развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, приставку, суффикс, окончание и основу.
Задачи: актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
отрабатывать навыки образования новых слов с помощью приставки и суффикса; формировать положительную мотивацию учения.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
Оборудование: рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Создание положительного эмоционального настроя.
На занятии будь старательным.
Будь спокойным и внимательным,
Всё пиши, не отставая, слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
Орфографическая минутка. Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс – ик) Как из маленького хвостика сделать большой? (отнять суффикс – ик) Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак) Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист) Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник) Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая) Грамматическая разминка. Работа в тетради.
Разгадайте ребусы.
(Ответ: слово, приставка, окончание, корень)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
(Ответ: о составе слова)
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.
Прочитайте сказку.
Спор частей слова.
Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.
- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.
- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.
- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.
- А без меня вы никто! – закричало Окончание.
Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.
Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.
- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!
Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.
Работа в тетради.
Задание № 1
Прочитай и запиши скороговорки. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Все бобры добры для своих бобрят.
Проворонила ворона воронёнка.
Задание № 2
Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?
К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.
Однажды глагол ВОДИТЬ решил собрать всех своих родственников. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт. Первыми пришли имя существительное ВОДИТЕЛЬ, прилагательное ВОДИТЕЛЬСКИЙ. Потом приехали глаголы с приставками ЗА-, ОТ-, ДО-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ-, НА- и другие. Каждый со своей семьей. Много гостей собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то постучал в дверь. Хозяин открыл дверь и впустил два слова: ВОДА и ВОДЯНОЙ.
- Здравствуйте, родственники! – говорят новые гости.
А глагол ВОДИТЬ в ответ:
- Мы гостям, конечно рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.
- Как так? – удивились гости, ведь у нас корень –ВОД- и у вас –ВОД-.
- Так-то оно так, - ответил глагол,- но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся, друг от друга – наши корни имеют разные значения.
- Внешний вид (звучание и написание) корней моих родственников может и измениться. Что же, мне тогда и родственниками не считать ВОЖУ, ВОЖДЕНИЕ и ВОЖАТЫЙ? Нет, уважаемые, это мои родственники, как бы они ни выглядели, мы одного корня, просто за долгую жизнь у многих из нас произошли чередования звуков в корнях.
- Дорогие слова, ВОДА и ВОДЯНОЙ, не расстраивайтесь, - вступились гости, сидящие за столом, - зовите всех сюда – и вашей семье хватит места. А мы будем только рады.
Задание №6
Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы.
У пеликанов особые клювы – сач…ки. Это даже не клювы, а клювище. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб…ю стайку, разинул клюв и подхв…тил сач…ком добыч… Удобно л…вить и в гн….здо рыбу н…сить. В сумку помещ…ется много рыбёшек. Сумоч…ка хорошо растягивается.
Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Итог занятия.
Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Состав слова"»
Тема: Состав слова.
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, приставку, суффикс, окончание и основу.
Задачи: актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
отрабатывать навыки образования новых слов с помощью приставки и суффикса; формировать положительную мотивацию учения.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
Оборудование: рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Создание положительного эмоционального настроя.
На занятии будь старательным.
Будь спокойным и внимательным,
Всё пиши, не отставая, слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
Орфографическая минутка. Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс – ик) Как из маленького хвостика сделать большой? (отнять суффикс – ик) Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак) Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист) Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник) Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая) Грамматическая разминка. Работа в тетради.
Разгадайте ребусы.
(Ответ: слово, приставка, окончание, корень)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
(Ответ: о составе слова)
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.
Прочитайте сказку.
Спор частей слова.
Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.
- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.
- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.
- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.
- А без меня вы никто! – закричало Окончание.
Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.
Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.
- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!
Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.
Работа в тетради.
Задание № 1
Прочитай и запиши скороговорки. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Все бобры добры для своих бобрят.
Проворонила ворона воронёнка.
Задание № 2
Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?
К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.
Однажды глагол ВОДИТЬ решил собрать всех своих родственников. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт. Первыми пришли имя существительное ВОДИТЕЛЬ, прилагательное ВОДИТЕЛЬСКИЙ. Потом приехали глаголы с приставками ЗА-, ОТ-, ДО-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ-, НА- и другие. Каждый со своей семьей. Много гостей собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то постучал в дверь. Хозяин открыл дверь и впустил два слова: ВОДА и ВОДЯНОЙ.
- Здравствуйте, родственники! – говорят новые гости.
А глагол ВОДИТЬ в ответ:
- Мы гостям, конечно рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.
- Как так? – удивились гости, ведь у нас корень –ВОД- и у вас –ВОД-.
- Так-то оно так, - ответил глагол,- но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся, друг от друга – наши корни имеют разные значения.
- Внешний вид (звучание и написание) корней моих родственников может и измениться. Что же, мне тогда и родственниками не считать ВОЖУ, ВОЖДЕНИЕ и ВОЖАТЫЙ? Нет, уважаемые, это мои родственники, как бы они ни выглядели, мы одного корня, просто за долгую жизнь у многих из нас произошли чередования звуков в корнях.
- Дорогие слова, ВОДА и ВОДЯНОЙ, не расстраивайтесь, - вступились гости, сидящие за столом, - зовите всех сюда – и вашей семье хватит места. А мы будем только рады.
Задание №6
Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы.
У пеликанов особые клювы – сач…ки. Это даже не клювы, а клювище. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб…ю стайку, разинул клюв и подхв…тил сач…ком добыч… Удобно л…вить и в гн….здо рыбу н…сить. В сумку помещ…ется много рыбёшек. Сумоч…ка хорошо растягивается.
Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.