kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан для обучающихся 4 класса. На уроке используются  проблемно-поисковый метод, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, работа в группах, работа в парах, групповая дискуссия,  активные методы обучения. На уроке применяются разнообразные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская основная общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области



Урок русского языка

в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Автор: Проскурина В.П.


Тема урока. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени


Целевое назначение урока:

Применение умений и навыков в условиях решения учебной задачи .

Тип урока: урок овладения новыми умениями

Цель урока: создать условия для наблюдения за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени.


Планируемые результаты

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Познавательные

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели).

Регулятивные

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составлять план и последовательность действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Соблюдать грамматические нормы речи.


Учебные задачи:

  1. Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени.

  2. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения.

  3. Контролировать собственные действия при написании глаголов в форме прошедшего времени.

  4. Устанавливать связь между выбором окончания глаголов в форме прошедшего времени родом имён существительных.

  5. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления.

Учебно - методическое обеспечение:

- учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В. Иванов, 2014 г.;

- рабочая тетрадь №2;

- карточка самоконтроля;

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Минутка чистописания

1. Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание.

мечтаешь помешаете строит клеит

- Что общего у этих слов? (глаголы) Что вы знаете о глаголе?

- Чем отличаются? (1 и 2 спр.), окончания, вопросы

2. Составить цепочку из букв Е, И, а так же из букв, которые находятся в алфавите между ними.

- еёжзи еёжзи

III. Словарная работа.

Светил, светила, гореть, светило, светили.

- Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (глаголы) Какое слово лишнее, докажите? (гореть) . Почему оно лишнее? (неопр.ф.)

- Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? Подумайте, над какой темой урока мы будем работать.

-Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?

(Обозначают действие, которое уже совершено.)

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.)

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.)

–  Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)


IV. Постановка цели и определение учебных задач

А) Определение темы и цели урока

Уч: - К какому блоку относится урок?

Д: - Правописание.

Уч: - Какие задачи решаем на уроках данного блока?

Д: - Учимся писать грамотно без ошибок.

Уч: - Назовите тему урока.

Д: - Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Уч: -  Предлагаю рассмотреть задания в учебнике и в тетради. Какие шаги мы сделаем для изучения данной темы?

Д: - Вставлять окончания глаголов, работать в группе и в паре, подбирать к каждой форме глагола подходящие имена существительные, находить ошибки.

Уч: -  Какую цель поставим перед собой на урок? Обсудите в парах.

Д: - Научиться писать окончания глаголов в прошедшем времени.

V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов).

1) Работа по учебнику с .20

Д: - Урок начинает рубрика «Давай подумаем».

- От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

- Спиши предложения, выбирая нужные окончания.

- Подчеркни в каждом предложении слово, которое помогло тебе сделать правильный выбор окончания.

(4 ученика выходят к доске, записывают, делают вывод)

- Выделите окончание.

- Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)

- Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

М.р. ж.р. ср. р.

- Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?

- Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

Уч: - Обсудим вывод, сделанный Аней.

(Учащиеся должны согласиться с этим выводом)

Д: - Выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и формы числа слова, с которым связан данный глагол.

Вывод:

глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

VI. Физминутка

Потрудились - отдохнуть,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,

Выполним движения.

Ж.р. приседают девочки

М.р. приседают мальчики

Ср. р. Наклоны в стороны

Мн.ч. качают головой

Читали, побежал, красило, танцевала, пошёл, играли, рисовала, вышивал, писали, светило.

VII. Закрепление связи окончаний глаголов в форме прошедшего времени и ряда имен существительных.

1. Работа с текстом.

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите карточку № 1. Что вы видите? (Тексты.)

- Почему вы так считаете? (Несколько предложений, связанных по смыслу.)

- Давайте их прочитаем.

А) Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой. Идут морозы один другого злее, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. (К.Д. Ушинский)

б) Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день мальчик трудился: ловил рыбу, набирал ягоды, собирал душистое сено.

- Какой текст соответствует теме нашего урока? (Второй.)

- Почему? (В нём все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.)

- Какой глагол из текста можно употребить с существительным путешественники? Аргументируйте. (Отправились. Окончание глагола совпадает с окончанием существительного.)

- Какой глагол или глаголы можно употребить с существительным заяц? Почему? (Трудился, ловил, набирал, собирал. Окончания глаголов совпадают с окончанием существительного.)

- Чего не хватает у нашего текста? Какие признаки ещё должны быть? (Заголовок.)

2. - Из предложенных пословиц выберите ту, которая могла бы быть заголовком текста:

Лето собирает, зима поедает.

Лето – страдная пора.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Красное лето – зелёный покос.

(Учащиеся обсуждают каждую пословицу, выясняют их значение и приходят к выводу, что подходит вторая пословица.)

3. Работа в группе

Уч: - Какое задание продолжает урок?

Д: - Упражнение номер 2 на странице 21.

Уч: - Прочитай Кирилл задание.

Д: - Подбери к каждой форме глагола подходящие имена существительные.

Уч: - Предлагаю это упражнение выполнить в группах. Напомните правила работы в группе.

Д: - В группе должен быть ……..

Уч: - Выберите командира. Подойдите к предметному столику, возьмите задание своей группы. Прочитайте задание (Дополнительно: выделите суффиксы глаголов).

VIII. Проверка

Уч: - Я прошу группы презентовать свои работы……

Д: - Нам было предложено к каждой форме глагола подобрать подходящие имена существительные. (Шумел ветер, шумела девочка, шумело море, шумели дети. Стоял солдат, стояла погода, стояло утро, стояли дети. Убежал ребёнок, убежала Даша, убежало молоко, убежали ученики. Отвечал Дима, отвечала Маша, отвечало зеркало, отвечали дети.)

Уч: - Не забывайте оценивать свою работу в листе оценивания.

IX. Применение полученных знаний.

Уч: - Урок продолжает упражнение 4 в учебнике на с.22. Прочитает задание Диана.

Д: - Найди ошибки в работе Кирилла.

Уч: - Назовите глагол и слово, с которым он сочетается?

Д: - Скворцы вывелись. Прилетает скворец. Детёныши выросли. Скворец прилетает.

Уч: - Запишите в тетрадь. Ребята, что вы заметили?

Д: - Мы записали нераспространённые предложения.

X. Итог урока.

- Закончи фразу.

- Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал?, что делала?, что делало? что делали?

- Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам

- Глаголы прошедшего времени мн.числа не … изменяются по родам и числам

XI. Рефлексия

Уч: - Предлагаю оценить свою работу на уроке. Напомните тему урока, цели.

Уч: - Я хочу оценить вашу работу, как вы усвоили тему урока. Предлагаю выполнить задание в тетради на странице 5 упражнение 1 самостоятельно.

XII. Домашнее задание. Учебник с. 22 упр.5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Проскурина Валентина Петровна

Дата: 19.01.2020

Номер свидетельства: 536478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""Правописание глаголов будущего времени""
    ["seo_title"] => string(48) "pravopisaniie-ghlagholov-budushchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "276402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452709864"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока русского языка 4 класс. ПШН"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-pshn"
    ["file_id"] => string(6) "305725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457974543"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_pravopisanie_glagolov_proshe"
    ["file_id"] => string(6) "582516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622746852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства