Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"
Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"
Основные цели урока: 1) Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы. 2)Актуализировать способность применять изученное правило на письме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"»
Тема: Заглавная буква в именах собственных
Основные цели:
Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
2) Актуализировать способность к использованию изученного правила
на письме.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: презентация, карточки: для индивидуальной работы(2 уровня сложности);для работы в парах; компьютер
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №1)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
- Я знаю, что вы любите путешествовать.
-А хотите опять отправиться в путешествие?
Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
— Паровоз. (слайд 2)
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма. .
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
— Дата в дневнике наблюдений очень важна, откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число.
— Скорее в путь, мои друзья.
2. Релаксация. (Звучит музыка -отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
2.Актуализация знаний. Чистописание.( слайд 3)
- А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы).
- Найти лишнюю букву( буква «у», т.к. строчная)
— Объедините оставшиеся буквы в одну группу( заглавные, прописные, большие)
- Объедините оставшиеся буквы в одну группу( обозначают согласные, звонкие непарные звуки, состоят из одинаковых элементов)
( прописывание букв Л и М «носом» в воздухе, «глазами», затем в тетради по образцу)
3. Самоопределение к деятельности. (Слайд 4)
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);
2) согласовать тему и цель
- Ребята, пока мы записывали буквы, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова. (Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока -заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.)
4. Заглавная буква в именах людей. Слайд 5.
Наш паровозик приехал на сказочную полянку. А вот и новые пассажиры- папа с дочкой. Они решили с нами познакомиться.
-Что называет человек при знакомстве?
—Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.
У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.
— Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва».(Леонид) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )
— Запишите в свой дневник наблюдений имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.
— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Слайд 5
- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.
Если мы разгадаем сказочный кроссворд, то узнаем, что означают имена некоторых сказочных героев.
"В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).
Мальчик – луковка (Чиполлино)
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный верный друг.
Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло (Буратино) итал. buratino – кукла
Мультперсонаж,имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. (Чебурашка)
5)Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. (Снегурочка).
6) Девочка с голубыми волосами.
Она дружила с самим Буратино
Зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).
7) Она красива и мила
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
Слайд 6
Настя, Даня, Игорь, Света,
И Николь, и Леша с Седой,
И Фарид, Екатерина,
И Мария, и Кристина!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
ФИЗМИНУТКА для глаз. Слайд 7
5 Заглавная буква в отчествах людей. Слайд 8 -10
-Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло
Моего учителя зовут михаил.
- Все ли верно записал Незнайка?
- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество?
Работа в парах.
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
— Слово «отчество» означает - имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.
Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.
(Дети записывают отчества героев в тетради).
Слайд 11.
— Отчества людей пишутся с заглавной буквы
6. Заглавная буква в фамилиях людей.
-У нас в классе 2 Данила, 2 Насти, 2 Маши. Скажите , что я прошу их написать в случаях , когда они подписывают свои работы. (Фамилию).
-У каждого из нас есть фамилия.
– 900 лет назад появились первые фамилии. Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины, Селяхины; некоторые говорят о профессии – Кузнецовы, Плотниковы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин.
– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).
-Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.
— Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Физминутка «Поезд».(слайд)
На полянку мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.
Ниже, ниже приседай, а теперь скорей вставай.
Выше, выше, высоко, прыгаем легко, легко.
Ягодки покушаем, тишину послушаем.
7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей.
Работа по карточкам.
В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.
Базовый уровень.
Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.
(А, а)леша -
Анатольевна Кузнецов
Отчество
Уткин Сергеевич
Фамилия
Петрова Булкин
(Г, г) аля -
(И, и)ра-
(С,с) аша-
Повышенный уровень.
1 Из слов каждой строчки составь предложение. Вместо точек вставь слова роза, Роза. Объясни свой выбор.
окном, расцвела, под, красная …….
Под окном расцвела красная роза.
подругу, зовут, мою …….
Мою подругу зовут Роза.
2. От данных слов образуй фамилии и отчества
Фамилия Отчество
заяц
Иван
Андрей
Проверка
8 Включение в систему знаний и повторение. Слайд 12
Цель: организовать повторение изученных правил на уроке
Каждый ученик подписывает удостоверение юного путешественника, указывает свою фамилию, имя и отчество.
9 Рефлексия деятельности.
Цель:
1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:
2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их
3)оценить свою деятельность на уроке
-_Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
-Вот и заканчивается наше путешествие. Возвращаемся в школу. Оцените свою работу на уроке.Слайд 14(рисование солнышка на полях тетради)
Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.