-Что такое басня? (Литературное произведениенравоучительного, сатирического характера. В конце или в началебаснисодержится краткое нравоучительное заключение - мораль.)
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «Басни». Автор басни Иван Андреевич Крылов. Название произведения «Ворона и Лисица» (На слайде1 записаны фамилия, имя, отчество автора, название произведения)
- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.) (слайд 2 картинка книги)
-Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.
(Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнать, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)
Подготовка к первичному восприятию текста.
-Что вы знаете о лисе опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.) (слайд 3 картинка лисы )
- А как выглядит ворона? опишите ворону (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.( слайд 4 картинка вороны )
Первичное восприятие текста
-Просмотр мультфильма по литературного произведения Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». просмотр мультфильм
–Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Словарная работа.
–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем.
(Слайд 6)
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу
Пленил – очаровал, увлёк.
Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
X Анализ литературного текста.
1.Анализ развития события -Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)
- Прочитайте первую строку в басне .
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- Скажите мне , а как вы понимаете, выражение «бог послал»?(Ворона случайно нашла кусочек сыра)
- А о каком времени суток идёт речь?(Когда мы завтракаем – утром)
-Что произошло дальше? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.
(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.
На ту беду Лиса близехонько бежала
-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)
-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)
2.Анализ образа героев
- А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
-Как я вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).
-Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
-Автор назвал лису плутовка ,что это означает?(Что она хитрая и обманщица)
-Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)
- Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик,не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"
-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньинас похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло
-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Как автор относится к героям?
3.Проблемный анализ
-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?
(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)
4.Нравственная проблема
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
Творческая работа
Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.
Учебник Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]-2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-223с.ил. - (Школа России).-ISBN 978-5-09-030203-6.