I Самоопределе-ние к деятельности | Каждый день - всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта». М. А. Шолохов Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его? Учитель напоминает о многозначности слова «язык». (Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находящийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседника.) Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе. | Дети участвуют в беседе учителя. | Личностные : Формируем способность оценивать жизненные ситуации. Коммуникативные : Формируем умение выражать свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Откройте тетрадь. Что надо записать? - Запишите: Классная работа. Чистописание. пр дл жн (на доске) - Какое слово получится, если добавить гласные буквы? - Запишите с комментированием. - Что знаете про предложение? (работа с кластером) предложение состоит из… выражает… слова связаны по… в конце ставятся… Создание проблемной ситуации. - Прочитайте два набора слов. 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. - Можно назвать эти слова предложениями? - Составьте из каждого набора слов предложения. - Удалось это сделать? Почему? | Запись числа с комментированием. Запись самостоятельно: Классная работа. - Предложение состоит из слов, выражает законченную мысль. Слова связаны по смыслу. В конце предложения ставятся .?!. - Нет. - Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой. | Познавательные : 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные : 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III Постановка учебной задачи | Работа по учебнику. - Откройте учебники на стр. 59. - Прочитайте тему раздела и посмотрите на центральный кадр кинопленки. - Что вы видите? Как этот кадр связан с нашей темой? – Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? – Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? – Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое. | - Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой. - Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны. -Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа. |
IV Построение проекта выхода из затруднения | - Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение? - Составьте предложения. - Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились? - А с самими словами что-то произошло? -Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы уже это делали. - Попробуйте установить связь между словами. С каких слов начнем? - Какие вопросы поставим? -Соедините стрелкой. - Попробуйте задать вопрос к следующим словам. - От какого слова задавали вопрос? - Соедините стрелкой. - Какой план получился? Сделайте вывод: - Как слова связаны в предложении? - Как это узнать? Сравните его с авторским в учебнике. 2. Работа по учебнику. Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически. Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения. Тихий дождик моросит. 1) В предложении говорится о дождике. (Что?) Дождик. Дождик (что делает?) моросит. Дождик моросит – это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками. 2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос. 3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово. 3. Творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как? (устно) Достроить предложение: Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра. Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо. | а) поменять местами слова: порхать и прыгать б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их. Кузнечик прыгает в траве. Бабочка порхает над цветами. (Запись на доске) Кузнечик стрекочет в траве. Бабочка летает над цветами. - Связали, соединили слова по смыслу. - Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь. - Задать вопросы от одного слова к другому. - С главных, с грамматической основы. 1. Определим грамматическую основу предложения. - Поставим вопрос кто?, что делает? (Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает. Это грамматическая основа предложения. 2. Связь покажем стрелкой. - Прыгает (где?) в траве. 3. Поставим вопрос к оставшемуся слову . - От слова-названия действия. 4. Связь покажем стрелкой. Дети делают вывод и читают текст учебника в рамке. | Регулятивные: Умение: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действий Коммуникативные: Умение: - слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов Предметные: Умение: - развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении; устанавливать действующее лицо и его действие |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физминутка | - Сейчас давайте ещё раз проговорим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Игра: «Правильные и неправильные предложения» За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Без труда рыбку наловишь из пруда. Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Один в поле не воин. Старый друг хуже новых двух. Ласковым словом ничего не добьешься. | Работа в парах. Дети по очереди друг другу рассказывают алгоритм установления связи слов в предложении. - Находим в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) - Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь. - Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь. Если предложение по смыслу не правильное, то дети встают. | Коммуникативные : 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные : 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
VI.Самостоя тельная работа с самопроверкой | - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Подумайте, с каким заданием вы справитесь. (Делают отметку на Шкале успешности) Разноуровневые задания. 1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами по алгоритму. Спелые яблоки упали на землю. 2 уровень. Составь из слов предложение и установи связь между словами по алгоритму. В воздухе, первые, закружились, снежинки. 3 уровень. Составь предложения на тему «Осень» и установи связь между словами по алгоритму. - А теперь оцените как вы справились с заданием. - У кого оценка совпала? - У кого результаты оказались ниже? - Что у вас вызвало затруднения? - Значит ли это, что мы на следующем уроке продолжим работать над этой темой.? | Проверка: 1-2 уровень самопроверка. Выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают. | Предметные: 1. Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. 2. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. 3. Группировать слова по вопросам. 4.Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Личностные : Формируем умение оценивать работы. |
VIΙ Рефлексия | Задайте вопросы по теме урока друг другу. Игра «Плюс-минус» Предложение состоит из слов. Слова в предложении не связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы. В конце предложения ставится только точка. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа. В предложении от слова к слову нельзя задать вопрос. 3. Продолжите фразу: - Было интересно узнать, что… - Меня удивило… - Было трудно… - Теперь я умею… Домашнее задание. Составить текст из 4-5 предложений на тему «Зима». Найти грамматическую основу. | -Вопросы: - Как связаны слова в предложении? - Как показать эту связь? Работа в парах. На карточках дети рядом с истинным утверждением ставят +, рядом с ложным -. | Личностные : Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы. |