Тема: Имя существительное
Цель: формировать умение распознавать одушевлённые неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников читают свои тексты, составленные по репродукции картины И.Т. Хруцкого.)
III. Актуализация знаний
(Работа в группах.)
— Разделите слова на группы.
Лиса, и, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.
— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
— Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)
— Что обозначают эти слова? (Предмет.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)
— Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?Какая?Какое?)
— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)
— Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)
— Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)
— К какой части речи они относятся? (Предлоги.)
— Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)
— К какой части речи они относятся? (Союзы.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Осень, листва, книга, книжный, луг.
— Какое слово лишнее? Почему? (Книжный — это имя прилагательное.)
— К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
— Что вы знаете об имени существительном?
— Приведите примеры имён существительных.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 93 (с. 55).
— Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)
— Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)
— На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)
— Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)
— На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной. (Трактор.)
— Найдите слово трактор в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом трактор, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 55).
— Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.
— К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
— Чем они похожи? (Написанием.)
— Чем отличаются? (Ударением.)
— А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)
— Объясните значение каждого слова.
— Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.
— Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше друзей и подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней ей быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е. Измайлов
2. Упражнение в написании имён собственных
— Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя серёжка!»
— Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита — маргаритки, с поля — Поля, серёжку — Серёжка.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена существительные.
Стол, за которым ты сидишь.
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж.
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба —
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
— Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.
— Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.
— Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?
Домашнее задание
Упр. 96 (с. 56).