начинаем мы (играть). Ра-ра-ра-начинай играть с (утра). Ро-ро-ро-солнце светит нам в (окно). Лем-лем-лем-хорошо тебе и (всем). РА-РА-РА- вышла славная (игра) КИ-КИ-КИ- мы с тобой (ученики) АХ-АХ-АХ- победили мы свой (страх) РОК-РОК-РОК – продолжается (урок) Дети: - Весёлая, поучительная. Дети: - Добрая, счастливая. Дети: - Большая, синяя. Дети: - Бывают, не бывают. |
Этап учебного занятия Виды деятельности | Время | Цель | Компетенции | Методы, приемы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
III. -Вопросы по первичному восприятию -Повторение произведения детьми в игровой форме Физминутка в форме игры Словарная работа Самостоятельная работа 10мин | 10 мин. | Актуализация социального опыта учащихся. Организация познавательной деятельности. Показать обучающимся практическую значимость темы урока. | Знать словарные слова. | Давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке; успешности освоения цели урока | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядный; коррекционный прием, направленный на формирование пространствен- ной ориентации. | Подгрупповая | Слайд 4, 5 |
Деятельность учителя через коррекционные приемы | Деятельность обучающихся |
. Гимнастика для глаз. -Ребята у Незнайки беда, он потерял свои нос. -Помоги ему. -Чей это нос? -Какой Незнайка по счету? Где он находится? Глаза к работе готовы. - Понравился ли вам рассказ? - Какое настроение он у вас вызвал? - Так почему же он так называется? - Какие непонятные слова встретились в тексте? (комод, кочерга - картинки) Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей. Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи. Клюшка – спортивный снаряд для игры в хоккей. ПРИЕМ «Театр» - Что-то наш Незнайка снова загрустил? Наверное, дома сейчас идёт мультфильм, а он его пропустил. Ребята, а вы любите мультфильмы? А как вы думаете, легко создавать мультфильмы? Дети: - Да, нет. - Например, чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Легко создавать? Дети: - Нет. - Я вам предлагаю поставить спектакль под названием «Живая шляпа». Предварительно прочитаем трудные слова и объясним их значения. 3..Словарная работа плюх-ну-лось | со-скольз-ну-ла | по-смо-три | рас-кра-ши-ва-ли | под-прыг-нет | при-от-кры-ли | - А сейчас ваша задача, найти те предметы и тех действующих лиц, которые встретятся в нашем спектакле. Назовите лишние предметы. (на доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котенок, лыжи, клюшка, сани, лыжные палки) Сколько же предметов у нас получилось? - А пока мы с вами выполняли множество заданий Незнайка мне шепнул что этот предмет в коробке очень любит спектакли. Давайте покажем его нашим гостям и Незнайке! Приступим! Повторение произведения детьми в игровой форме СПЕКТАКЛЬ - А теперь тест. Как звали мальчиков – героев этого рассказа? Как звали кота? Где сидел Васька? Что случилось с Васькой? Найдите в тексте, что же испугало мальчиков? Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?(в тексте) Смешной или грустной показалась вам эта история? - Ой, что-то в коробочке застучало. (Учитель открывает коробку и достает книгу Н.Н. Носова) - Книга вам что-то хочет сказать! (Выходят ученики) 1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так некрасиво. 2. Если ваше чтение закончилось в определённом месте, вложите меж страниц закладку, чтобы я могла спокойно отдохнуть. 3. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что сырая погода мне вредна. 4. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными. - Как называется рассказ, который мы сегодня читали и играли? Кто автор? | На экране гимнастика для глаз Зрительный тренажёр Слайд 6. Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор. Смена динамических поз. Картинки вывешиваются на доску. Дети рассуждают. Дети рассуждают. Ответы сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде. Самостоятельная работа. Слайд 6. убрать картинку снеговика На карточках дети зачеркивают все прямоугольники Вожу лазером по алфавиту, дети читают слово. Слайды 7, 8, 9 с весенней природой. Дети под музыку идут по дорожке. Рассматриваем цветок. Тихо звучит музыка. Дети отвечают на вопросы. Самостоятельная работа с рисунками, у каждого обучающегося - индивидуальный рисунок. Проверка: дети рассматривают и сравнивают с образцом, высвечиваемым на слайде. Проверка: учитель проходит между рядами, дает словесную поощрительную оценку работам детей. |
Этап учебного занятия | Вре- мя | Цель | Компетенции | Методы | Формы | |
Знания | Умения |
IV. Рефлексивный этап. | 3 мин. | Оценивание результатов работы; осмысление. | Признаки успешности достижения цели. | Давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке; успешности освоения цели урока | Словесный, наглядный. | индивидуальная |
Деятельность учителя через коррекционные приемы | Деятельность ученика |
- Ребята, пусть похлопает одним пальчиком тот, кому было скучно на уроке и он считает, что мало работал. - Похлопайте двумя пальчиками те детки, которые считают, что они хорошо работали, но могут и лучше. - Похлопайте громко в ладоши те дети, которым всё понравилось, и они считают, что работали очень хорошо Игровой приём . - Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книга друзьями заходит в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума Прием: сюрприз.
Я хочу, чтобы вы не только продолжили знакомство с биографией Н.Н., но и полюбили бы чтение. Мне хотелось бы, чтобы вы, после нашего урока, с удовольствием бегали в библиотеку за новыми книгами! Награждение всех учеников. | Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам. Слайд 9, 10. |