Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | | | |
осуществляемые действия | формируемые умения | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки, простой карандаш, три цветных карандаша (зелёный, синий, красный)) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку | | | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. - Сегодня к нам на урок пришла девочка, героиня русских народных сказок, с просьбой помочь ей дойти до дома. Но она так растерялась, что забыла не только дорогу домой, но и своё имя. Помнит только, что она говорила в одной сказке: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». - Как зовут девочку? (Машенька) - Правильно. - Какой звук первый в имени девочки? (звук М) - Кому она говорила «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». (медведю) - Какой звук стоит первым в слове медведь? (МЬ) - Какой буквой обозначаются эти два звука? (буква М) - Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука М? (А, о, ы, у) - Какие гласные обозначают мягкость согласного звука М? ( и, е) - Сформулируйте тему урока. (Прописная буква М) - Какая цель нашего урока? (учиться писать прописную букву М, слоги, слова, где встречается прописная буква М) | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы – Буквы М, м | Принимают учебную задачу | | | | |
III. Актуализация опорных знаний. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На уроке обучения чтению вы познакомились с буквой М. - Что вы про нее узнали? - Сегодня мы с вами будем учиться писать прописную букву М, но чтобы до неё дойти нам надо пройти через дремучий лес. И сказать волшебные слова. «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!» - Справились мы с этим заданием. Но впереди ждут другие испытания. Одно из них это написать прописную букву М. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Воспроизводят по памяти информацию. Соотносят отгаданное | Фронтальный. Устные ответы | | | |
Беседа. Подбор слова к схеме-модели слова | | Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М! Г. Ванюхина Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем. Е. Тарлапан – Отгадайте загадку. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло.) – Составим на доске схему этого слова | | слово со схемой-моделью Воспроизводят по памяти информацию. Выполняют слого-звуковой анализ слова | | | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | - Чтобы написать красиво мы с вами разогреем пальчики. – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Собака». Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой – вертун, А сам ворчун | Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук | | |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой при письме, положение тетради. | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно, обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой | |
3.Работа в «Прописи 3» (с. 7). Анализ начертания и написание заглавной буквы М | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Откройте с. 7.Рассмотрите написание прописной буквы М. Сравните её с строчной. - Чем она отличается? (Размерами) Посмотрите, из каких элементов состоит буква М? Сравним ее с печатной буквой. - Обведите по контуру элементы заглавной буквы М. – Выполним письмо буквы в воздухе. – Пропишите букву по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. – Напишите букву М по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите заглавную букву М в прописи. -Устала Машенька, и присела отдохнуть, грустно ей стало, вспомнила дом, своих родных и близких, самого дорогого, самого близкого человека. - Как вы думаете, кого вспомнила Машенька? (Маму) - Правильно. Самый родной и близкий человек для любого из нас – это мама. – Напишите слоги-слияния Ма, Ме, Мы, Му. Как будете соединять буквы в слогах? - Прочитайте первый слог (МА), запишем данный слог с прописной буквы (один у доски). - Давай прочитаем два слога вместе. (Мама) - Читаем следующий слог (МУ), я предлагаю этот слог записать, (1 учащийся запишет на доске с объяснением) | Слушают учителя. Обводят по контуру элементы заглавной буквы. Рассматривают прописную букву М, прописывают элементы буквы, букву М, слоги и слово. Письмо буквы М под счет. Письмо слогов. Письмо слов. – Гласным звуком, ударение падает на первый слог | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы прописной буквы. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву М в соответствии с образцом. Объясняют правило правописания имен собственных. | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов прописной буквы М | |
4.Физкультминутка 5. Анализ начертания и написание заглавной буквы М | Коллективная, индивидуальная. Практический Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | Я иду, и ты идешь – раз, два, три. Я пою, и ты поешь – раз, два, три. Мы идем, и мы поем – раз, два, три. Очень дружно мы живем – раз, два, три - Отдохнула Машенька и отправилась дальше, и мы вместе с ней. - Пошла Машенька дальше по извилистой тропинке. А навстречу ей. (Загадка про кота) Мордочка - усатая Шубка полосатая Часто умывается, А с водой не знается. У кота есть имя и оно спрятано.(набор букв) - Найдите это слово в прописи, прочитаем хором -Сколько слогов? -Какой слог ударный? - Запишем это слово. (один уч-ся у доски). - Если слова Мурка встретится в середине предложения, мы его будем писать с маленькой буквы? – Напишите слово Мурка. – Проведем звуко-буквенный анализ слова Мурка. – Сколько слогов в слове Мурка? – Назовите 1-й слог. – Назовите 2-й слог. – Сколько звуков в 1-м слоге? Назовите. – Какие звуки составляют слог-слияние? – Сколько звуков во 2-м слоге? Назовите. – Они составляют слог-слияние? – Определите ударный слог. – Почему слово Мурка записано с большой буквы? Аналогично проводится работа над схемой слова молоко. | Ходьба на месте. Хлопки в ладоши. Прыжки на месте. Ходьба на месте Проводят звуко-буквенный анализ. – Два. – Мур-. – -Ка. – Три: [м], [у], [р]. – [М], [у]. – Два: [к], [а]. – Да. – Мур-. – Клички животных пишутся с большой буквы | Осуществляют профилактику утомления Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Фронтальный. Наблюдение учителя Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова |