Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме " Разделительный мягкий знак"»
Конспект урока русского языка 2 класс по теме
« Разделительный мягкий знак»
Ход урока.
1
Играет музыка+ видеофрагмент
В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 2 «Д» класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают, а как в жизни применяют?
Сегодня мы это и проверим.
Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Мы отправимся с вами в одну очень интересную сказку. Но к путешествию, нам с вами нужно подготовиться, сказка эта далека, поэтому нужно занять правильно своими места. Проверьте, пожалуйста, свою посадку: ваша спина касается спинки стула, между партой и животиком проходит кулачок, наклон головы проверили, верхний уголок тетради смотрим в правый угол нашего класса. Молодцы!
В пути нам пригодятся очень крепкие руки и красивый почерк. Поэтому подготовим наши руки к письму.
2. Каллиграфическая минутка. а) Подготовка руки к письму. - А сейчас, повторяем за мной (подготовим руку к письму в тетради): Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. (Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
Точка отправление – сегодняшнее число 18 февраля. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях. С красной строки –классная работа.
Сегодня мы будем красиво писать удивительную букву. - Мы напишем мягкий знак.
Нежно капелькой
Вот так(показываю)
- начинаем писать в середине рабочей строки: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;
- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв. Пишем её до конца строчки.
Ребята, мы отправляемя за тридевять земель,а вдруг там разговаривают на волшебном языке? Мы должны быть готовы ко всему. Пополним сейчас наш словарный запас. Запишите слово Словарь.
Теперь все готово к путешествию. Путь наш не близок и лежит он через моря… А на чем мы можем отправиться по морю? Конечно же это корабль.
Закройте глазки, положите голову на парту и представьте, что вокруг вас огромное , необъятное море.Волны бьются о борт корабля. Чайки кричат. Вас согревает теплое солнышко и обдувает легкий, морской ветерок. Ой, кажется на горизонте показался какой-то остров. Держим курс на остров.
( в этот момент на доску вывешиваю наглядности:три домика (Красный, синий и белый), и буквы : С Е М Ь Я)
Мы сходим на берег и видим, что попали в волшебную сказку. Открываем глазки
В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в три десятом царстве жили-были буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Это была буква мягкий знак - Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово семья.
Стали буквы составлять слово семья. семя — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. —Слово СЕМЬЯ –обозначает Группу живущих вместе близких родственников., а у нас получилось слово семя — Зёрна, предназначенные для посева. И так крутились буквы и так, но ничего у них не получалось.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в середине слова. Получилось СЕМЬЯ.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
Сегодня, мы поговорим о волшебной букве – мягкий знак.
На доске три копилки: Знаем, не знаем, узнали
Знаем: (не обозначает звука, придаёт мягкость предшествующему согласному, не пишется в чк, чн, чт, нч, щн, при переносе нельзя отделять от предыдущего слога) (дети поднимают карточку зеленого цвета)
Не знаем: может быть разделительным, пишется перед буквами е,ё,ю,я, может поменять значение слова.(показывают карточку красного цвета)
- А Хотите все это узнать?
Тема нашего урока РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ мягкий знак
Для того,чтобы все это узнать,нам придется продолжить путешествие и отправиться в следующий город. Садимся в автомобиль и поехали.
Физминутка
Приехали в город « Все знайкин». Я думаю, что здесь мы найдем ответы на наши вопросы
- Перед вами слова: на доске: кольца, колья.
- Прочитайте их. Понятны ли вам значения этих слов?
( кольца – например украшения, имеют форму круга)
(колья – заострённые палки с одного конца)
- Запишите эти слова в свою тетрадь
- Что общего у этих слов? (есть мягкий знак, начинаются со звука к;2 слога; одинаковый первый слог, первый слог ударный, обозначают предметы во множественном числе)
- А чем эти слова отличаются? (мягкими знаками)
- В чём отличие мягкого знака в этих словах? (указываю на мягкий знак)
В слове кольца показатель мягкости – давайте это докажем (закрываю), читаем колца – есть такое слово – нет. Значит……мягкий знак здесь необходим. Посмотрите, между какими буквами стоит мягкий знак (между согласными).
Это доказывает, что??? (что мягкий знак – показатель мягкости)
- Правильно, в этом слове мягкий знак выполняет очень важную миссию, он смягчает согласную букву)
- Отлично
- Обратим внимание на слово колья, какую важную миссию выполняет здесь мягкий знак? Разделительный – давайте докажем
(закрываю, произносим)
- Что получилось? Коля..
А колья и Коля – имеют одно и то же значение? (Нет)
- Это доказывает, что разделительный мягкий знак здесь необходим, чтобы прочитать раздельно коль-я.
(Вешаем на доску букву П- что означет,Мягкий знак может ПОМЕНЯТЬ лексическое значение слова
подчеркнем буквы перед мягким знаком и после.
- Сделайте вывод, что он разделяет?(согласную букву и я).
- Ребята, а можно сказать, что в обоих словах букв больше чем звуков? (Да, нет)
- А как доказать наш ответ на этот вопрос? (посчитать, сделать транскрипцию)
- Давайте сделаем транскрипцию этих слов.
- Двое из учеников работают с транскрипцией у доски, остальные в тетради.
Кольца [кол’ца]- записать количество букв и звуков
- Посчитайте сколько в слове букв, сколько звуков ( в слове кольца: 6 б., 5 зв.)
- Почему букв больше, чем звуков? (мягкий знак звука не обозначает)- верно
Следующие слово:
Колья [кол’й’а]
- Внимательно произноси каждый звук.
колья
- Итак, сколько букв в слове колья? (5)
- А звуков? (тоже 5, я после мягкого знака обозначает 2 звука)
- Произнесём ещё раз вместе слово колья.
- Что делаем после звука л ? (остановку)
- Какие звуки слышим, после звука л ? ( й а )
- Какой буквой на письме обозначены эти звуки? (буквой я)
- Какой сделаем вывод о букве я после разделительного мягкого знака? (буква я после разделительного мягкого знака обозначает 2 звука)
-Так, какое же открытие мы совершили?
- Где пишется разделительный мягкий знак? Показать на колья(в середине слова после буквы согласного звука перед буквой я)
- Молодцы, мы совершили еще одно открытие
Иди, прикрепи наше второе открытие (Я)
Почему символ нашего открытия буква Я (буква я после разделительного ь знака даёт два звука й,а)
- Ребята, давайте обратимся к учебнику и выясним, перед какими ЕЩЁ буквами, кроме буквы я, пишется разделительный мягкий знак.
А страница 32 и упражнение 52 нам это подскажет
- Читаем первое слово (ателье), перед какой буквой написан мягкий знак (перед буквой е), а сейчас закроем пальчиком разделительный мягкий знак, что получилось…..есть такое слово?- нет, необходим разделительный мягкий знак?
- Записываем вместе со мной это слово (на доске)
- Какие звуки обозначает буква е после разделительного мягкого знака?
Аналогично по цепочке все слова, спрашиваю других детей
Бельё - перед какой буквой написан мягкий знак,
а сейчас закроем пальчиком разделительный мягкий знак, что получилось…..есть такое слово?- нет,
необходим разделительный мягкий знак?
- Записываем вместе со мной это слово (на доске)
Какие звуки обозначает буква ё после разделительного мягкого знака?
Вьюга - перед какой буквой написан мягкий знак,
а сейчас закроем пальчиком разделительный мягкий знак, что получилось…..есть такое слово?- нет,
необходим разделительный мягкий знак?
- Записываем вместе со мной это слово (на доске)
Какие звуки обозначает буква ю после разделительного мягкого знака?
Друзья - перед какой буквой написан мягкий знак,
а сейчас закроем пальчиком разделительный мягкий знак, что получилось…..есть такое слово?- нет,
необходим разделительный мягкий знак?
- Записываем вместе со мной это слово (на доске)
Какие звуки обозначает буква я после разделительного мягкого знака?
Ручьи - перед какой буквой написан мягкий знак,
а сейчас закроем пальчиком разделительный мягкий знак, что получилось…..есть такое слово?- нет,
необходим разделительный мягкий знак?
- Записываем вместе со мной это слово (на доске)
Какие звуки обозначает буква и после разделительного мягкого знака?
Сделаем вывод. Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы, перед гласными буквами е, ё, ю, я, и)
- Молодцы
Работа с правилом
А помните, вы мне говорили, что любите играть? (Да)
- Хотите еще поиграть?
Дело в том, что из слов убежали мягкие знаки, и вам предстоит их найти. Если карточка с мягким знаком зелёного цвета, это?? (мягкий знак – показатель мягкости), А если карточка с мягким знаком оранжевого цвета, то это? (разделительный ь)
Будьте внимательны и подберите для каждого мягкого знака подходящее слово.
Вы наверное догадались, где спрятались наши мягкие знаки и слова?
- на спинках ваших стульчиков
- Готовы? (Да), начали, оказываю помощь (убрать доску) ( работа в парах. На спинках стула приклеены карточки : Зеленый Ь и оранжевый Ь. И два слова. Дети сообща должны правильно вставить мягкие знаки.)
- Ребята все вернули мягкие знаки на место? (Да)
А давайте разделим эти слова на группы. Слева положите слова с мягким знаком-показателем мягкости согласного звука, а справа – слова с разделительным мягким знаком.
- Ребята, давайте проверим, все ли слова верно распределили?
- И это наше третье открытие
- Иди, прикрепи наше открытие. (Ь)
- А почему наше третье открытье это мягкий знак? (потому что познакомились с разделительным мягким знаком)
- Ребята, посмотрите среди наших карточек, встретилось интересное слово – чутьё, скажите а вы знаете значение этого слова? (ответы детей)
У животных - Способность чуять, что – то отыскивать
Подумайте, а у человека есть чутьё? (да, в переносном значении)
Способность подмечать, угадывать, сразу улавливать, понимать что-нибудь.
- А в слове чутьё – после какой буквы идёт мягкий знак? (после Т)
- Так после каких букв пишется разделительный мягкий знак? (после согласных)
- И это будет наше четвёртое открытие
Выходи, прикрепи наше открытие (буква Т)
- Какие вы молодцы!
- Посмотрите, сколько открытий вы совершили!
- И что же у нас получилось? (ПЯЬТ) (набор букв)
- А попробуйте составить слово? (ПЯТЬ)
- вызываю четверых учеников и отдаю в руки карточки
- А давайте вспомним все наши открытия:
- П – поменяло слово значение
Я- это гласная которая стоит после разд. Ь, и даёт два звука
Т – согласная после которой, пишется разделительный мягкий знак
Ь – это главный герой нашего урока, мы познакомились с разделительным мягким знаком и повторили, что мягкий знак бывает ещё показателем мягкости
- Подумайте, а почему нашим главным открытием стало слово – пять? ( потому что мы хотим получить пятёрки, пять- это хорошая отметка..)
- И в слове пять – есть мягкий знак. (ребята садятся)
- Вы сказали, что пять – это очень хорошая отметка, я вам ребята желаю получать только хорошие отметки, и как можно больше…
А нам пора возвращаться домой. Учиться применять новые знания на практике. Наше время подходит к концу, поэтому мы воспользуемся заклинанием Гарри Поттера. Закройте глаза. На счет один- взмахните волшебными палочками, на счет два – хором говорим ПОРТУС, на счет три- открываем глаза.
Один,Два,три…
-VII. Итог урока. Рефлексия + музыка
Сегодня вы сделали много открытий. Скажите, а что вы узнали нового о мягком знаке?
Разделительный. Ь знак пишется после согласных букв, , перед гласными е, ё, ю, я, и,
Разделяет согласные и гласные буквы 2 роль разделительного .ь
- Ребята, а кому сегодня на уроке было легко? (поднимите красный сигнал)
- А у кого возникли затруднения? (не переживайте, вы продолжите работать с разделительным мягким знаком, и преодолеете свои затруднения)
- Умнички!
- Ребята, впереди у нас замечательный праздник- 8 марта.Это праздник всех девочек,женщин,бабушек и конечно мам.Я предлагаю вам взять листочки на ваших партах и написать ОДНО СЛОВО, своему самому дорогому человеку –маме
в этом слове обязательно будет мягкий знак. И оно должно быть добрым, ласковым, приятным. А я хочу вас познакомить с замечательным произведением ,которое написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». У него есть замечательный альбом «Детям» в который входит произведение «МАМА».
(пишут слова , слушая композицию)
- А я написала записку вам всем ребята, прочитать вам?
- Я написала слово друзья, потому что мы с вами помогали друг другу и в беде не бросили. И я хочу вам пожелать друзья, чтоб вы совершали разные и интересные открытия день за днём! Вы все большие умнички, мне очень приятно было с вами работать.
На парте у вас лежат , теперь мы уже можем так назвать,- волшебная буква-мягкий знак. Он нам поможет оценить наш урок.
Если вам урок понравился и был для вас полезным -нарисуйте веселое личико. Если урок вас ничему не научил и вы не нашли ответы на свои вопросы- то нарисуйте грустное лицо.