kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, приставку, суффикс, окончание и основу.

 Задачи: актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;

отрабатывать навыки образования новых слов с помощью  приставки и суффикса; формировать положительную мотивацию учения.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.

Оборудование: рабочая тетрадь.

                                             Ход занятия

I  Создание положительного эмоционального настроя.

На занятии будь старательным.

Будь спокойным и внимательным,

Всё пиши, не отставая, слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.

Орфографическая минутка.  
Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс – ик)
Как из маленького хвостика сделать большой?  (отнять суффикс – ик)
Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)
Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист)
Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник)
Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)
Грамматическая разминка. Работа в тетради.

Разгадайте ребусы.

(Ответ: слово, приставка, окончание, корень)

Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

 (Ответ: о составе слова)

 Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

Прочитайте сказку.

Спор частей слова.

Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.

- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.

- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.

- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.

- А без меня вы никто! – закричало Окончание.

Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.

Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.

- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!

Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.

Работа в тетради.

Задание № 1

Прочитай и запиши  скороговорки. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Проворонила ворона воронёнка.

 

Задание № 2

Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел,                дарит,                  цветок-.

побежал,           садовник,            пилотка—.

вывез,                рубит,                 ручка-.

переход,            стрелка,              ножка-.

осушил,             красивый,          стройка-.

прошел,             водит,                 школьник

залетел,             варил,                  стенка-.

(Ответ: подарок, посадка, вырубка, перестрелка, окраска, проводник, заварка)

 

 

Задание № 3

Работа в парах.

К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

Лицо              ручка

дверь             плавник

зима               волна

рыба              глаз

море                день

(Ответ: лицо-глаз, дверь-ручка, зима-день, рыба-плавник, море-волна)

     

   

- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.

Динамическая пауза.

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз!

Задание № 4

 Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

                                                                

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник.      

                                                                                  

Мой корень – родственник сраженью, 

Приставка – в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землей.    

(Ответ: оценка, спутник, забойщик)

                                                                                     

Задание № 5

Сложи слово.

Записаны части сложных слов. Сложите и запишите получившиеся слова.

Лёд                        колоть

мясо                      косить

книга                    возить

вода                      рубить

сено                      ходить

(Ответ: ледокол, мясорубка, книголюб, водовоз, сенокос)

     Работа с книгой.

Прочитайте сказку.

                                                 Родственники.

    Однажды глагол ВОДИТЬ решил собрать всех своих родственников. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт. Первыми пришли имя существительное ВОДИТЕЛЬ, прилагательное ВОДИТЕЛЬСКИЙ. Потом приехали глаголы с приставками ЗА-, ОТ-, ДО-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ-, НА- и другие. Каждый со своей семьей. Много гостей собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то постучал в дверь. Хозяин открыл дверь и впустил два слова: ВОДА и ВОДЯНОЙ.

  - Здравствуйте, родственники! – говорят новые гости.

А глагол ВОДИТЬ в ответ:

- Мы гостям, конечно рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.

- Как так? – удивились гости, ведь у нас корень –ВОД-  и у вас –ВОД-.

- Так-то оно так, - ответил глагол,- но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся, друг от друга – наши корни имеют разные значения.

- Внешний вид (звучание и написание) корней моих родственников может и измениться. Что же, мне тогда и родственниками не считать ВОЖУ, ВОЖДЕНИЕ и ВОЖАТЫЙ? Нет, уважаемые, это мои родственники, как бы они ни выглядели, мы одного корня, просто за долгую жизнь у многих из нас произошли чередования звуков в корнях.

 - Дорогие слова, ВОДА и ВОДЯНОЙ, не расстраивайтесь, - вступились гости, сидящие за столом, - зовите всех сюда – и вашей семье хватит места. А мы будем только рады.

Задание №6

Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы.

У пеликанов особые клювы – сач…ки. Это даже не клювы, а клювище. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб…ю стайку, разинул клюв и подхв…тил сач…ком добыч… Удобно л…вить и в гн….здо рыбу н…сить. В сумку помещ…ется много рыбёшек. Сумоч…ка хорошо растягивается.

Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Итог занятия.   

Рефлексия.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Состав слова"»

Тема: Состав слова.

