Конспект урока русского языка
Программа: Школа России
Класс: 4
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1
Тема: Предложение как единица речи
Тип урока: Освоение нового материала.
Цель: создание условий для формирования знания о предложении как единице речи.
Образовательные:
Ознакомить с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания;
Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов;
Способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память;
Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.
Воспитательные:
Воспитывать умение сотрудничать;
Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
УУД:
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Учитывать разные мнения;
Контролировать свои действия и действия других людей.
Личностные:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Основные ресурсы: учебник;
Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация.
Форма работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «ж» в соединении с буквой «ш».
– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)
– Назовите другие парные согласные.
– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.
Жизнь дана на добрые дела.
Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах.
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Отгадайте загадки.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
Загудел глазастый жук.
Обогнал зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.
(Автомобиль.)
– Запишите слово «автомобиль», выделите орфограммы.
Подберите однокоренные слова, синонимы к слову
.
Самоопределение к деятельности.
- Составьте предложение с этим словом, запишите.
- Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.)
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Из чего состоит наша речь?
– Что такое предложение?
– Как определить предложение в устной речи? в письменной речи?
– Прочитайте тему урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания
5. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
– Прочитайте запись на доске:
Птицы летят
– Можно ли эту запись назвать предложением?
(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)
– Прочитайте с разной интонацией.
– Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается к каждому предложению.)
Работа по учебнику
Упр. 12 (с. 13)
– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение?
– Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.)
– Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов?
- Как выделяются границы предложений на письме?
– Определите главные члены предложения.
– Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».
– Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя.
(Взаимопроверка, взаимооценка)
Вывод: – Как в устной речи и на письме выделяются предложения? Отчего это зависит?
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр. 13 (стр. 13)
- Прочитайте.
- Можно ли данную группу слов назвать предложением?
- Составьте из каждой группы слов предложения.
- Можно ли назвать эти предложения текстом?
– Какой темой их можно объединить?
- Как можно озаглавить текст?
– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему.
(Запись предложений с комментированием)
Упр. 14 (стр. 14)
– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.)
– Где нужно поставить точки?
– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.
– Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания.
– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет
- Спишите текст, разделяя его на предложения.
Что это шумит за окном это ветер кружит разноцветные листья выйди на улицу и собери яркий осенний букет
(Самопроверка)
Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
9. Подведение итогов урока.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Какую языковую единицу можно назвать предложением?
- Как отличить предложения от группы слов, словосочетаний?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Как обозначаются границы предложений в устной и письменной речи?
Домашнее задание
Учитель проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 15 в учебнике