Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема урока: родительный падеж.»
Темаурока: родительный падеж
Тип урока
Освоение нового материала
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
I. Организация начала урока
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
II. Актуализация знаний
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Продолжите ряд родственных слов.
– Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Выполняют чистописание.
Мы уходим все дальше в лес. Под ногами пышным ковром лежит мох, костяника сверкает в траве,
а грибы дразнят крепким запахом.
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку.
Где дорогу проложить?
Из чего деталь отлить?
Как конфеты начинить?
Сколько пуговиц пришить?
Кто на это даст ответ,
Чей поможет нам совет?
Первым кто найдет решение,
Кто проверит исполнение?
Знай, малыш, бери пример,
Заводской он … (инженер).
(См. РМ, Приложение 2.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
Г
И
Н
Ж
Е
Н
Е
Р
Н
И
Й
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
П
Р
О
И
Н
Ж
Е
Н
Е
Р
К
Т
– Подберите однокоренные слова к слову «инженер»
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
– С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
– Чем являются в предложении существительные в родительном падеже?
– Вспомните, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже.
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться правильно писать окончания имен существительных в родительном падеже
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.
– У имен существительных какого склонения в родительном падеже может быть окончание -и?
– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже?
– Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен существительных в данном предложении
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Вставляют пропущенные окончания.
V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 192).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее.
– Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают. Указывают имена существительные
в родительном падеже. Выделяют их окончания.
Дверца узкая под крышей –
(3-е скл.,
Р. п.),
Не для вешнего (2-е скл., Р. п.),
Говорливого (2-е скл., Р. п.).
(Почтовый ящик.)
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 193)
– Прочитайте. Назовите произведение С. Михалкова. («А что у вас?».)
– Спишите, вставляя пропущенные окончания.
– Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание -и, а у других – -ы. (См. РМ, Приложение 3.)
Списывают, вставляя пропущенные окончания.
Вот у Коли (1-е скл., Р. п.), например,
Мама – милиционер.
А у Толи (1-е скл., Р. п.) и у Веры (1-е скл., Р. п.)
Обе мамы – инженеры.
А у Левы (1-е скл., Р. п.) мама – повар
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных зна-
– Выпишите из упражнения 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение.
– Обсудите: какую профессию вы считаете самой важной? Почему?
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Работают в парах. Объясняют значение слов-названий профессий.
Работа
по учебнику
(упражнение 194).
– А кем бы вы хотели стать и почему? Составьте на эту тему текст.
Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4, 5.)
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие окончания у существительных в родительном падеже? (1-е скл. – -и, -ы; 2 скл. – -а,-я; 3 скл. –
-и.)
– Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. (От, до, из, без, для, около, у, с.)
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Продолжают высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.