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, приставку, суффикс, окончание и основу.

Задачи: актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;

отрабатывать навыки образования новых слов с помощью  приставки и суффикса; формировать положительную мотивацию учения.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Создание положительного эмоционального настроя.

На занятии будь старательным.

Будь спокойным и внимательным,

Всё пиши, не отставая, слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.


Орфографическая минутка.
Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс – ик)
Как из маленького хвостика сделать большой? (отнять суффикс – ик)
Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)
Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист)
Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник)
Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)
Грамматическая разминка. Работа в тетради.

Разгадайте ребусы.

(Ответ: слово, приставка, окончание, корень)

Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

(Ответ: о составе слова)

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

Прочитайте сказку.

Спор частей слова.

Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.

- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.

- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.

- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.

- А без меня вы никто! – закричало Окончание.

Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.

Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.

- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!

Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.



Работа в тетради.

Задание № 1

Прочитай и запиши скороговорки. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Проворонила ворона воронёнка.



Задание № 2

Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел, дарит, цветок-...

побежал, садовник, пилотка—...

вывез, рубит, ручка-...

переход, стрелка, ножка-...

осушил, красивый, стройка-...

прошел, водит, школьник

залетел, варил, стенка-...


(Ответ: подарок, посадка, вырубка, перестрелка, окраска, проводник, заварка)





Задание № 3

Работа в парах.

К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

Лицо ручка

дверь плавник

зима волна

рыба глаз

море день

(Ответ: лицо-глаз, дверь-ручка, зима-день, рыба-плавник, море-волна)


- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.


Динамическая пауза.

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз!

Задание № 4

 Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник.      

Мой корень – родственник сраженью, 

Приставка – в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землей.    

(Ответ: оценка, спутник, забойщик)

Задание № 5

Сложи слово.

Записаны части сложных слов. Сложите и запишите получившиеся слова.

Лёд                        колоть

мясо         косить

книга         возить

вода         рубить

сено         ходить

(Ответ: ледокол, мясорубка, книголюб, водовоз, сенокос)

Работа с книгой.

Прочитайте сказку.

Родственники.

Однажды глагол ВОДИТЬ решил собрать всех своих родственников. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт. Первыми пришли имя существительное ВОДИТЕЛЬ, прилагательное ВОДИТЕЛЬСКИЙ. Потом приехали глаголы с приставками ЗА-, ОТ-, ДО-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ-, НА- и другие. Каждый со своей семьей. Много гостей собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то постучал в дверь. Хозяин открыл дверь и впустил два слова: ВОДА и ВОДЯНОЙ.

- Здравствуйте, родственники! – говорят новые гости.

А глагол ВОДИТЬ в ответ:

- Мы гостям, конечно рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.

- Как так? – удивились гости, ведь у нас корень –ВОД- и у вас –ВОД-.

- Так-то оно так, - ответил глагол,- но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся, друг от друга – наши корни имеют разные значения.

- Внешний вид (звучание и написание) корней моих родственников может и измениться. Что же, мне тогда и родственниками не считать ВОЖУ, ВОЖДЕНИЕ и ВОЖАТЫЙ? Нет, уважаемые, это мои родственники, как бы они ни выглядели, мы одного корня, просто за долгую жизнь у многих из нас произошли чередования звуков в корнях.

- Дорогие слова, ВОДА и ВОДЯНОЙ, не расстраивайтесь, - вступились гости, сидящие за столом, - зовите всех сюда – и вашей семье хватит места. А мы будем только рады.

Задание №6

Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы.

У пеликанов особые клювы – сач…ки. Это даже не клювы, а клювище. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб…ю стайку, разинул клюв и подхв…тил сач…ком добыч… Удобно л…вить и в гн….здо рыбу н…сить. В сумку помещ…ется много рыбёшек. Сумоч…ка хорошо растягивается.

Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Итог занятия.

Рефлексия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Состав слова"

Автор: Чернева Ирина Владимировна

Дата: 05.06.2019

Номер свидетельства: 513447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_sostav"
    ["file_id"] => string(6) "373533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482755994"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока  "Состав слова" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-sostav-slova-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "172013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423752444"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока русского языка на тему: Состав слова.Основа и окончание. "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "195894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427977729"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства