Конспект урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными "
(3 класс. Учебник А.В. Полякова)
Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».
- Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.
Задачи урока:
- Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными.
- Учить переносить известные способы проверки орфограмм корня на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, самостоятельность.
- Развивать речь детей и обогащать их словарный запас.
- Развивать рефлексию и адекватность самооценки.
Ход урока:
Орг. момент. Ввод в тему.
- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
- В столовой никто не задержался? Кто успел купить и отведать пирогов? Вкусные? С чем пироги? А капустные были?
- А я люблю пироги с капустой и очень люблю русский язык. Хочу, чтобы вы грамотно владели своим родным языком. Вот 1-ое задание.
Запись на доске:
|п`и р о к| |к а п у с н ы й` | |ф к у с н ы й`|
- Запишите эти слова у себя на карточках.
- Проверим. 1-ое слово? (Пирог). Объясните орфограммы.
- Можно ли безударный гласный в слове «пирог» проверить словом «пир»? (Этимологич. родств. связь, т.к. пирог – праздничный хлеб).
II . Сообщение новой темы. Постановка учебных задач.
- Как вы написали 2-ое слово? Мнения разделились, попробуйте доказать, что именно ваша запись верная.
В результате этого необходимо выяснить:
- на каком основании пишем «т»;
- с какой новой языковой ситуацией мы столкнулись;
- каких знаний нам не хватает, чтобы сделать правильный вывод.
Дети самостоятельно формулируют задачи урока. Учитель открывает тему урока, записанную на доске, обобщая ответы детей.
Работа над новой темой.
- Давайте попробуем определить этапы работы над этой орфограммой.
Коллективно составляется Памятка, записывается на доске.
1.Определить ошибкоопасное место. 1.?
2.Подобрать однокоренные слова. 2. =
3.Выяснить, есть ли этот согл. в корне. 3. + или -
- А теперь испытайте эту Памятку на 3-ем слове (Вкусный).
Дети рассуждают, делают вывод:
- Внимание! Может показаться то, чего нет! Проверяй!
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
Спишите слова, написанные на доске, используя Памятку.
Сер..це, учас..ник, со..нце, ненас..ный, радос..ная, извес..ный, свис..нул, прекрас..ный, чудес..ный, запас..ливый, гиган..ский.
Проверка с объяснением.
- Прочитайте ещё раз эти слова, обратите внимание на согласные, которые вставили. Что вы заметили? Вывод: какие согласные могут быть непроизносимыми? Почему? В какой ситуации они не произносятся?
Гимнастика для глаз.
Работа по развитию речи с использованием новых знаний.
- Составьте устно предложения со словами «пирог, вкусный, капустный».
Запись этих предложений с орфографическим комментированием (предварительно оставив одну чистую строку).
- У нас получилось одинаковое начало будущего сочинения, которое вы закончите дома. Не забудьте озаглавить ваш рассказ.
VI . Подведение итогов. Выставление оценок.