Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В гости к природе"»
Тема: Урок-экскурсия «В гости к природе».
Цели: дать понятие об уроке-экскурсии.
Ознакомить детей с окружающей природой в осеннее время.
Дать учащимся представления о разных природных материалах, специфичных для данной местности.
Познакомить с правилами поведения на природе и экологическими требованиями.
Дать понятия об условиях сбора и хранения природного материала.
Планируемые результаты:
Предметные :различать виды природных материалов;сравнивать их свойства;осваивать технологию выполнения практической работы из природных материалов(сбор листьев,сушка листьев,создание из сухих листьев аппликации).
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Материалы и оборудование: конверты и пакетики для сбора природного материала.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Дети подготовлены для похода на природу. Учитель проверяет наличие у детей принадлежностей для сбора природных материалов.
2. Актуализация знаний и умений учащихся
Повторение материала прошлого урока.
-Что означает слово «технология»?
(Технология – это предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов)
-Чему мы будем учиться на уроках технологии?
(Изготавливать различные поделки, аппликации, изделия)
Что мы будем использовать в работе для создания изделий?
Может ли нам природа дать материал для изготовления поделок?
(Ответы детей).Показ образцов.
Учитель. На уроках технологии мы будем создавать красивые изделия, которые будут нам приносить радость. Эти вещи будут нужны для разных целей- для работы, учебы, отдыха, а также в качестве подарков своим самым близким людям.
Мы сейчас совершим прогулку в парк. Будем наблюдать за природой и одновременно соберем природный материал, который позднее понадобится нам для изготовления тех или иных поделок. Наше сегодняшнее занятие носит название «экскурсия», что значит «прогулка с полезной целью». Во время экскурсии вы узнаете много нового о природных материалах, познакомитесь с красотой родной природы.
Давайте всмотримся в красоту осенней природы. Нам помогу в этом красивые стихи.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну , конечно…(листопад)
Листопад,
Листопад!
Птицы желтые летят…
Может, и не птицы это
Собрались в далекий путь?
Может,это
Просто лето
Улетает отдохнуть?
Отдохнет,
Сил наберется
И обратно к нам
Вернется.
(И.Бурсов)
3.Подготовка к практической работе
Учитель. А что такое природный материал?
(ответы детей)
Учитель. Из самого названия становится ясно, что к природным материалам относится все то, что обильно преподносит нам сама природа. Они попадаются нам на каждом шагу, если мы отправимся в лес, в рощу, в поле, на берег моря.
Природный материал – это веточки, листья, шишки, жёлуди, орехи, каштаны, камни и многое другое. Также мы можем отыскать их в стенах собственного дома. Не верите? Оказывается, что семечки тыквы, дыни ,арбуза, яблока или сами овощи- все это тоже природные материалы.
Природный материал можно обирать только с земли. Нельзя ломать ветки деревьев. Деревья растут очень медленно, государство охраняет леса, и нам нужно тоже бережно к ним относиться, не портить деревья и не наносить вред природе.
4.Работа по технике безопасности.
Учитель. А какие правила сбора природного материала вы знаете? Как вы думаете, а почему так важно соблюдать эти правила?
Дети. Здоровье –самое главное богатство человека, его нужно беречь.
Учитель . Запомните правила, которые следует выполнять при сборе природного материала.:
При сборе листьев, веточек будьте осторожны, не наколите пальцев.
Если вы срываете траву, то не порежьтесь- травинки могут быть очень острыми.
Не подбирайте птичьих перышек, потому что птицы нередко бывают источниками разных видов болезней, которые могут передаться и людям. Этот природный материал надо промыть под струей проточной воды и просушить. Только тогда можно использовать перья в своей работе.
5. Проведение практической работы
Учитель . Давайте рассмотрим, какие листочки могут стать началом будущей коллекции.
- Отгадайте его название по народной загадке:
Белые платочки, зеленые махалочки.
Дети. Береза.
Учитель. Верно, это самое любимое дерево русских лесов-береза, у которой нежные некрупные листочки, а кора- белая, в черненьких полосках. Березу часто называют красавицей леса, не зря про это дерево даже песни поют. Посмотрите, ее лист-почти круглый, лишь слегка вытянутый, с острым кончиком.
Учитель .А про какое дерево эта загадка?
Когда будет лето
В полном разгаре.
Это дерево нам
«Снежинки» подарит?
В начале лета в воздухе начинают кружиться белые пушинки. Это цветет дерево тополь. Его листок похож на березовый, только немножко покрупнее. Это дерево лучше всех других деревьев очищает воздух.
Учитель: Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит?
Вот осиновый листок, он тоже округлый, только по его краям зубчики. Осина- очень нежное дерево, подует легкий ветерок, осина сразу начинает трепетать всеми своими листочками.
Учитель : А вот про какое дерево эта загадка:
Платье потерялось, а пуговки остались.
Дети. Рябина
Учитель. Верно, ответ-рябина, потому что после опадания с нее листочков остаются ярко-красные ягоды, которые висят почти всю зиму и являются кормом для птиц.
Учитель. Сучки рогатые
Плоды крылатые.
А лист –ладошкой,
С длинной ножкой.
Учитель . У клена лист состоит из пяти зубцов, словно растопыренная человеческая ладошка. Листья клена бывают самыми богато раскрашенными, не зря это дерево иногда называют «любимчик осени».
6.Правила сохранения листьев. Техника безопасности.
Вот как много листьев нам понадобится для будущих поделок. Но их надо еще и уметь правильно сохранить для наших будущих уроков. Послушайте информацию о том, как надо заняться сохранением собранного вами природного материала.
Прежде всего, собранные вами листья деревьев надо избавить от остатков влаги, из-за которой они у вас могут свернуться в трубочку и не будут пригодны для поделок.
1. Собранные листья необходимо положить между газетными листами, расправить их, положить на небольшом расстоянии друг от друга и прогладить теплым утюгом( это проводит только с помощью родителей)
2. Сверху следует положить груз, например. тяжелую книгу
3. При длительном хранении бумагу, находящуюся между листьями, время от времени следует менять.
7. Физминутка
В лесу на деревьях появляются не только нарядные и разные по форме листья. Созревают на них много интересных плодов-шишки, орехи, желуди.
Давайте поиграем в интересную подвижную игру-она так и называется : «Найди шишки, орехи. желуди».
Прошу вас выстроиться в один ряд.
Учитель проходит вдоль ряда детей, говоря каждому из них, кто кем окажется- «шишкой, «орехом», «желудем». Каждый из детей при этом выполняет свой жест, отделяющий его от остальных:
-«шишки» приставляют руки к ушам, растопыривают пальцы;
-«желуди» делают ладонями домик над головой в виде шапочки;
-«орехи» опускают руки вперед-вниз, слегка закругляя их в локтях.
После чего дети по команде учителя произвольно ходят по лужайке. Когда учитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов», «желудей» должен найти себе еще двух товарищей и взяться с ними за руки.
8. Продолжение практической работы.
Продолжаем сбор природных материалов. Нам понадобятся шишки, семена ясеня, желуди.
Каждый вид природных материалов следует положить в отдельный пакетик, а дома разложить на газете, чтобы подсушить.
9.Игровой момент.
Осень грустная настала,
Но не будем унывать,
Лучше осень по загадкам
С вами будем узнавать.
Ребята, поиграем с вами в осеннюю викторину? Тогда я буду задавать вопросы. А тот, кто даст верный ответ, получит от меня еще один кленовый листок. Так что слушайте внимательнее.
7.Дни осенью становятся длиннее или короче? (короче).
Вот какие вы молодцы, на все вопросы ответили. Посмотрите еще раз по сторонам, запомните, какой красивой бывает осенняя природа.
10.Игра: «Осенние листья»
Класс делится на четыре команды (по три человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая кленовые, третья берёзовые, четвертая тополиные листья.
11. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем необычном уроке-экскурсии? (Дети вспоминают и называют деревья кустарники, с которыми встретились во время экскурсии, проверяют, какие природные материалы им попались во время занятия, повторяют правила их сохранения дома для будущих школьных уроков).
А теперь собираемся идти домой. Не забудьте захватить с собой из парка дары природы- материал, который нам понадобится для будущих поделок на уроке технологии.
Название работы:Урок-экскурсия по технологии «В гости к природе».
Краткая аннотация:
Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. Уроки -экскурсии делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают ребенка, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.